Консультация «Дошкольник читатель и слушатель»
Оценка 4.8

Консультация «Дошкольник читатель и слушатель»

Оценка 4.8
docx
01.08.2020
Консультация  «Дошкольник читатель и слушатель»
Консультация 1.docx

 

      Консультация  «Дошкольник читатель и слушатель»

 

«Мама, почитай, пожалуйста…»  Выполнить просьбу малыша  или настаивать на самостоятельном чтении? Специалисты утверждают: раннее обучение ребенка чтению – эксперимент очень рискованный.   

Еще  Л.С. Выгодский отмечал, дошкольник учится по программе взрослого в меру того, насколько он ее принимает, насколько она становится его собственной программой обучения. При раннем обучении чтению ребенок, как правило, не понимает, зачем ему это надо. У него пока нет мотивации, нет потребности в самостоятельном чтении. Он часто просит взрослых почитать ему – и не только для того, чтобы узнать о чем эта книга, но чтобы поговорить со взрослым, в том числе и о прочитанном. Совместное чтение дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, мышление, кругозор, формирует интерес к книге, знакомит с нравственными ценностями. Такова особенность дошкольного возраста  -  процесс познания, как правило, происходит опосредованно, через взрослого.   

Слишком рано обучившись технике чтения, малыш может привыкнуть к механическому чтению.  Смысл прочитанного ускользает от ребенка по нескольким причинам: недостаточное речевое развитие и потому незнание значения слов; пока еще слабое интеллектуальное развитие и, как следствие, неспособность к обобщению, непонимание причинно-следственных связей. Далеко не все дети спрашивают взрослых, что означает непонятное слово. Поэтому рекомендую родителям, не дожидаясь вопроса ребенка, объяснять ему   новые непонятные слова и речевые обороты. Только тогда прочитанные книги будут развивать речь ребенка и пополнять словарный запас. По мере постепенного усложнения читаемых текстов (от простых коротких сказок к рассказам и повестям)  ребенок начинает более пристально следить за приключениями книжных героев. Теперь уже, если ему что-то непонятно в тексте, он начинает проявлять инициативу, спрашивать сам, иначе для него разрушается канва событий.    

Когда нужно учить технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этомпочти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.    

Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать.

И еще, в педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Интерес, желание читать проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения. Сделать  процесс чтения более увлекательным совсем не сложно. Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей трактовкой прочитанного.

Десять «почему» детям необходимо читать книжки:

1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают силы и вдохновение.  Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение – самое доступное и полезное для  интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

       Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой — это про­цесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значи­тельно раньше. Но многовековая история этого вопроса была свя­зана со взрослым человеком или с юношей, отроком. И только совсем недавно стали чаще говорить о дошкольнике-читателе, изу­чать его особенности, задумываться над принципами отбора книг для детского чтения, следить за воздействием их на читате­ля не только в момент чтения.

     Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обо­гатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспри­нимать общение с ней как праздник.

 Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Сло­во «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения — все это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встре­ча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

  От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе выработается у ребенка.

  Крайне важным в деле приобщения ребенка к книге являет­ся сотрудничество работников дошкольных учреждений и родите­лей. Реализация задач приобщения ребенка к книге предполагает тесный кон­такт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодолению дефицита об­щения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души.

                              Формы общения могут быть различными:

·        Лекции для родителей по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия книги.
 К работе по поиску и сбору необходимой ин­формации также можно привлечь родителей.

·        Обязательное включение родителей в организацию и про­ведение литературных праздников, оформление информационного пространства, связанного с книгой. Здесь могут быть использо­ваны всем известные старые, но не устаревшие формы работы: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки-рекомен­дации о том, что и как читать детям, информация о книгах, ко­торые читаются на занятиях.

·        С помощью родителей можно получить информацию о на­личии книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительно­сти домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начи­танности малышей.

·        Родители могут принимать участие в экскурсиях в  библиотеку. В ней с помощью библиотекарей и библиогра­фов можно проводить работу с родителями по комплектации до­машних библиотек, методике отбора книг, организации семейного чтения.

·        Тематическое, где предполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их, детской жизни;

·        Теоретическое, где происходит знакомство детей с доступ­ными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста;

  Занятия по детской литературе в дошкольном учреждении все­гда должны быть открытыми для родителей. Свободное посеще­ние занятий поможет родителям понять методику работы по чте­нию, увидеть способности и возможности своего ребенка.

  Родители, взрослые должны уяснить, что чтение, участие в ра­боте по его организации поможет им самим понять проблемы дет­ства, постигнуть образ детства.

Процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста ребенка) и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. Он должен быть хорошо продуманным, систематическим, тесно связанным с семей­ным чтением, несущим интеллектуальную и эмоциональную на­грузку. Все это поможет сформировать устойчивый интерес ре­бенка к литературе.

  Знакомство с детской литературой в дошкольном учреждении происходит ежедневно в свободной форме.  Домашнее чтение предполагает толь­ко свободную форму и также должно быть ежедневным.

  Занятия по ознакомлению с художественной литературой могут быть разных видов: 

·         творческое, основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников;

·         аналитическое, где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности.

     Общаясь с ребенком, необходимо выработать модель его по­ведения при чтении художественной литературы. Прежде всего,  нужно научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ре­бенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Книгу нельзя навязывать, преподносить как нечто обязательное, читать между делом. Еще В. Г. Белинский предостерегал: «Читать дур­но выбранные книги для них и хуже и вреднее, чем ничего не чи­тать ».

  С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Все это необходимо для того, чтобы воспитать грамотного читателя.

  Понятие «грамотный читатель», естественно, не ограничивается умением обращаться с книгой, но начинается именно с него. Это понятие, синонимом которому является «талантливый читатель», включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающе­го действительность, типизирующего его явления в художественных образах. Быть грамотным читателем важно не только для самого человека. «...Ничто так не характеризует степень общественного развития, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент» (Н. А. Рубакин). Отсюда вытекает следующая принципиальная установка — анализ художественного текста на доступном ребенку уровне и усвоение в простейшем изложении некоторых теорети­ческих понятий, дающих представление об особенностях произве­дения (эпитет, сравнение, ритм, рифма и т. д.). При этом должны учитываться психофизиологические особенности возраста, в частно­сти,  какие понятия,  и в каком  возрасте должен усвоить ребенок.

  Глубокий анализ художественного текста, правильное его по­нимание невозможны без знания особенностей восприятия произ­ведений.

Восприятие — это постижение глубинной сущности произве­дения и воздействие его на читателя. Исследователи, в частнос­ти Б. С. Мейлах, считают, что оно зависит от целого ряда при­чин: особенностей личности читателя, степени сложности произведения, жанровой разновидности, ситуации, в которой про­исходит акт восприятия, контекста событий личной и обществен­ной жизни.

  Восприятие — это творческий процесс, начинающийся эмоци­ональной реакцией на произведение. В. Г. Белинский назвал ее «стадией восторга». Чтобы ребенок пережил эту стадию, необхо­дим этап подготовки к восприятию, соответствующий настрой на слушание. Это может быть пересказ отдельных интересных мо­ментов из биографии писателя, отразившихся в произведении или способствовавших его написанию; пересказ краткого, но занима­тельного отрывка из произведения, прерванный на самом инте­ресном месте предложением прочесть всю книгу; выразительное чтение взрослого, ярко рисующее картины текста; «письмо», яко­бы адресованное детям самим автором произведения, которое по­двигнет их на внимательное слушание читаемого, и т. д.

  После чтения текста необходимо немного помолчать, оставить ребенка наедине с услышанным, дать простор для работы воссоз­дающего воображения.

  Ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятель­но разобраться в смысле, а тем более в нюансах текста. И что­бы его эмоции стали «умными» (Л. Выготский), необходимо по­мочь ему в анализе, обдумывании прочитанного, необходимо, если потребуется, скорректировать его восприятие.

  В каком случае восприятие нуждается в коррекции? Ребенок наивно-реалистически относится к искусству. Все происходящее в тексте зачастую воспринимается им как действительное, вне вре­мени, вне законов художественного творчества. Дошкольнику свой­ственно вне контекстное восприятие, когда буйное воображение выносит его за пределы текста. Ребенок может дополнять писа­теля, по-своему изменять написанное и считает это нормой.

  Очень часто на восприятие ребенка воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, и он понимает про­изведение в зависимости от своего нравственного опыта и нрав­ственного кодекса среды, продуктом которой он является, ее потребностей и вкусов.

  Процесс восприятия индивидуален, и выправлять в нем сле­дует только явные отклонения, и то делать это нужно мягко, так­тично, ненавязчиво. Ребенок должен иметь право на собственное видение текста, но только в том случае, если оно не противоре­чит, идейно-художественному замыслу произведения.

  Восприятие — это процесс, тесно связанный с возрастом, взрослением ребенка, его читательским опытом. Поэтому всегда нужно помнить о доступности текста, его смысле и объеме не во­обще, а относительно возраста.

  Изучение восприятия детей данного возраста проводится при помощи постоянного наблюдения за ребенком. Взрослый должен вести ребенка от элементарного уровня восприятия, т. е. усвое­ния сюжетной схемы, до системного уровня, т. е. до понимания богатства содержания и формы произведения, до той степени ус­воения смысла, когда он начинает воздействовать на личность ма­ленького человека, формировать его.

