Возрастные особенности детей раннего возраста 2-3 лет
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается.
Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет.
Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п.
Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов.
При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют "рядом, но не вместе".
Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно - развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
В качестве важных психологических особенностей данного возраста важно отметить:
Социально-эмоциональное развитие:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
Зрительно-моторная координация:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться
предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;
совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения,
игры, наглядно-действенное мышление. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Главной особенностью данного возраста является кризис трех лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис 3 лет может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
|
|
Значение игры в жизни ребенка |
Взрослые знают, что дети любят играть, стараются покупать им игрушки. Но не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.
Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных и т. д.
В отличии от взрослых, для которых игра является одним из средств развлечения и отдыха, для ребенка она является средством познания окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих его предметов, сравнивает их между собой, устанавливает причинно-следственные связи. В эти годы малыша интересует все: вещи, явления, люди, их отношения.
Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое. Воспитательная ценность в том и состоит, что она является самостоятельной деятельностью дошкольника. С расширением кругозора ребенка обогащается содержание его игр. Он начинает, кормить, укладывать куклу, лечить ее. Не все дети в одинаковой мере умеют играть, применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо развито воображение, игры одиночные, не продолжительные.
В играх с куклой девочка выполняет ряд «трудовых» действий такого же типа, что проделывает с ней мать: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Мальчик возит купленную машинку по полу, перевозит игрушки, гудит.
Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет еще самостоятельно применять в играх. Опыт игры малыш приобретает в совместных игровых действиях с взрослыми, которые показывают, как нужно применять одну и ту же игрушку по-разному, в различных играх.
Фантазия взрослых должна помочь детям в игре. Предложения взрослого построить дом для большой куклы, вызывает необходимость подбирать детям кубики по размеру, сравнивая их между собой, с размерами куклы.
Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют время и место для игр детей. Можно играть с ребенком не затрачивая на это дополнительное время в процессе прогулки, сервировки стола, уборки квартиры.
Игрушка побуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и со сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно покупать ребенку игрушки по возрасту. Игрушки, которые нравятся взрослым не всегда оказываются ценными для ребенка.
Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных, предметы домашнего обихода (посуда, мебель и т. д., моторные, двигательные, конструктивные, строительные),
дидактически-обучающие (матрешки, башенки, мозаика, пазлы и т. д.) чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры.
Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит детской игры, наоборот, приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения, небрежно обращаться с игрушками. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам и девочкам. Если девочки играют только в куклы и не имеют строительных, конструктивных, двигательных, моторных игрушек, родители лишают их радости такой игры, в которой развиваются воображение, конструктивные способности (малыш строит, комбинирует).
У детей появляется потребность играть вместе. Первый опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми, которые показывают им как нужно играть с куклой, мишкой и др. Если ребенок в семье один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх с образной игрушкой: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, советуется с ним, обучает тому, что знает сам.
Большой воспитательной ценностью обладают игры. Играя вместе со взрослыми дети незаметно для себя обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору разных картинок, последовательному нанизыванию колец башенки. В играх этого типа формируется чувственный опыт ребенка, развивается речь, память, внимание, тренируется мелкая мускулатура пальцев рук. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, формируют опыт совместной игры.
У каждого ребенка дома должен быть игровой уголок, в котором игрушки разного вида содержатся в порядке. Это не только воспитывает бережное отношение к вещам, аккуратность, но и поддерживает игровой интерес детей. Каждая игрушка как бы приглашает малыша играть. Игра тесно связана с трудом. Поэтому-то так важно с самых ранних лет приучать детей к наведения порядка в игровом уголке. (Сначала, конечно, совместно с родителями, потом почти самостоятельно). Но маленькие дети наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки. Можно применить игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивание или требования взрослых. Можно, например, сказать: «Давай с тобой вместе уложим всех спать, они тоже устали» или «Давай с тобой играть в «магазин». Возьми корзину, ты будешь продавец. Я хочу купить у тебя игрушки для своего сына. Я буду называть их, а ты клади в корзину и подавай мне. Я унесу их к себе домой и т. п. ». Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания маленького дошкольника в семье и в детском саду.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ
Самый серьезный вопрос при выборе игрушки – это ее безопасность.
Основными требованиями к безопасности детских игрушек являются следующие:
Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна слазить.
Отсутствие неприятного резкого запаха.
Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и соединений. У мягких игрушек очень часто отклеиваются глаза – маленький ребенок может взять их в рот.
Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см).
Безопасный цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.
Безопасный звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки.
Безопасный размер. И игрушка, и ее составные части должны быть достаточно крупными, чтобы маленький ребенок не проглотил их. На игрушках обычно указывается, с какого возраста она рекомендуется для ребенка – если на ней стоит знак «от 3-х лет», значит, она может содержать очень мелкие детали. Так что не экспериментируйте!
Безопасный вес. Соотнесение веса игрушки и ребенка. Сможет ли ребенок поднять игрушку? Не слишком ли она тяжелая для него? Не навредит ли себе, если ее уронит?
Гигиеничность. Возможность мыть и стирать игрушку.
Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены. На улице продавцы редко имеют необходимую документацию на свой товар. В магазинах же с этим строго, на всю свою продукцию они должны иметь сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель детских игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.
Помните, что экономить на детских игрушках ни в коем случае нельзя! Некачественные игрушки могут стать причиной
травм и повреждений, отравлений токсичными
веществами и возникновения аллергии у ребенка.
И не забудьте помыть новую игрушку перед тем, как дать своему малышу!
Как часто в магазине детских игрушек вы ловите себя на мысли о том, что купить что-то надо, но что именно приобрести вы не знаете? А сколько игрушек из магазина по-настоящему интересуют ваших чад? Вот видите: проблема покупки игрушек для детей действительно существует. Но что же вы делаете неправильно? Давайте рассмотрим главные ошибки родителей при выборе кукол, машинок, замков и других забав для карапузов.
1. «Я так мечтал о таком в детстве!» или «Когда я был маленьким, такой красоты в магазинах не было»
Покупка игрушки для себя – это одна из самых распространенных родительских ошибок. Ваш ребенок отличается от вас. При выборе игрушки нужно обязательно учитывать его интересы. Если малыш обожает спокойные игры, где он задействует внимание и усидчивость, не стоит задаривать его спортивным инвентарем. Ваша любовь к подвижным забавам – не его выбор.
2. «Он – мальчик! Зачем ему куклы?»
Большинство пап сурово сводят брови на переносице, если замечают, что их полуторагодовалый сын тянет ручки к мягкому мишке или к коляске для кукол. А ведь это неправильно! Ребенок должен играть со всем, что попадает в его поле зрения. И знакомство с куклой не станет причиной смены сексуальной ориентации в будущем (а ведь так действительно думают некоторое родители). Разграничение игрушек на «мальчуковые» и «девчачьи» отстраняет вашего малыша от права выбора. Скажем даже больше: мальчики должны играть в куклы не меньше девочек! Ведь так формируется чувство отцовства!!!
3. «Обычные игрушки моему ребенку не нужны, все должно развивать»
Кто сказал, что машинки или игра в мяч не развивают? А как же ориентация в пространстве, развитие мелкой и крупной моторики, стимуляция воображения, умение сосуществовать с коллективом (если малыш играет не сам) и многое другое? Все, до чего дотрагивается ребенок, учит его и знакомит с окружающим миром. Не стоит забрасывать карапуза только карточками Домана или кубиками Никитина. Дайте ему возможность просто играть.
4. «Лучше я буду покупать игрушки для детей дешевле! Все равно, они их ломают на второй день»
Качественные игрушки не ломаются на второй день. Это аксиома. Если вы купили машинку или куклу в магазине, к ним есть все сертификаты, но стоимость у них не такая уж низкая, не расстраивайтесь. Это все окупится, потому что этой игрушкой ребенок будет играть не один год. Лучше покупайте редко, но качественную детскую продукцию, чем часто, но ломкую и опасную для здоровья карапузов.
5. «Он еще ничего не понимает, лучше я сам выберу!»
Игрушки для детей созданы именно для них, поэтому уважайте выбор малыша. Если карапуз хочет юлу, а вы покупаете барабан, то барабанить, скорее всего, придется именно вам. Ребенок даже не посмотрит в сторону покупки.
Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши малыши по-настоящему интересовались купленными игрушками и с радостью играли ими, рекомендуем прислушаться к нашим советам и сделать правильный выбор.
Удачных вам покупок!
Как правильно выбрать ребенку 2-3 лет книгу.
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. Пока он еще совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг. Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас все обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребенка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребенка, чтобы заинтересовать его. Хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст книжки, а просто показывает понятные малышу картинки, то можно воспользоваться книжками для более старшего возраста, и даже взрослыми журналами. Если же книгу читают ребенку полностью, то желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий.
