Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №53»)
Консультация
«Инновационные технологии социально- коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста»
г. Барнаул 2022
Инновационные технологии социально- коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации (в соответствии с ФГОС ДО).
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я.
Ребёнок вступает в мир сначала как индивид, но он уже обладает определенными психологическими качествами, которые отличают его от других. (Например, темперамент). Первичной социальной группой, в которой начинается процесс социализации, является семья. В ней закладываются основы его личности. В семье он усваивает элементарные нормы культуры, учится выполнять простые социальные роли. Несмотря на появление позднее других сфер социализации, у личности всегда остаются привитые в детстве основные образцы поведения.
Мы все знаем, что в соответствии с ФГОС ДО задачами социально – коммуникативного развития являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, у них не развита эмоциональная сфера. Неумолимо растет зависимость от телевизора и компьютера. Использование компьютера может и расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка и создаёт условия для обогащения его кругозора, но дети страдают от отсутствия живого общения, вследствии чего возникают проблемы в общении со сверстниками. Возникает необходимость показать как интересен мир предметов и игрушек, что можно узнать многое о человеке, окружающем мире, природе. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка. И задача педагогов здесь – выбрать такие педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
И такую инновационную систему социализации, предложила нам Наталья Петровна Гришаева, старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ. Ее система направлена на формирование основ и умений жить в социальном обществе. Перед дошкольной организацией ставится задача - организации дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.
Предлагаемая система социализации включает технологии, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:
1.Клубный час.
2. Проблемная ситуация.
3. Рефлексивный круг.
4. Дети – волонтеры.
5. Волшебный телефон.
6. Социальная акция.
7. Ситуация месяца.
8. Коллективный проект.
9. Развивающее обучение
Данные технологии позволяют сформировать и развивать у ребенка – саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – то есть все те качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Я строю свою работу пока на следующих технологиях, предложенных Н.П. Гришаевой, это «Рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Социальная акция».
Технология «Ежедневный рефлексивный круг»
- это технология, которая позволяет стимулировать речевую деятельность дошкольников, способствует совершенствованию речи, помогает детям высказывать свои предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.
Цель: направлена на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга.
Каковы же Задачи этой технологии?
-формировать общую позицию относительно различных аспектов жизни в группе;
-обсуждать план на день, неделю, месяц;
-развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
-развивать умение анализировать и делать выводы.
«Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком и после полдника, а также когда в группе происходит какой-то конфликт или ссора. Утром обсуждаем вместе, какой сегодня день, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ждет от сегодняшнего дня, если в группе именинник, то каждый ребенок произносит свои пожелания. Темы «Рефлексивного круга» я стараюсь подобрать в соответствии с темой календарно-тематического планирования, с темой проектной деятельности, по обстоятельствам (если, например, в группе произошли ссора, конфликт).
« Круг Настроения».
Дети стали замечать друг за другом, что иногда у них плохое настроение, они устали, чем-то огорчены или повздорили по пути в детский сад с родителями. И они стали придумывать, чем бы его поднять и что им в этом помогло бы. Ребята видоизменили рефлексивный круг при помощи цветного парашюта. Они исследовали, что когда видят яркие цвета, им хочется улыбаться. От этого и меняется настроение. А если они еще поиграют с ним с утра, то заряд бодрости точно обеспечен.
Технология «Дети – волонтеры»
предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, кушать, лепить, рисовать и т. д.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
развивать самостоятельность и ответственность у старших дошкольников, а также навыки общения в разновозрастном коллективе;
создавать ситуацию развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
давать возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.