Гущина В.В.
Хасавюрт 2022 год
Обучение
одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов.
Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов
поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё
не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Сохранение и
развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем
стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися,
прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со
всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с
одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими
учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать
нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для
обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с
другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной
адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного
времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для
выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы
педагогической деятельности:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере
находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой
активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в
творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к
открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий
интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к
людям. У одаренных ребят есть
еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа
над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят
ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса
творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно
не согласиться.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно
усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать
педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей
в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному
ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования,
приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие
самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также
придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать
максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка,
стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает
опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать
условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать
такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою
активность и творчество.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми —
это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя
личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии
одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими
учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного
роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще
сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно
высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь
учиться».
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей.
Осознавая значимость данного направления, мы поставили следующие задачи:
Предполагаемый результат:
- раскрытие творческого потенциала личности;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.
Работая в данном направлении, учителя нашей начальной школы руководствуются следующим программно-методическим обеспечением:
· Устав школы
· Образовательные программы «Перспективная начальная школа».
· Программы деятельности классных коллективов
· Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме
· Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.
Уже на этапе предшкольной подготовки мы начинаем работу по выявлению их способностей и интеллектуального уровня. Педагогом-психологом проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком.
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
· Дифференцированный и индивидуальный подход
· Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
· Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
· Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и
самостоятельных работ по разным предметам
· Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
· Реализация Программы «Музей в твоем классе»
· Внеклассная работа по предмету
· Подвижные выставки творческих работ учащихся
· Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах
· Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка», «Мозаика», «Умка».)
· Активное участие в творческих проектах для младших школьников, конкурсах («Пожарная безопасность», «А память нам покоя не дает», «Вместе с юными героями», «Экологический фестиваль», «Пасхальные сувениры», «Война глазами детей», «Забвению не подлежит».
· Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса ( «Покормите птиц зимой», «Подарок мамочке», «Старой вещи – новую жизнь», «Какая бывает аппликация», «Поделки из бисера»;
Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования
· Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);
- консультации для родителей и индивидуальные встречи;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;
- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;
- творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.
Работу педагогов с одаренными детьми составляют:
- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;
- диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- организация работы НОУ и подготовка детей к участию в малой научно-практической конференции учащихся;
- проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;
- содействие созданию портфолио учащегося;
- проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;
- проведение школьного смотра методического мастерства учителей «Таланты может воспитать учитель, если сам талантлив», обобщение опыта работы по развитию детской одаренности;
По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.
Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 10% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы – учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Большое внимание в своей работе уделяю одарённым
детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою
работу с одарёнными детьми начала с диагностик характерологических особенностей
личности своих учеников и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив
результаты диагностики, составила краткий «портрет» каждого своего ученика. Это
позволило предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных
методов обучения и воспитания.
На уроках литературного чтения веду диалог с
учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит
от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик
выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого
опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся
высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю
ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения
ребёнка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все
детские версии обсуждаются не в жёсткой оценочной ситуации (правильно –
неправильно), а в равноправном диалоге.
Потом обобщаем все версии ответа на вопрос,
выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие
теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся
быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой –
каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
Ученикам очень нравится инсценировать
произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных
качеств и талантов детей. Всё же основная задача литературного чтения –
формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся
класса ведёт читательский дневник, в который записывает дополнительно
прочитанные произведения. Систематичность такой работы даёт свои результаты.
Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных
произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным
жанрам литературы, то есть учителю есть, на что опереться в развитии их
способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, предлагаю им сочинить
свою сказку. Многие ученики сочиняют свои стихи и сказки.
Произведения ребят были отправлены на конкурс и
напечатаны в общероссийской газете.
В своей работе я координирую стремления детей,
направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Дети делятся впечатлениями о
прочитанных дома книгах, а я, в свою очередь, советую прочитать ту или иную
книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация
обучения.
На уроках
математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у
детей приёмов умственной деятельности в процессе усвоения математического
содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную
деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его
личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
На различных уроках использую дифференцированные
задания трёх разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают
соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её
успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет
учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала
учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению
программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать,
делать выводы – умению учиться.
Как правило, дифференцированные задания во время
урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в
процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная
деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем
формирования творческой индивидуальности учащихся.
На уроках окружающего мира ученики всегда
наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с
увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении
создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом
восприятия, предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые
знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в
реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и
организованные наблюдения.
По результатам собственных наблюдений и с
помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения,
рисуют рисунки. Побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения
учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их
проверки.
Развитию творческой индивидуальности учащихся
способствуют уроки технологии, изобразительной деятельности, которые проходят в
атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, рисунков,
применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам
справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о
гармоничном устройстве мира и о месте в нём человека, проникаются уважением к
культурным традициям и людям – носителям этих традиций.
Следует подчеркнуть, что работа с
индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть
одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное
педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального
возрастного развития и личностного становления.
Результатом работы является повышение уровня
самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели
качества знаний.
Для раскрытия творческих способностей детей
применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания,
экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий
труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия,
художественно-эстетическую деятельность и многое другое.
Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем,
кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины.
Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать,
иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и
кроссворды.
Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд
с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем
литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды
редактирую и использую в своей работе, как разноуровневый дидактический
материал, а также отправляю на конкурсы.
Добиваюсь
позитивных результатов в работе с одарёнными детьми по преподаваемым предметам.
Использую все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление
учащихся, проявляю искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаю им
успешно реализовать замыслы. Вовлекаю одарённых детей в проектную деятельность.
Убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы
современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению
всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою
деятельность.
Вместе с учащимися занимаемся исследовательской
деятельностью, ребята готовят сообщения, проекты и презентации.
На внеурочных занятиях не только решаем
занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно
с учащимися создаём обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовим открытые
мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель:
конкурсы, КВНы, игры, соревнования. Всё это позволяет формировать положительную
учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые
умения и навыки в учебной деятельности. Проектные работы отправляются на
конкурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.