КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЗДОРОВЬЕ В ЛАДОШКАХ»
У многих детей с ОВЗ отмечается недостаточность двигательных навыков:
скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их
произвольность, также недоразвитие мелкой моторики и зрительно - двигательной
координации. Дети с ОНР (общим недоразвитием речи) имеют нарушения всех видов
моторики: общей, мелкой, артикуляционной.
Движения рук бывают неловкими, несогласованными.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на повышение
функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на
развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость,
быстрота. При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой
тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие
положительную поступательную динамику его развития.
У детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) большие внутренние
резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за
ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных
развитий психических процессов этим детям трудно. Значит, цель проведения
коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее
адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов
воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе
принципа формирующего и щадящего обучения. Это необходимо для подготовки детей с
ОВЗ к успешной интеграции. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и
развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.
Одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи
- развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями
и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем:
нервной, мышечной и костной. Другими словами, ручная ловкость, которая включает
большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват
игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития
мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти,
благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие
на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует
психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную
деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Как и любое обучение – развитие моторики требует своей последовательности и
разнообразных форм.
Таким образом, развитие мелкой моторики руки влияет на
развитие речи ребёнка, таких психических процессов, как мышление, память,
внимание, пространственные
представления. Развивая руку ребенка с ОНР , мы не только тренируем мышцы, но и
развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению,
воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то
есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка. И самое главное, мы
заботимся о его здоровье.
1.Начинать
необходимо с массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого
проговариванием чистоговорок, стихотворений и потешек.
2.Пальчиковая гимнастика.: упражнения с пальчиками и ладошками привлекут
внимание
дошкольников и научат выполнять различные
движения
(распрямлять пальчики, хлопать и
раскрывать ладошки, показывать различные фигуры), при этом необходимо речевое сопровождение:
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
3. Упражнения с предметами (шарики, валики, пружинки) и с добавлением
стихотворений,
помогут запомнить познавательный материал:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
4.
Самомассаж бельевой прищепкой: можно "покусать" ногтевые фаланги (от указательного
к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
5. Игры с прищепкой. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему
несколько
бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
6. Упражнения с карандашом и фломастером, учимся вращать их между ладонями,
между
пальчиками, одной рукой, другой; перекладывать из кулака в кулачок с называнием
руки,
перекатывать за спиной. Учимся зажимать фломастер между ладонями и каждыми
пальчиками.
7. Игры со счетными палочками –
выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и
самостоятельно на поверхности стола, на ковре.
8. Игры с мелкими сыпучими предметами: различными крупами, песком,
пуговицами,
бусинками и т.п. «Найди предметы», спрячь, постой дом и площадки, рисование на разносе,
выкладывание рисунка. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-
либо однородным наполнителем ( песок, различные крупы, пластмассовые дробинки,
любые мелкие предметы). 5 - 10 минут он перемешивает содержимое. Затем ему
предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок
с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его
содержимое, ощупывая пальцами его отдельные элементы. Перебирание и
перекладывание
предметов, опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет,
а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. Использование бус,
мисок-вкладышей, баночки с крышками, собирание пазлов и мозаики.
9.Игры с жидкостью: определение температуры воды (через кружку, опусканием
пальцев
внутрь).
10.Различные виды шнуровки с одновременным проговариванием потешек на автоматизацию и дифференциацию поставленных ранее звуков.
11. Упражнения на формирование графических умений и навыков – обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.
12. Пальчиковый театр – способствует развитию мелкой пальцевой моторики информированию связной речи ребенка с ОВЗ, речевой патологией, обогащению словаря.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.