Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Незабудка»»
Город Котлас.
Консультация для воспитателей
Проведение разных видов физкультурных занятий, утренних гимнастик, развлечений, досугов как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре.
Составила педагог
Истомина Е.А.
«…Физическое воспитание – это то, что
обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Крэттен .
Основной проблемой современного общества считается низкий уровень здоровья населения. Этому способствует снижение двигательной активности современного человека, и в частности, у детей дошкольного возраста наблюдается дефицит двигательной деятельности.
Причина этому стал тот факт, который подтверждается анкетированием среди старших дошкольников и их родителей. Находясь дома, дети-дошкольники большую часть времени проводят сидя за телевизором и компьютером. Родители ведут пассивный образ жизни, не проявляют инициативу в организации двигательной деятельности своих детей. Безусловно, весь уклад семейного здорового быта оказывает огромное влияние на физическое развитие детей. В жизнь каждой семьи должны прочно войти физические упражнения, совместные
тренировки, подвижные и спортивные игры или играми с элементами спорта.
Очень важен личный пример родителей, их активная жизненная позиция. Также семья во многом определяет отношение детей к физкультуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Именно в такой семье у ребенка воспитывается и удовлетворяется потребность в двигательной активности.
Немаловажное влияние на развитие двигательной деятельности оказывает и ДОУ, так как дошкольник большую часть времени проводит в детском саду.
Для решения данной проблемы необходимо развивать интерес детей к физическим упражнениям, подвижным играм, оздоровительным мероприятиям, воспитывать потребность к занятиям физкультурой и спортом, одним словом активизировать двигательную деятельность детей дошкольного возраста.
Выделены следующие эффективные методы и приемы повышения интереса детей к двигательной активности на занятиях, занятиям физкультурой:
1) создание насыщенной, разнообразной, вариативной, многофункциональной, эстетической предметно-пространственной развивающей среды;
2) разнообразие типов физкультурных занятий для детей;
3) внедрение современных образовательных технологий.
Утренняя гимнастика - это заряд бодрости на весь день. Детям обеспечиваем полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость в движении, через различные виды утренней гимнастики, что способствует формированию интереса детей к ней:
оздоровительный (дозированный) бег;
упражнения на коррекцию осанки и стопы и народные подвижные игры; гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них; оздоровительная аэробика, гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
в конце утренней гимнастики собираем детей в кружок для межличностного общения: высказываем добрые пожелания или просто говорим приветливые, хорошие слова своей подруге (другу); поздравляем друг друга с каким-нибудь событием.
Очень важно обеспечить непринуждённость такого общения, раскованность, эмоциональный комфорт.
Как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях используем разные виды построения.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В шеренгу В колонны по два, по три…
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
По
кругу
В рассыпную
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
Подгруппами
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||
Парами
Считая, что постоянное использование только традиционной структуры физкультурного занятия зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям физической культуры и, как следствие, к снижению их результативности, поэтому используем разные виды проведения физкультурных занятий:
1.Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе.
2.Тренировочные занятия на закрепление основных видов движений.
3.Занятия, построенные на подвижных играх. На таких занятиях учитываем структуру организации подвижных игр.
- Первая часть малоподвижные игры.
- Вторая часть игры высокой подвижности с чередованием основных движений; прыжки, ползание, бег…
- Третья часть игры малой подвижности; релаксация, статические упражнения, например «Замри», «День ночь».
4.Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
5.Занятия – путешествия, походы.
7.Занятия серии «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказание первой помощи.
8.Интегрированные занятия (с привлечением специалистов, с интеграцией в других образовательных областях).
9. Диагностические занятия.
10. Круговая тренировка или занятия по этапам. На таких занятиях необходимо, чтобы педагог видел всю группу детей и находился на том снаряде, где требуется страховка.
11. Музыкально-ритмические занятия.
12.Занятия на тренажёрах.
13.Занятия по карточкам и схемам.
Для поднятия интереса используем разные виды организации физкультурных занятий, но не забываем о структуре проведения.
1 часть вводная
2 часть основная
3 часть заключительная
В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия.
Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.
В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному и подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.
Для формирования у дошкольников здорового образа жизни проводим физкультурные праздники и развлечения.
Цель таких мероприятий является активное участие всего детского коллектива, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
При составлении плана-сценария необходимо соблюдать
-Постепенное возрастание физических и психических нагрузок.
-Предусматривать чередование игр с высокой и низкой физической нагрузкой.
-Чередовать индивидуальные и массовые задания.
-Предусматривать оценку деятельности каждого ребёнка.
В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставятся задачи, в соответствии которых подбирается тематика и содержание, определяются методы и приемы работы.
Формировать у дошкольников основы здорового образа жизни. Это тематические развлечения типа «Выручаем Айболита», «Путешествие в страну цветных шаров», «Мы растем сильными и смелыми» и т.п.
Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями этих мероприятий является включение в их программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Тематика таких праздников разнообразна: «Спортивная семья – здоровая Россия», «Малые зимние олимпийские игры».
Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные развлечения, досуги с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов. «Весенние забавы», «Юморины», «День пирата».
Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способности. Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск клада, демонстрация своей удали и закалки), взаимосвязанные задания-испытания делают это мероприятие весьма привлекательным для детей 6-7 лет. Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрпризами погоды. Тематика определяется интересами детей и возможностями взрослых. Это «Необитаемый остров», «Космические приключения», «Спасатели», «День пирата».
Демонстрировать спортивные достижения. Такое мероприятие обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («На пороге школы».) - или сезонными изменениями: конец зимы, « Зимняя спартакиада», «Соревнования на самокате».
Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по тематике и содержанию мероприятия проводятся в соответствии с народным календарем , совместно с музыкальным руководителем («Коляда, коляда, отворяй ворота», «Масленица») Составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.
Формировать познавательную активность. Цель - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. В такие праздники. развлечения, досуги включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.): викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т.п. Знания и умения детей проверяются при решении социально значимых проблемных задач: как спасти Землю от экологической катастрофы; как наладить контакт с внеземными цивилизациями; как освоить правила безопасной жизнедеятельности. Например, досуг «Пожарные на учении», «Космическое путешествие- ко дню космонавтики, военно – спортивная игра «Зарница» - ко дню Победы, «День Земли» - к всемирному Дню Земли, «Как баба Яга внука в армию провожала» - к Дню Защитника Отечества.
Воспитывать нравственные качества. Такие мероприятия особенно значимы, в них создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуации, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду герою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обычно на две и более команд (моряки-путешественники и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную борьбу с общими врагами (зло, страхи, жестокость, зависть). Например, в развлечении «Королевство волшебных мячей», ребята ищут волшебные мячи, , которые раскидала злая Простудиха, околдовала всех, лишила королевство веселья и здоровья. Проводятся игры-эстафеты с мячами.
Таким образом используя разнообразные виды утренних гимнастик, физкультурных занятий, развлечений, досугов
-Повышается интерес к занятиям физической культурой .
-Раскрывается творческий потенциал детей, двигательная выразительность, творческая фантазия.
-Создаются условия для активного сотрудничества с родителями в деле физического развития и оздоровления детей.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача родителей и дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях обеспечивает полноценное физическое и умственное развитие детей, формирует у них интерес и желание заниматься спортом и физической культурой на всю дальнейшую жизнь, что является фундаментом здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.