Консультация для воспитателей
Обучение детей связной речи
Понимание детьми связной речи взрослых, осознание слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты-предложения, слова. Чтобы помочь ребенку в развитии этой способности и тем самым облегчить усвоение связной речи, необходимо при подготовке дидактического языкового материала учитывать некоторые особенности словообразования и грамматических форм, которые обычно вызывают затруднения.
Приведем примеры детских речевых ошибок, отражающих несовершенство процесса усвоения ими многозначности слов родного языка.
Отец пытается завести настольные часы, но они не заводятся.
Он обращается к сыну.
- Витя, ты испортил завод у часов?
Завод? Я ничего не портил.
Таким образом, понимание многозначности слова развивается у детей только при работе со связным текстом. Понимание многозначности приводит к пониманию переносного значения слова.
Ребенок рано начинает понимать перенос значения в слове, если ему доходчиво разъяснят суть явления.
Определенной трудностью для детей при усвоении родного языка является вариативность знаков, то есть та особенность языка, по которой для обозначения одного и того же явления часто используются разные материальные языковые средства.
Существуют два типа связной речи : диалогическая и монологическая.
Диалог- беседа нескольких людей.
Монолог- связная речь одного лица.
Диалог по стилю разговорная речь. Монолог, как правило, речь книжного стиля.
В диалогической связной речи часто используются неполные предложения. Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту.
В монологической речи используются все многообразие литературного языка, которые и делают речь связной. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею, надо чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребенок не научится строить простые и сложные распространенные предложения, его речь не может быть связной.
Начинать учить монологическую речь в школе поздно: предварительные навыки нужно развивать до школы.
Итак, уже с раннего возраста ребенок слышит связную речь. Сначала это короткие реплики, а затем сказки рассказы, монологическая речь взрослых.
Работа по развитию чувства языка начинается в раннем возрасте с предречивых тренировок. Ребенок не может самостоятельно овладеть речью. Только при постоянном внимании к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Литератра
1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. –
М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-136с.
2. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. «Речевое развитие детей
дошкольного возраста» Методическое пособие. Ростов –на –Дону,
2009г. -131с.
3. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера,
2009.- 128с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.