Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Оценка 4.8

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Оценка 4.8
Лекции
docx
дефектология
Детсад
04.01.2019
Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов по теме "Профилактика дискалькулии у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения". Маленьких учат считать, не только для того чтобы они знали цифры, но и для того что бы у них развивалось логическое мышление в дошкольном возрасте.
Документ Microsoft Office Word.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»                                           Выполнил:                                                                      учитель ­ дефектолог                                                                                Якунина Наталья Павловна г. Туймазы 12.10.2017г. Маленьких  детей учат  считать не только  для  того, чтобы  они хорошо  знали математику,   а   для   того,   чтобы   вообще   развивалось   логическое   мышление, соблюдался порядок в высказываниях, последовательность в действиях и мыслях. Как только ребенок начинает уверенно ходить, его уже можно обучать счету, считать ступеньки на лестнице, пальчики на руках. К трем годам в норме малыш должен уметь считать до 3­х, к 4 – до пяти, к 5 – до 10, к 6 годам до двадцати, а при поступлении в школу до 100. Но если   в дошкольном возрасте   идет затрудненное овладение   математическими   навыками,   счету.     то   мы   говорим   о   предпосылках дискалькулии.  Дискалькулия – специфическое нарушение счетной деятельности.  Слово «дискалькулия» пришло к нам из греческого и латыни. Оно означает «плохо считать». Дискалькулия   ­   нейрокогнитивное   расстройство,   которое   препятствует   усвоению основ счета и арифметических понятий. Это расстройство является специфическим нарушением   навыков   счета,   которое   нельзя   объяснить   исключительно   общим психическим недоразвитием или грубо неадекватным обучением. Продуктивность в арифметике     у   ребенка   должна   быть   значительно   ниже   уровня,   ожидаемого   в соответствии   с   его   возрастом,   общей   интеллектуальностью   и   успеваемостью.  По МКБ   (международная классификация болезней) это нарушение фиксируется под кодом – F­81.  Для детей этой категории характерны следующие трудности: Трудности в восприятии пространства (дошкольники путают право­лево, верх 1. –   низ;   часто   встречаются   ошибки   в   понимании   слов   отвлеченного   значения,   в употреблении   предлогов,   обозначающих   пространственные   отношения).     При относительной сформированности умений определять пространственные ориентиры относительно себя дети затрудняются в перенесении пространственных ориентиров на собеседника. Трудности вызывает и ориентировка на плоскости. Детям сложно определить   пространственные   взаимоотношения   предметов   и   их   частей. Дошкольники   ориентируются   в   пространстве   на   основе   чувственной   системы отсчета, а вербализация основных пространственных понятий осуществляется ими с множественными ошибками. 2. Трудности   вызывают   задания,   направленные   на   исследование   уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине. Как правило, почти все дети   правильно   узнают   форму,   величину,   цвет,   что   позволяет   сделать   вывод   о сформированности у них сенсорных эталонов. Вместе с тем, выполнение заданий, предполагающих включение обобщенного восприятия, вызывает у детей затруднения. Выполняя задание на классификацию по определенному признаку, дети недостаточно прочно   фиксируют   инструкцию,   затрудняются   в     выделении   существенных признаков, не могут действовать целенаправленно, переключаются с одного признака на  другой.  Наибольшую   сложность  представляют  задания   на  выделение  формы   и величины.  3. Сложности   у   детей   возникают   при   выполнении   заданий,   направленных   на исследование понимания и употребления математических понятий (много – мало, больше – меньше – равно и т.д.). Дошкольники испытывают значительные трудности в   понимании   смысла   математических   терминов,   не   могут   включить   в   речевое высказывание известную им математическую лексику.  4. В   заданиях,   направленных   на   исследование   умения   соотнести   количество предметов с цифрой, дети испытывают затруднения в выборе нужной цифры, путают изображение цифры и ее название; дошкольникам требуются постоянная помощь и подсказка   со   стороны   педагога.   Несформированность   зрительного   гнозиса препятствует усвоению графических изображений цифр и усвоению математических символов.   