  Умение чувствовать слово, воссоздавать картины, изображен­ные в произведении, будет способствовать формированию высокого творческого потенциала ребенка. Для этого предлагает­ся ряд заданий, основанных на знании фольклорного и литератур­ного материала. Некоторые задания можно выполнять не только в дошкольном учреждении, но и дома (например, игра в «рифму», пересказы разного рода и т. д.).

Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному на­чалу произведений, с помощью литературы будить в ребенке «чув­ства добрые».

  Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные фор­мы обложек, красивые, яркие иллюстрации.

  Исследователями было доказано, что красочно оформленные книги влияют на развитие мозга ребенка.

  В библиотеке дошкольного учреждения и в домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

  Первый тип — книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над сло­весным, рисунки имеют главное значение. К. И. Чуковским бы­ло замечено, что этот период является важным в овладении ре­чью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К. Д. Ушинский писал: «Дет­ская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-ни­будь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться   над  ними,   но   свяжите   с   картинками  двадцать  таких слов — и ребенок усвоит их на лету...» Кроме того, есть надеж­да, что ребенок, в раннем возрасте взявший книгу в руки и по­лучивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге и станет страстным читателем.

  Второй тип — это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игро­вое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребен­ка к знакомству с содержанием.

 Третий тип — книжка-панорама. Она не только ярко иллю­стрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

 Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша бы­ли книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.

 Часто в построении сюжета детских произведений большая роль отводится игре, игрушкам, занимательному, неординарному случаю. Маленький человек познает мир играя. Однако в его биб­лиотеке должны быть не только игровые, развлекательные, но и серьезные книги, заставляющие трепетать от радости, наполняю­щие детское сердце болью, включающие в сопереживание проис­ходящему в книге. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств, чтобы он не привыкал к восприятию жизни как сплош­ной игры и радости. В библиотеке малыша должны быть позна­вательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект.

 Появление новой книги в доме или группе должно быть за­мечено малышом. Ее можно положить на самом видном месте, преподнести как подарок, прочесть из нее самый неординарный отрывок, привлечь другие виды искусств: напомнить ребенку, что он когда-то смотрел кино или спектакль, поставленный по этой книге.

 Вырабатывайте у ребенка умение занять себя полезной дея­тельностью. Давайте ему возможность самому рассматривать кни­гу, а затем просите рассказать об увиденном. Чаще ставьте его в ситуацию выбора, спрашивая о том, какую книгу хотел бы про­честь или просмотреть малыш и почему именно к этой книге он тянется.

    Среди методов и приемов работы по пропаганде детской кни­ги, по формированию интереса к чтению у детей, предложенных исследователями, наибо­лее целесообразными и легко выполнимыми как дома, так и вне его, являются такие, как игра в библиотеку, «книжкина больница», чтение «с продолжением», беседы, рисование, лепка, игра по прочитанной книге, разного рода литературные тур­ниры и викторины. Но при всем этом не следует забывать о том, что текст важнее всех, даже самых удачных и оригинально при­думанных дополнений к нему. И надо учить ребенка находить интерес, прежде всего в самом тексте произведения. Если он постигнет эту науку, то будет решена еще одна проблема:

          «При­влечь ребенка к чтению — одна из первых задач воспитания.

            Кто полюбит читать, тот невольно,

            не­заметно для себя приобретет множество знаний,

            и нужно будет лишь внести в эти знания систему,

           чтобы создать человека обра­зованного...»

                                                                                                                 (В. Брюсов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Консультация «Дошкольник читатель и слушатель» «Мама, почитай, пожалуйста…»

Консультация «Дошкольник читатель и слушатель» «Мама, почитай, пожалуйста…»

Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации

Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации

Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения — все это во власти взрослого

Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения — все это во власти взрослого

Процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста ребенка) и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения…

Процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста ребенка) и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения…

Восприятие — это творческий процесс, начинающийся эмоци­ональной реакцией на произведение

Восприятие — это творческий процесс, начинающийся эмоци­ональной реакцией на произведение

Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка, прежде всего оформлением

Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка, прежде всего оформлением

Среди методов и приемов работы по пропаганде детской кни­ги, по формированию интереса к чтению у детей, предложенных исследователями, наибо­лее целесообразными и легко выполнимыми как дома,…

Среди методов и приемов работы по пропаганде детской кни­ги, по формированию интереса к чтению у детей, предложенных исследователями, наибо­лее целесообразными и легко выполнимыми как дома,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2020