Консультация для родителей старшей группы детского сада. Формирование основ финансовой культуры у ребёнка
Дорогие
мамы и папы, бабушки и дедушки!
Вы, конечно заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются
новые интересы: он чаще задаёт вопросы, на которые порой взрослому нелегко
ответить; пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы, просит вам рассказать
сказку, почитать книгу, активно обсуждает всё происходящее вокруг и, что совсем
неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, как экономика и финансы.
С экономикой и финансами ребёнок сталкивается постоянно: когда идёт с
родителями в магазин, где просит купить понравившуюся игрушку; когда в банке
или сберкассе вносят плату за квартиру, газ и свет, когда бабушка с дедушкой
дарят деньги…
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение
знаний об окружающей жизни, и в частности-о финансово-экономических отношениях.
Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые
категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим
содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, даже искусство пользования.
Поэтому современная педагогическая наука ориентирует взрослых на формирование у
детей элементарных знаний о мире финансов и экономики уже в старшем возрасте. Я
же начала свою работу в средней группе, разработав вводный курс по формированию
основ финансовой грамотности.
Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируется способность к
аналитико-синтетической деятельности, начинают закладываться основы логического
мышления, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения в мире
экономических ценностей, свои способы действий и приобретает жизненный опыт.
За основу я взяла образовательную программу «Приключения кота Белобока, или
экономика для малышей» разработанная в целях финансового просвещения детей
старшего дошкольного возраста.
Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом
федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка
реконструкции и развития.
Занятия организовываются в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», а также
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования-ФГОС
(полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского
развития, учёт индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьёй и
др.) И направлена на достижение следующих целей:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций.
(Компетентность-это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и
опытом собственной деятельности, позволяющим выносить объективные суждения и
принимать точные решения)
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств ценностных ориентиров, необходимых для
рационального поведения в сфере экономики.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития
и образования детей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно—эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Предлагаю Вам познакомиться с содержанием базового модуля программы «Финансовая
азбука».
Раздел «Потребности» -способствует формированию первоначальных
представлений о потребностях:
-знакомит детей с многообразием потребностей человека;
-формирует представления об ограниченности возможностей;
-учит определять разницу между «хочу» и «надо»
В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека;
различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для
жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.
Раздел «Труд» -способствует формированию первоначальных
представлений о труде:
-расширяет представления детей о труде взрослых;
-знакомит детей с многообразием профессий человека;
-способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.
В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда
для человека.
Раздел «Товар» -способствует формированию первоначальных
представлений о купле-продаже товаров:
-знакомит детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена»,
«покупка», «распродажа»;
-учит определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
-объясняет роль торговли в удовлетворении потребностей человека;
-объясняет, от чего зависит цена товара;
-воспитывает понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему
надо относиться бережно.
В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и
покупкой-продажей товара;
- сравнивать цены на товар, объяснять разницу; выбирать товар в соответствии с
ценой и качеством.
Раздел «Деньги» - способствует формированию первоначальных
представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и
накопления:
-знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад»,
«кредит», «валюта»;
-учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой,
между банкнотами разного достоинства;
-помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег;
-способствует развитию умения детей пользоваться деньгами;
-формирует разумное отношение к расходованию денег.
В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и
покупкой-продажей товара;
-сравнивать цены на товар, объяснять разницу;
-учиться пользоваться и разумно расходовать деньги.
Раздел «Семейный бюджет» -способствует формированию
первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой
грамотности в семейной экономике:
-знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и
расходов) и динамикой;
-учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои
запросы как члена семьи;
-формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и
экономии бюджета семьи;
-формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.
В результате, ребёнок умеет объяснять структуру семейного бюджета:
-размышляет о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии;
-понимает потребности и возможности семьи;
-учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.
Очень хочется, чтобы родители с пониманием отнеслись к данному курсу обучения,
чтобы сформировать первоначальные экономические представления у детей, которые
способствуют эффективному развитию и воспитанию личности будущего гражданина,
ответственного и успешного.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.