Консультация "Особенности организации дидактических игр по развитию речи"
Оценка 4.9

Консультация "Особенности организации дидактических игр по развитию речи"

Оценка 4.9
docx
26.09.2021
Консультация "Особенности организации дидактических игр по развитию речи"
Особенности организации дидактических игр по развитию речи.docx

Особенности организации дидактических игр

                                                                                     «Игра - это искра, зажигающая огонёк

                                                                             пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

    Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

    Использование дидактических игр порой не требует специальной подготовки или каких-то конкретных умений, тем не менее прежде чем играть с ребенком, нужно ознакомиться с игрой, провести связь между тем, что есть и чего мы хотим добиться в процессе игры. При использовании игры следует учитывать несколько правил: соотносить игру и возраст ребенка; соотносить игру и возможности ребенка; использовать разнообразные виды игр.

   При организации дидактических игр на развитие речи педагогу нужно отобрать игры, подходящие для возраста ребенка, в нашем случае это дети старшего дошкольного возраста. Отсюда следует второе правило – соотнести игру и возможности детей – не следует сразу давать сложные игры «Разгадай ребус», «Составь слово» и тд., ребенка нужно этому научить – составлять слова, предложения, сочинять сказки, разгадывать ребусы и т.п., это уже финальная картина по развитию речи к концу седьмого года жизни, это то к чему мы стремимся. Поэтому всю работу по развитию речи с использованием дидактических игр можно условно разделить на три этапа: первый  этап – подготовительный. Цель работы данного этапа заключается в формировании и развитии фонематического  восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи. Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной. Второй этап - развивающий. Цель - повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок. Третий этап – закрепляющий. Этот этап работы состоит непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.

   Используя игру по развитию речи, мы идем от простого  - к сложному. Но следует помнить, что такое выделение этапов носит условный характер, поэтому игры, которые уже отработаны и очень хорошо знакомы детям не стоит «забрасывать», от них не нужно отказываться, их нужно использовать во время непосредственно организованной деятельности по всем направлениям, в режимные моменты, в различной совместной деятельности педагога и детей.

   Что касается видов игр, то чёткой классификации, группировки игр по видам не предложено, но все же можно выделить игры:

Игры – путешествия - цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

  Игры – поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения («Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»).

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

Иногда игры соотносят с материалом:

   Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

   Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

   Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

.


 

Особенности организации дидактических игр «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Особенности организации дидактических игр «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Этот этап работы состоит непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей

Этот этап работы состоит непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей

Настольно–печатные игры , также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение

Настольно–печатные игры , также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2021