Консультации для родителей «Развитие речи наших детей» в подготовительной группе
До школы осталось немного времени. Все вы знаете,
поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным
психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на
речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения,
согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь
ребенка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей –
явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К
сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают
процесс развития речи на самотек.
А речь ребенка к моменту поступления в школу должна быть:
Грамотной Понятной Выразительной Осмысленной Богатой Это идеал. А что же
получается на самом деле? Проблемы наших детей. В наше современное время наши
дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у
телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст
мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот
и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает
множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед
школой:
Односложная речь
Состоящая из одних простых предложений речь
Бедная речь
Недостаточный словарный запас
Слова – «паразиты»
Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это
результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
Грамотные вопросы
Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
Составление рассказов
Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему,
пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
не могут логически объяснять
Речь не выразительна
Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с
выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром
темпе или медленном, выделять главные слова.
Плохая дикция
Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.
Что же делать? Мы приготовили папку – ширму с информацией для вас по развитию
речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и
различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы
можете поиграть дома. Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь
наших детей развивалась в норме?
1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
· Составлению творческих рассказов
· Составлению рассказов по картине, по серии картин
· Пересказам
2. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию
выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс
чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки,
чистоговорки.
4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей
делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо
спросить ребенка «как догадался? », «почему? »
5. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
Ребёнку хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить,
действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища.
Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка
дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом
и психическими особенностями. Игры родителям на заметку:
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу
слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по
смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А
называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;
Слушать — глядеть — смотреть;
Трусливый — тихий — пугливый;
Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.
«Два приятеля»
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький, смелый —
(храбрый, прекрасный — (красивый) и т. д.
«Семейная олимпиада»
Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря
признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет
способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен
подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?
«, «какая? «, «какое? «, «какие? «. Например: трава (какая она) — зеленая,
мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …
Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование
уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое) .
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая) .
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая) .
Ведро синее, а ведерко … (синенькое) .
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое) .
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький) .
Дом низкий, а домик … (низенький) .
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая) .
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку
выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку) .
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой) .
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге) .
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам) .
Что дома делать надо:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на
собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда
спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у
вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у
ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам
(логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
3. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка
направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы
возникнут
4. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи
ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше
произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте
прочитанное
5. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
· Ты самый любимый!
· Ты очень многое можешь!
· Что бы мы без тебя делали!
· Иди ко мне!
· Садись с нами!
· Я помогу тебе.
· Я радуюсь твоим успехам
· Расскажи мне, что с тобой
Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.