Консультация "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в летний период"
Оценка 5

Консультация "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в летний период"

Оценка 5
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад—5 кл
04.06.2022
Консультация "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного  возраста в летний период"
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
консультация на лето).docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

КОМПЛЕКС «ГАРМОНИЯ» ГОРОДА  ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного

возраста в летний период»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед:

Зуева Е.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк 2022

 «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного

возраста в летний период»

 «Источники творческих способностей

и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский.

 

Ещё около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков.

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

·                     Воображение. Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.

·                     Планирование. Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.

·                     Развитие речи. Когда малыш ощупывает предметы, то в мозг поступают нервные импульсы, в результате чего оказываются задействованы соседние центры (включая речевой).

·                     Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.

·                     Память. После занятий лучше запоминаются зрительные образы.

В быту ребёнок ежедневно совершает действия мелкой моторики: застегивает пуговицы, завязывает шнурки, держит столовые приборы. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но со временем эти навыки сформируются. Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами.

Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.

Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка.

К сожалению, родители далеко не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения, у них есть проблемы с дикцией, плохая артикуляция. Все эти проблемы приводят к трудностям с обучением в школе.

В течение учебного года мы усердно трудились над развитием мелкой моторики, речи и других познавательных процессов у детей. Однако в летний период без должного внимания ребята могут «растерять» сформированные навыки. При этом из собственного опыта я сделала вывод, что лето – наилучшее время года для всестороннего развития ребенка благодаря длинному световому дню, насыщенному витаминами питанию и другим благоприятным факторам. Летние месяцы – также отличное время для игр на свежем воздухе и, в том числе, игр на развитие мелкой моторики.

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью.

Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития мелкой моторики у детей. Тонкую  моторику руки у дошкольников можно и необходимо развивать ежедневно. Соответственно, для каждого возраста есть свои определенные игры для развития мелкой моторики, поэтому рассмотрим основные из них в летний период.

«Сортируем предметы»

Для этой игры понадобятся три емкости. В одной из них необходимо смешать схожие по форме и размеру предметы, например, горох и фасоль (гречку и рис; пуговицы и фишки и т. д.). Ребенок сортирует данные предметы, раскладывая их в две емкости. Усложнить задачу можно, предложив ребенку брать горошины только левой рукой, а фасоль – только правой, задействовав при этом в работе обе руки сразу. Еще более сложный вариант: горошины кладем левой рукой в емкость, стоящую справа, а фасоль – правой рукой в емкость, стоящую слева.

Можно сортировать и предметы одинаковой формы, отличающиеся только по размеру, например, маленькие, средние и крупные пуговицы.

«Делаем бусы»

Для данной игры пригодятся прочная нить, пуговицы и бусины, но можно использовать также и природный материал, проделав в нем отверстия.

Нанизывать детали можно в определенной последовательности, либо от самых мелких к самым крупным и наоборот. Полезно будет нанизывать бусины на нить как слева направо, так и справа налево, задействовав в процессе, опять же, обе руки.

«Закручивание и раскручивание крышек»

Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.

Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Помимо этого, так ребенок быстрее приучается к самостоятельности. Вы можете постепенно развить в ребенке понимание, что он должен сам застегивать свою кофту, зашнуровывать ботинки и т.д.

ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК

Кинетический песок не прилипает к рукам и не пачкает одежду. Эти его качества незаменимы при игре в помещении, но только настоящий — сыпучий и пачкающий — песок благодаря своей способности прилипать к поверхностям стимулирует развитие координации движений и тонкой моторики ребенка. Каким образом? Чтобы избавиться от каждой песчинки, крохе нужно потереть ладошки или провести пальцами одной руки по другой. А если взрослые возьмутся за организацию специальных игр с песком, то мелкая моторика ребёнка будет развиваться гораздо интенсивнее!

Здесь возможно множество различных вариаций. Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Также ребёнок может сделать отпечатки своей кисти на песке. Подобные занятия подходят только для детей после 3 лет, потому что малыши раннего возраста все тащат в рот.

«Найди такой же!»

Потребуется несколько пар одинаковых предметов: формочки, детали от конструктора, небольшие резиновые игрушки. Закопайте в песок по одному предмету от каждой пары, а остальные разложите перед ребенком. Показывая по очереди на каждую вещь, попросите его на ощупь найти такую же в песке. «Чья вещица?» Каждый из участников отдает ведущему по одному мелкому предмету. При этом все стараются запомнить, кому что принадлежит. Затем все отворачиваются, а ведущий закапывает вещи в песок. Задача участников — по очереди на ощупь доставать предметы и быстро называть хозяина найденной вещицы.

АКВА - ГИМНАСТИКА

Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.

Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Игра «Маленькая лодочка»

И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

Игра «Пароход»

И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.

Пароход плывет вперед,

Нам подарки он несет.

Игра «Дождь»

И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

 «Тонет или нет?»

Ребенок получит наглядное представление о весе предметов, если будет погружать их в тазик с водой и наблюдать, что с ними происходит. Вскоре он обнаружит, что деревянная щепка и лист растения не тонут, а камешки и монеты идут ко дну.

«Была лужа – и нет ее»

Цель: развитие мелкой моторики, аккуратности.

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок пролив что-либо, сможет убрать за собой.

Задача для ребенка: с помощью губки собрать пролитую воду с подноса и выжать ее в миску.

Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду с подноса и отжимая в другую емкость.

ИГРЫ С МЯЧОМ

Упражнения с мячом развивают не только крупные мышцы, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов, пальцев, кистей. Дети могут, например, сесть в круг и бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное; бросать мяч в стену; играть в мяч парами; кидать мяч друг другу; играть одновременно с двумя или тремя мячами; много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не давая ему упасть. 

СОСТАВЛЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛОЧЕК

Увлекательным занятием для детей во время прогулки будут задания с палочками. Данные упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Для старшего дошкольного возраста выкладываемые фигуры усложняются, они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений. С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру «Найди, что изменилось»: один ребенок отворачивается, а другой добавляет к солнышку один или два луча; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменения много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т.п. Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию и мышления, и пространственной ориентировки. Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по обучению грамоте. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

 

 

ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ 

Игры на базе конструктора способствуют развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Можно отметить некоторые преимущества использования конструктора.

Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.

Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков, ребенок уже испытывает чувство успеха.

В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия не надо сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Данные игры не только помогут увлечь ребенка во время прогулки и весело провести время, но и способствуют развитию у него ручной моторики, восприятия, мышления, воображения, творческих способностей. Желаю успехов!     


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в летний период» «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в летний период» «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев

Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности

Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности

Еще более сложный вариант: горошины кладем левой рукой в емкость, стоящую справа, а фасоль – правой рукой в емкость, стоящую слева

Еще более сложный вариант: горошины кладем левой рукой в емкость, стоящую справа, а фасоль – правой рукой в емкость, стоящую слева

Задача участников — по очереди на ощупь доставать предметы и быстро называть хозяина найденной вещицы

Задача участников — по очереди на ощупь доставать предметы и быстро называть хозяина найденной вещицы

Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду с подноса и отжимая в другую емкость

Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду с подноса и отжимая в другую емкость

ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ Игры на базе конструктора способствуют развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве

ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ Игры на базе конструктора способствуют развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2022