Консультация для родителей в детском саду «Элементарные навыки звукового анализа у дошкольников»
Еще
несколько десятилетий назад дети поступали в школу, не умея читать и писать.
Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы
его интеллектуальное развитие в школьные годы проходило более успешно.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой
ана¬лиз и синтез устной речи, то есть мысленное расчленение слова на
составляющие его звуки и наоборот (соединение звуков в слова).
Обучение звуковому анализу слова предполагает:
- определение наличия звука в слове;
- выделение первого и конечного звука в слове;
- определение последовательности и количества звуков в слове;
- определение места звука в слове (в начале, в середине или в конце слова);
- различение по фонетическим характеристикам звука (умение дифференцировать
гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, согласные твёрдые и
мягкие).
Развитие навыков звукового анализа и синтеза является одной из важных задач
речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые
предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные
нарушения устной и письменной речи.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и
их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они
могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до
пол¬ной неспособности определить количество, последовательность или позицию
звуков в слове.
После пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное
ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения
звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука. Если
выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, то
сложным формам звукового анализа необходимо обучать специально.
Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой
структуры слов. В первую очередь, необходимо следить за тем, чтобы сами
родители и дети правильно называли согласные звуки ([М], а не [МЭ] или [ЭМ];
[С], а не [ЭС] или [СЭ] и т.д.) и ни в коем случае не путали звуки с буквами.
Буквы являются графическим символом звуков.
! БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ,
ЗВУКИ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ !
Для звукового анализа и синтеза детям дошкольного возраста следует выбирать
только те слова, написание которых не расходится с произношением. Например, со
звонкими согласными: Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед
согласными, эти звуки оглушаются: ЗУБ, где вместо [Б] слышится [П]. Также не
рекомендуется предлагать слова для звукового анализа, в которых присутствуют
йотированные звуки: Е, Ё, Ю, Я, так как эти звуки выполняют двойную роль и
могут обозначать как один, так и два звука. Выделяя звуки в слове, ребенок
опирается на звучащее слово, а не на записанное.
реклама
Звуки
бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, можно тянуть,
при их произнесении воздух свободно выходит из ротовой полости и не встречает
преграду. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.Согласные
звуки пропеть нельзя, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении,
встречает преграду: язык, губы, зубы, нёбо. Согласные звуки бывают твёрдыми и
мягкими. Твердые согласные звучат «сердито» и обозначаются на схеме синим
цветом. Мягкие согласные звучат «ласково» и обозначаются на схеме – зеленым
цветом. Например, в слове УГОЛ звук [Л] - твёрдый, в слове УГОЛЬ звук [Л']
- мягкий. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без
участия голосовых связок, детям объясняется, что когда произносим глухой звук,
голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Предложите
ребёнку, произнося тот или иной согласный звук, положить ладонь на горло и
определить «звенит» ли оно). Например, в слове ПОЧКА звук [П] - глухой, в
слове БОЧКА звук [Б] - звонкий.
Для занятий вам пригодятся кружки или квадратики (фишки) из плотного картона
красного, синего и зелёного цветов, можно использовать цветные карандаши
аналогичных цветов. С помощью этих фишек ребёнок сможет выкладывать звуковые
схемы слов, может раскрашивать их в тетради. Можно использовать магниты данных
цветов для игр на магнитной доске, мольберте или дверце холодильника. Кстати,
дверца холодильника – отличное место для выкладывания не только звуковых схем,
но и слов из магнитных букв, пока мама готовит ужин.
Составим звуковые схемы слов: КОТ И КИТ.
Слово «КОТ». Произносим все звуки этого слова по порядку ([К], [О], [Т]).
Сколько звуков в слове «КОТ»? В слове «КОТ» три звука. Даём характеристику
каждому звуку (звук [К] – согласный, твёрдый, глухой; звук [О] – гласный; звук
[Т] - согласный, твёрдый, глухой). Слово «КИТ». Произносим все звуки этого
слова по порядку ([К], [И], [Т]). Сколько звуков в слове «КИТ»? Три звука.
(звук [К] – согласный, мягкий, глухой; звук [И] – гласный; звук [Т] -
согласный, твёрдый, глухой).
Примерные игровые задания
* «Поймай звук»
Игра с мячом. Договариваемся, какой звук ловим. Взрослый называет слово,
ребёнок говорит, есть или нет в этом слове нужный звук.
* «Поймай звук за носик»
Взрослый произносит слово, а ребёнок называет в нём первый звук. Если игра идёт
трудно, можно для начала поменяться с ребёнком местами – он называет слово, вы
– первый звук.
* «Какой звук?»
Взрослый произносит звук, а ребёнок выкладывает фишку, либо поднимает флажок
соответствующего цвета.
* «Придумай слова с заданным звуком»
Взрослый с ребёнком по очереди придумывают как можно больше слов с определённым
звуком.
* «Поймай последний звук в ладошку»
Взрослый просит ребёнка медленно проговаривать слово и последний звук, выделяя
голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»
* «Цепочки слов»
Взрослый с ребёнком по очереди называют слова, но каждое следующее слово должно
начинаться на последний звук предыдущего слова.
* «Собери сло
во»
Взрослый произносит слово по звукам, например ([Д], [О], [М]), а ребёнок должен
догадаться какое это слово.
* «Закончи слово»
Игра с мячом. Взрослый начинает слово, а ребёнок добавляет недостающий звук.
Например: ШУ [М], ШУ [Т].
* «Начало, середина, конец»
Взрослый произносит слова с определённым звуком (например [С]), а ребёнок
определяет его позицию в слове. (СОМ – звук [С] стоит в начале слова, МОСТ –
звук [С] находится в середине слова, НОС – звук [С] - в конце слова).
* «Выложи слово»
Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без
него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе, магнитной доске или
дверце холодильника.
Примерные слоги и слова для звукового анализа:
- Слова из двух звуков: УМ, УС, АХ, ОХ.
- Слова из трех звуков: МАК, ДОМ, ИВА, БЫК, ПУХ.
- Слова из четырёх звуков: МАМА, ВАЗА, АИСТ, ГУСИ, УТКА, ЗОНТ, МОСТ, ТАНК.
- Слова из пяти звуков: СУМКА, КОШКА, ЛИМОН, НОСКИ, БАНАН, БАНКА. И т.д.
Для успешного обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего
развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной
активности. Помните, уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку
преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки
звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему
ребёнку в дальнейшей успешной учёбе в школе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.