5. При составлении и решении задач дошкольники с ЗПР испытывают затруднения в понимании условий задач, а также при запоминании числовых данных и выборе нужного   математического   знака,   что   говорит   о   недостаточном   уровне сформированности   слуховой   памяти,   лексико­грамматического   строя   речи, представлений о математических знаках. Знания детей о множестве, числе и счете неустойчивы и актуализируются лишь в условиях постоянной зрительной опоры. Почему возникает дискалькулия Возможны   органические   причины   дискалькулии   –   затруднения   в   обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать  цифры. Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты,   родители и педагог     не   смогли     найти   подхода   к   данному   ребёнку.   Всё   это   приводит   к неуверенности   в   своих   способностях,   замкнутости,   страху,   а   как   следствие   –   к нарушению счёта. Часто   дискалькулия   встречается   у   детей   из   асоциальных   семей.   У   таких   детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии. Дискалькулию можно объяснить слабостью ручной моторики, несформированностью глазо­моторной функции. У   многих   родителей   детей   с   расстройством   счета   имеется   психопатологическая отягощенность:   алкоголизм,   наркомания,   депрессивное   состояние,   психопатии, психопатологическая   неуравновешенность.  Здесь   очень   важно,  в   каком   состоянии был   зачат   ребенок,   поскольку   основная   причина   дискалькулии   –   органическое поражение головного мозга. Наш мозг очень интересный орган, разные его отделы отвечают за отдельные жизненно­важные функции человека. При повреждении даже одного миллиметра участка головного мозга, отвечающего, например, за счет или письмо, происходят сбои в освоении этих навыков. Ребенок может не уметь считать, но при этом прекрасно рисует и поет. Повреждение клеток мозга может произойти все   из­за   одних   и   тех   же   вредностей:   токсикоз   матери,   асфиксия   во   время беременности,   соматические   заболевания   матери,   неблагоприятное   воздействие экологических факторов. А также на ребеночка с предпосылками к дискалькулии могут   повлиять   социально­психологические   моменты,   такие   как   недостаточный уровень   образованности   родителей,   равнодушие   к   проблеме   ребенка,   гиперопека, педагогическая запущенность. Наиболее   обобщенной   и   практико­ориентированной   является   классификация, которая выделяет несколько форм дискалькулии: 1 обозначения математических понятий. Вербальная  дискалькулия,   которая   проявляется   в   нарушении   словесного Практогностическая дискалькулия, при которой имеется расстройство 2 системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов. Дислексическая  дискалькулия,   в   основе   которой   лежит   нарушение   чтения 3 математических знаков. 4 Графическая  дискалькулия, которая проявляется в нарушении записи математических знаков и правильного воспроизведения геометрических фигур. Операциональная  дискалькулия,   которая   связана   с   неумением   выполнять 5 математические операции. Профилактика дискалькулий у дошкольников с ОВЗ  Как   показывают   исследования,   для   профилактики  дискалькулии  значимыми формирование   математических   представлений   и   закрепление   этих являются:  • представлений в речи;  • • • • • • формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений  Практические   упражнения   коррекционной   работы   для   профилактики дискалькулии. формирование понимания слов, обозначающих математические понятия;  умение пользоваться математической терминологией; формирование пространственного восприятия;  развитие зрительной и слуховой памяти;  овладение лексико­грамматическим строем речи;  развитие слухового восприятия;  1. Вербальная   дискалькулия  предупреждается   с   помощью   обучения ребёнка названиям математических операций, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.  Развитие умения словесно обозначать математические понятия,  «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов). «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна,осень). «Нелепицы» (по временам года). «Времена суток»  (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин). «Расскажи, что где находится» (работа с предлогами по схемам).       Обучение математической терминологии. «Пары по величине»  «Найди по описанию» (ориентировка на 2­3 признака предмета). «Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление). «Поручения» (с использованием математической терминологии).       