Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»
Дидактические игры — одно из средств воспитания
и обучения детей дошкольного возраста.
В игре ребенок развивается физически, приучается
преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость,
инициатива.
«Программа воспитания в детском саду»
предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С
помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей,
развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи
простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления,
речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей
жизни».
В теории и практике дошкольного воспитания
существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны
быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил,
способствовать их развитию и самоорганизации.
Характерные особенности дидактических игр
заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания
детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в
этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно
для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя
несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и
игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая
задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы
подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть
ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт,
труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного
звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных
математических представлений.
Содержанием дидактических игр является
окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд,
события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической
игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре
каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у
детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они
воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно
соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного
мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть
в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е.
подчиняться правилам игры.
Благодаря наличию игровых действий дидактические
игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным,
эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают
предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Дидактические игры способствуют формированию у
детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности,
сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных
игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют
эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания
правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое
отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае
необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным
средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и
художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи,
развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие
игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание
куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения
бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на
использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей.
Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует
у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность,
ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.
Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества, — ребенок не бросит
куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные
моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих
детей.
Многие дидактические игры подводят детей к
обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия
(чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Дидактические игры — незаменимое средство
обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их
деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия
на детей дошкольного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.