ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО рлзвлия |
консулотдп для РОДИТЕЛЕ“ |
Ребенку исполнилось полтора года. Он весел и активен, все понимает, развит «не по гоДам». Но... молчит, как рыбка, ИЛИ Довольствуется николькими словами. Что происхоДит с МСЧЫШОМ, и что Делать роДитеим? Речь — это высшая психическая функция, свойственная только человеку, которая формируется постепенно и планомерно. В 2-3 месяца начинается гуление, своеобразная тренировка Дыхания и развитие интонационной системы языка; в 4-6 месяцев появляется лепет, малыш пытается соеДиншпь отДельные звуки, тем самым готовясь к словообразованию, к 12-14 месяцам появляются первые слова. 2-2,5 года — переломный периоД в развитии. Малыш накопил большой пассивный запас слов, его органы артикуляции окрепли. В это время происхоДит скачок в развитии речи — первые фразы, преДложения из трех и более слов. Многие роДители рассказывают о «чуДе»: еще неДелю назаД малыш произносил отдельные слова, а сегоДня новые слова льются из него, как из рога изобилия. |
повод для ТРЕВОГИ |
Не нужно сравнивать своего малыша с другими и расстраиваться из-за того, что ваш молчит, а его ровесник шпарит, пусть и картавя, наизусть стишок Маршака. (Кстати, знание нескольких стишков в раннем возрасте вовсе не означает, что ребенок гениален, как это иногда кажется родителям. Автоматическое запоминание ригмичных строчек, конечно, полезно, но вовсе не свидегельствует о богатом словарном запасе). Волнение могут вызывать следующие проблемы: в З месяца ребенок не поворачивается, когда вы обращаетесь к нему; в 4—7 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п», в 10—12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослыми слов, не оборачивается, когДа его окликают, не имитирует звуки взрослой речи; в 1—2 года не может показать изображение на картинке («где мишка?»), не понимает простейших вопросов; в 2—3 года путает понятия «верх», «вниз», не может выполнить последовательно Две команды («ПоДними мячик и Дай его мне!»), составить фразу из 2-3 слов; в 3—4 года не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «ГДе?». Его не понимают посторонние, он употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков. Малыш гули, лепетал и Даже почти баптал, но вдруг... замолчат. Стоит обратиться к специалистам (неврологу или логопеду). ПногДа такая «остановка» может сигнализировать о нарушениях слуха уши о неврозе. |
ЧТО TAk0E «ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»? |
ЗРР отличается от более тяжелых форм недоразвития речи тем, что малыш прекрасно понимает обращенную к нему речь, не путается в значении похожих по звучанию слов. То есть развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, соответствуя уровню речи ребенка младшего возраста. В чем причина? Причины задержки речи могут быть разными. Например, сильная болезнь или токсикоз мамы во время беременности (особенно в период от 4 недель до 4 месяцев, когда у плода идет формирование мозговых структур), родовая травма, асфиксия во время родов, серьезные заболевания и травмы в первый год жвни. Еще одним фактором задержки речевого развития являегся педагогическая запущенность, когда у малыша нег тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями. Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказываются на речевом развитии ребешса, которому достаточно мимики, жеста для общения со взрослыми: те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи у малыша не возникает. С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения малыша к речи. Рассказывайте обо всем, что он видит или делает. При этом не перегружатге свою речь сложа-шми предложениями, непонятными ребенку словами. Уделяйте внимание развитию глагольного словаря: где собачка стоит, а где сидит? Где зайчик прыгает, а где спит? Не обойтись без понимания слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (где дом, а где домик?) и форм единственного и множествен-ного числа (где стол, а где столы? Где мяч, а где мячи?). |
ЗАРЯДИ ДЛЯ |
Упражнения для развития артикуляции и Дыхания выполнять лучше в виде игры, при обоюдном желании взрослого и малыша. Желательно, чтобы малыш нахоДипся на одном уровне с вами, то есть глаза в глаза. Так ему уДобнее прослеДить за вашей артикуляцией, за тем, как вы выполняете упражнение. Неплохо, если рядом будет и зеркало, чтобы малыш смог «полюбоваться» на себя любимого. упрлжнамя ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ «Лягушка» Растягиваем рот «до ушей» и держим 5-7 секунд. Чередуем со «Слоником». Вытягиваем губы дудо№жой, как хобот у слона, на 5-7 секунд. Эги два упражнения, кстати, весьма полезны и для мамы, поскольку помогают бороться с мимическими морщинами. «Варенье» Представим, что вы поели вкусное бабушкино варенье, а теперь нулю медленно облизать губы. Важно, чтобы язык был расслабленный и двигался от одного уголка рта к противоположному. Сначала верхняя губка, потом нижняя. «Блинчик» Высовываем расслабленный язык максимально вниз, буквально кладем на нижнюю губу. Замираем на 5-7 секунд, потом «съедаем». Представим, чго наш рот это пещера. Открываем губы - ворота и смотрим на стражников сомкнутые зубы (5-7секунд). Открываем широко, но свободно, без усилий рот, видим обитателя пещеры язык, который сначала знакомится со стражашками (облизываем зубы), потом закрывает ворота (облизываем губы). |
ШЕСЕЛГЛМ„, |
Развитие мелкой ручной моторики напрямую связано с развитием речи. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука развивается раньше и «тянет» за собой развитие речи. С самого раннего возраста, уже на втором-третьем месяце жизни малыша, старитесь почаще, между делом, делать массаж ручек. Просто поглаживайте, шюгда слегка надавливайте ладошку, перебирайте крохотные пальчики, нежно массируите подушечки пальцев. Для развития моторики прекрасно подойдут мозаика, конструкторы, кубики, паззлы, лепка из ШИСТИЛИНа. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Играйге с ребенком в подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритушчно и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и њшш», «Гусигуси»), а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Малышам-молчунам полезны игры «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» - они развивают слуховое внимание. |
упряжнамя для извитп дтхпния «Снег» Возьмите вату, порвите ее на маленькие снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая мегель. «Кораблики» Сделайте из бумаги кораблик. Опустите в наполненную водой раковину или кастрюлю и дуте на него по очереди, чтобы кораблик гшавал в гости от одного к другому. «Ветерок» Возьмите свечки для торта, воткните в пластилин и задувайте. Попросите малыша задувать каждую свешсу по отдельности, а потом все сразу. Это поможет ему научиться контролировать интен-сивность дыхания. «Концерт для духовых» Детские и сувенирные дудки и свистульки - отличный тренажер. Попросите малыша выдувать короткие и длинные звуки. «Охота» Сначала вы говорите тихо-тихо несколько знакомых малышу слов, и он также тихо повторяет их за вами. Потом вы кричите громко-громко те же слова и просите малыша прокричать их. Упражнение моэю-ю выполнять не только по очереди, но и хором. Оно способствует развитию силы, высоты и тембра голоса. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.