Консультация «Знакомство с реализацией социальной программой «Истоки», с социокультурной категорией - " Ласковое имя»
Оценка 4.9

Консультация «Знакомство с реализацией социальной программой «Истоки», с социокультурной категорией - " Ласковое имя»

Оценка 4.9
Работа с родителями
pdf
воспитательная работа +1
2 кл
09.10.2021
Консультация «Знакомство с реализацией социальной программой «Истоки», с социокультурной категорией  - " Ласковое имя»
Социокультурные истоки Ласковое имя.pdf

МАДОУ «Детский сад №14 «Умка»

 

Подготовила: воспитатель Тихонова О.Н.

 

Консультация «Знакомство с реализацией социальной программой «Истоки», с социокультурной категорией  - " Ласковое имя»

 

В основу содержания программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования положена система категорий и ценностей. Отбор важнейших социокультурных категорий и ценностей осуществлен с учетом физических и психических особенностей дошкольников.

Сердцевину программы «Истоки» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с изустной литературой. Мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Значительную часть программы «Истоки» составляют 

-ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно – нравственного воспитания и становления старших дошкольников.

-                     ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека. - социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике. - ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.

-                     нравственные ценности, такие как такие как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости раскрывают для ребенка – дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.

 

В младшей группе (возраст 3-4 года) главными целями воспитательной программы являются: - первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга.

Слово. Любимое имя. Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь.

Именины. Ангел - хранитель.

Доброе слово. Выражение любви к близким людям. Радость встречи.

Ласковая песня. Ласковое слово. Красивая мелодия. Колыбельная песня.

Нежность. Надежда.

Праздничная песня. Рождество. Новый год. Нарядная елка. Общая радость. Забота о родных и близких.

 

Образ.

Любимый образ. Мама. Любовь. Доброта. Забота.

Образ света. Солнышко. Свет. Тепло. Радость.

Добрый мир. Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло. Защита и доверие.

 

Книга.

Добрая книга. Книга – связь слова и образа. ПЕРВАЯ КНИГА. Живое слово. Любимая книга. Яркие образы. Сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой.

 

 

Ласковое  имя.  

 

 

      Называние ребенка – важное символическое действие, которое касается  всей семьи и всего рода.

С  древности  имя человека служило оберегом, было олицетворѐнным, значимым и обладало большой силой.

         Наши предки имели часто по два имени, например, Владимир при крещении Василий; Ярослав – Дмитрий; Ольга -  Елена. Многие князья,   приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь сглаза и различных бед. Таким образом люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, а имя было олицетворѐнным.

Такая традиция  двойных имен существует и в наши дни.

      Существовал   и такой ритуал: в присутствии младенца называли различные имена и смотрели за его реакцией. Если названо верное имя, то ребенок откликался. Естественно эту процедуру  повторяли  трижды, чтобы удостоверится в том, что реакция ребенка была не случайной.

Некоторые семьи после рождения ребенка высылали кого-либо из домашних на улицу, чтобы спросить имя у первого встречного, и давали его имя новорожденному.

      В России существовал целый ряд традиций называть ребенка по святцам.  Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении. Период  жизни ребенка между рождением и крещением считался особенно опасным. Как раньше, так и сейчас люди верят, что святые, обитающие на небесах, принимают участие в судьбе братьев своих, живущих на земле.  Святых, имена которых носят люди, называют ангелами, а день имени- Днем Ангела.

  

Часто имя придумывается задолго до рождения ребенка. Как правило,  ребенка называют мать или отец, нередко между ними возникают споры. Матери мотивируют свое право тем, что именно они произвели ребенка на свет, именно они «мучились», и теперь эти страдания необходимо компенсировать правом выбора имени ребенку. В некоторых случаях называние детей – разделяется по половому признаку: отец  должен  дать имя мальчику, а мать – девочке.

В наши дни стойко сохраняется традиция давать рождающимся детям имена членов семьи, представителей их  рода. Такая традиция является  не просто знаком  единства, но и крепости  семьи.

Дети приходят на смену старикам, заменяют их, являются воплощением старших родственников.  В некоторых семьях существует традиция из поколения в поколение давать ребенку одно и то же имя. Иногда  ребенка называли в честь отца.

Называние ребенка в честь отца может мотивироваться желанием магически перенести  на него отцовские качества. Вместе с тем, получение  такого  родового имени обзывает  поддерживать честь рода  личными поступками и заслугами. Если же потомки запятнали себя недостойными поведением, то о них говорят, что они недостойны носить свое имя.

                  С другой стороны, в наши дни родителям часто хочется назвать ребенка «отдельным», «только его» именем, считая, что у человека должно быть индивидуальное имя, такое, какого в семье еще не было.

Перенесение имени одного человека на другого способно перенести вместе с собой внешние качества, характер и даже судьбу. Соответственно родители избегают давать ребенку имя какого-либо неприятного им человека, обладающего отрицательными с их точки зрения качествами, и по отношению к которому они испытывают нежелательные эмоции.

Большое значение в имянаречении  детей имела мода. Моду на имена создавали: политика, литература, музыка и фильмы.

            Начиная с двадцатого века появилась мода  на западноевропейские имена. В немалых количествах появились у нас Артуры, Марки, Марианна.

В последние годы, наблюдается стремление к  возвращению старых традиций, детей называют старинными именами, непопулярными в годы советской власти. Так, много стало у нас Даниилов, Варвар, Матвеев и Евдокий.

           Но сколько бы раз не менялась мода, Россия верна именам своих святых мучеников и героев. Такие имена как Владимир, Сергей, Александр, Екатерина, Ольга.

Говорят, что имя определяет судьбу человека. Возможно, хотя так много людей с одинаковыми именами и очень разными характерами и судьбами, что трудно в это поверить. В современном мире возможность  выбора имени может быть реализована  в полной мере, но при всем этом, не ослабевает и вера в существования  таинственной связи судьбы человека и его имени.

Первое слово, которое вы, уважаемые родители, подарили своему ребенку на всю жизнь – это его имя. В имени выражена ваша любовь и представление о судьбе ребенка. Имя  человека можно произносить по - разному – уважительно и строго, нежно и ласково. Для  ребѐнка очень важно слышать из уст близких людей ласковое и нежное звучание его имени. Через нежное звучание имени передаѐтся родительская любовь и забота. Очень важно, чтобы наши дети не только слышали своѐ ласковое имя, но и сами умели его произносить. Ведь ласковое имя вызывает у детей самые добрые и нежные чувства, которые ребѐнок со временем будет дарить всем окружающим.

 

МАДОУ «Детский сад №14 «Умка»

МАДОУ «Детский сад №14 «Умка»

В младшей группе (возраст 3-4 года) главными целями воспитательной программы являются: - первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий

В младшей группе (возраст 3-4 года) главными целями воспитательной программы являются: - первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий

Существовал и такой ритуал: в присутствии младенца называли различные имена и смотрели за его реакцией

Существовал и такой ритуал: в присутствии младенца называли различные имена и смотрели за его реакцией

Большое значение в имянаречении детей имела мода

Большое значение в имянаречении детей имела мода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2021