Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста заучиванию стихов"
Оценка 4.6

Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста заучиванию стихов"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитание
Детсад
14.01.2024
Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста заучиванию стихов"
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. При разучивании стихотворений совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству. Существуют разные способы разучивания стихов.
консультация.docx

МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»

Консультация для воспитателей

Обучение детей дошкольного возраста заучиванию стихов

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.

При разучивании стихотворений совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.

Существуют разные способы разучивания стихов.

1 способ. Учим стихи по картинкам

При заучивании стихов эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение. Содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание. Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы - 7-8.

2 способ. Учим стихи в движении

Взрослый выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Показываете, какие движения дети будут изображать на слова текста. Ребенок вместе с Вами произносит слова и выполняет движения.

3 способ. Мнемотехника

С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.                                                                                                                                Этапы работы над стихотворением по мнемотаблицам:                                    1.Взрослый выразительно читает стихотворение.                                                   2.Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.                          3.Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.                                                                                                   4.Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.                                                                                          5.Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.                                                                                                       6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4 способ. «Театральный»

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

5 способЗапоминания и проговаривания хором

Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов.

Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты:

1.Подготовка детей к восприятию стихотворения;

2.Выразительное чтение стихотворения взрослым (2 раза);

3.Беседа по содержанию стихотворения;

4.Повторное чтение стихотворения взрослым (третий раз);

5.Чтение стихотворения детьми.

Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

Слуховой метод. Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы: «Подскажи словечко», «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори».

Зрительный метод. Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др.

Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки). Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.              Двигательный метод. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный.                                                                                                                                                              Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.                                                                                                                                      Придумывание детьми движений к тексту.                                                                            Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д.

Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие: «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»), «Собери (разбери) бусы», «Сложи пирамидку», «Выложи счётные палочки», «Положи камешки на полоску», «Узелки на верёвке».

В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения «Перескажи стихотворение своими словами». Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей.


 

МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»

МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»

При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора

При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024