Часто дети сами хотят “почитать” книгу: они ее листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка. Книжки с объемными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша еще не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.
По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.
Многие родители интересуются, с какими иллюстрациями следует покупать детям книжки: с высокохудожественными, выполненные известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребенку. Наверное, каждый взрослый решает эту проблему по своему, ориентируясь на вкус и опыт, и в зависимости от тех задач, которые он хочет решить, читая книги с ребенком.
Об иллюстрировании детской книги как сложном процессе не раз говорил известный художник В. Конашевич Исходя из знания законов развития ребенка, он определяет требования к иллюстрациям в произведениях для малышей: “Ясность, простота и выразительность”. Но тут же художник замечает: “Однако под простотой не следует разуметь какое-то нарочитое изображение предмета, а упрощение приемов его графического воспроизведения…Ребенок требует, чтобы предмет был изображен точно и со всеми признаками, но изображен просто и ясно.
Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребенку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа”.
Организация домашнего чтения
Когда книга уже куплена, перед взрослыми встает вопрос: как познакомить с ней ребенка, чтобы у него возник интерес к чтению. Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу.
Причин такого “прохладного” отношения к литературе может быть много:
1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребенка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т.д.;
2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;
3) причины, связанные с самим ребенком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать.
Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери.
Вероятно, малышу сначала стоит показать книгу, полистать ее, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определенной поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребенок освоит эту операцию (или параллельно с ее освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая ее: “Вот зайчик. Зайчик”. Если ребенка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: “Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький”.
В том случае, если ребенок уже получает удовольствие от подобно совместного “чтения”, родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребенок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи. Ребенок раннего возраста с удовольствием слушает незамысловатые рассказы, которые взрослые придумывают, листая вместе с ним страницы папиных автомобильных журналов или маминых косметических каталогов.
Семейный альбом (перелистывание его, узнавание самого себя, а затем и близких людей) может стать первой книжкой для малыша.
В след за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.
Зачастую родители недооценивают возможности литературных произведений в решении многих проблем в поведении детей. По данным анкетирования, ни один из взрослых не посчитал книги способными справиться с детской агрессивностью, замкнутостью, нежеланием идти в детский сад и т. д.
Сесиль Лупан предлагает превратить чтение книг в увлекательное занятие, во время которого малыш выполняет активную роль. Она предлагает показать ребенку, что книга – это не просто предмет, который купили в магазине, а результата вашего с ним взаимодействия, игры. Ребенку предлагается сочинить вместе с вами текст (если он уже умеет разговаривать) и стать главным героем нового произведения. Книги – самоделки помогут взрослым в налаживании контактов с малышом, решении многих поведенческих проблем, осуществлении познавательного развития.
Домашняя библиотека
В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки… ).Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия ребятами рифмованного текста (проникновения детьми в его смысл) на 22 % выше того же варианта прозаического.
Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца.. При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требуют пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребенка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого: “Василиса … вышла на полянку, где стояла избушка Бабы – Яги, забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами, вместо дверей – у ворот ноги человечьи, вместо замка – рот с острыми зубами”. Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Д0 3 ЛЕТ
1. Малые формы фольклора: потешки, песенки ,прибаутки, пестушки(такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся...), русский фольклор и фольклор других народов мира.
2. Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка... )
3. Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями Ю. Васнецова
4. В. Сутеев "Сказки и картинки".
5. Рифмы Матушки Гусыни (русский текст), Рифмы Матушки Гусыни (русский и английский текст)
6. К. Чуковский Сказки и стихи
7. С Маршак Стихи, песни, загадки.
8. А Барто циклы стихов "Игрушки", "Младший брат", "Настенька", "Вовка - добрая душа".
9. Е. Чарушин "Кошка", "Курочка", "Как Томка научился плавать".
10. Д. Хармс "Стихи".
11. Ю. Мориц "Стихи".
12. В. Левин "Глупая лошадь" (стихи).
13. А. Пушкин "Сказки", отрывки или целиком.
14. Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и другие) о природе.
15. И. Токмакова "Карусель".
16. Б. Поттер "Ухти-Тухти", "Флопси, Мопси и Ватный хвост".
17. Д. Сьюз "Сказки".
18. К. Ушинский "Сказки".
19. Л. Толстой. Басни и рассказы из "Азбуки".
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.