На третьем году жизни дети
становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность,
ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие,
речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное
мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных
способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и
орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя
натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми
модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и
образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они
осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые
предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года
жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом
возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,
конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия.
Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине
третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено
тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо
предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» —
окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету;
различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего
фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но
произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная:
возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального
действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период
начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием
орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда,
начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с
именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет.
Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него
формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом,
упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от
нескольких месяцев до двух лет.
Стремимся к
самостоятельности!
Кризис
3 лет
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом
– один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение,
пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от
взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ», возрастание
его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной
перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его
инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у
ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со
взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в
поведении:
1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не
на само действие,
которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он
не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый
человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена
семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать
наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка, который
настаивает на чем – то
не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал
взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение
определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при
изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость,
с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том,
что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно
расхотелось.
Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с
улицы.
Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить
по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с
совершенно унылым видом.
3. В переходный период может появиться строптивость. Она
направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в
раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему
предлагают и делают другие.«Да ну!» - самая распространенная реакция в таких
случаях.
4. Разумеется, ярко проявляется тенденция к
самостоятельности:
ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление,
но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные
конфликты со взрослыми.
5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В
этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным
ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою
власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не
будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей,
вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти
здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям,
которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота».
6. Интересная характеристика кризиса 3 лет – обесценивание.
Что
обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и
дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться
(обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую
игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к
вещам) и т. п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к
другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.
( из книги И. Ю. Кулагиной, В. Н. Колюцкого «Возрастная
психология»).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ
РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?
(из книги Н. М.
Метеновой «Взрослым о детях»)
- Не придавайте большого значения упрямству. Примите к
сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком
и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
- Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему
ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и
не может вас понять.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы
сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
КАК ПРЕОДАЛЕТЬ
КАПРИЗЫ?
Сначала нужно понять причины капризов и
упрямства. Ими могут быть:
- Нарушения режима дня.
- Обилие новых впечатлений.
- Плохое самочувствие во время болезни.
- Переутомление (физическое и психическое).
Преодолеть капризы можно, если:
- Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
- Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова
«нельзя».
- Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в
достижении цели.
- Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной
со взрослыми деятельности.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Как надо вести
себя родителям
в период кризиса ребенка трех лет
По тому,
на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях.
Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за
правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш
страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в
психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку
детства. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не
в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения,
станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и
обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему
самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не
соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места,
чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по
несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете
ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность
«можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек,
дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно
поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм»
ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое
его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено,
в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку
трудно понять.
И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это
Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя
самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания малыша намного
превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с
трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.
К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его.
Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел
обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли
горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится
рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает
полностью обед.
В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону,
шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему
какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек для письма.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы
ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а
равный им товарищ и их друг.
Как не надо
вести себя родителям
во время кризиса ребенка трех лет
Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные
для Вас проявления его самостоятельности.
Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка
может повыситься чувство ответственности.
Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому
что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не
подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем,
– это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам
завуалированного мщения исподтишка.
Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем
с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство
родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего
малыша.
|