Развитие пространственного восприятия,  зрительной и слуховой памяти. «Послушай и назови лишнее слово». «Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти). «Выполни движения» (по рисунку – схеме). «Послушай и повтори цифры в обратном порядке». «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами). «Дырявый ковер» («ставим заплатки» из  цифр или геометрических фигур).       Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. «Чем похожи, чем различаются две фигуры». «Мишутка и родители». «Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера). Раскладывание   и   называние   предметов   в   порядке   возрастания   или   убывания   по длине, ширине, толщине и высоте. Счет предметов, звуков, движений.       Развитие   понимания   связи   цифр,   обозначающих   число,   с   его   вербальным обозначением. «Чем похожи и чем различаются две цифры?». «Назови соседей числа».  «Игры и логические упражнения с цифрами». «Поручения» (с использованием цифр). «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов». «Раскрась определенное число предметов». Для профилактики практогностической дискалькулии значимыми являются:  • формирование   представлений   об   образе   предмета   и   его   символическом изображении;  • • • • • • • • формирование счетных навыков;  словесное обозначение системы счисления;  понимание последовательности счета;  называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительно­пространственного восприятия;  развитие моторики и зрительно­двигательной координации;  развитие зрительной и слуховой памяти.  развитие лексико­грамматического строя речи.  2. Практогностическая   дискалькулия   предупреждается   с   помощью обучения   навыкам   счёта,   выполнения   арифметических   операций   с   их проговариванием,   называнием   результата   и   показыванием   соответствующего количества   пальцев,   развития   всех   видов   памяти   и   грамотной   речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.       Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов. Работа с пособиями « Игры и логические упражнения с цифрами». «Запомни и нарисуй», «Обведи кружком». «Четвертый лишний».       Развитие зрительно­пространственного восприятия. «Назови, что где находится» (на картине, на схеме). «Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений). «Наша квартира». «Цыплята в домике».       Развитие   зрительно­двигательной   координации,   моторных   навыков,   чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур». «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру».  «Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке». «Составь рисунок ритма и отхлопай его».       Развитие зрительной и слуховой памяти. «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке». «Назови пропущенное число среди названных чисел». «Найди по описанию» (ориентировка на 2­3 признака предмета).       Развитие логических операций. Сериация, классификация, сравнение. Сериация   проводится   в   речевой   форме   с   одновременным   закреплением сравнительной   лексики:   «Кто   самый   высокий?»,   «Покажи   детей   по   очереди», «Назови детей в последовательности», ранжирование объектов по разным критериям. Серия   упражнений   на   числовом   материале   (закрепление   порядкового   значения числа):   «Раскрась   числа   разным   цветом»,   «Определи   кто   и   какой   по   счету   в очереди».           Классификация: «Как можно объединить животных», «Четвертый лишний» (лишняя картинка) Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься», «Покажи фрукты, но не круглые», «Покажи животных, которые живут в зоопарке». Классификация на основе функциональных признаков: «Покажи, что самое легкое», «Покажи, что может летать», «Во что играют зимой». Классификация слов по разным признакам. Формирование умозаключения (на основе аналогии): «Дорисуй третье изображение», «Определи   место   кофточки   с   узором»,  «Найди   подходящий   квадрат   для   каждой игрушки», «Разложи предметы по аналогии», «Лабиринт» и т. д.  Для профилактики дислексической дискалькулии значимым является:  формирование   зрительного   образа   математических   знаков,   геометрических • фигур;  • развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности;  • • Дислексический   вариант   дискалькулии   можно   предупредить,   развивая   зрительное восприятие   ребёнка,   его   представления   о   цвете,   форме,   обучая   его   узнаванию математических   символов   и   правильному   их   называнию,   смыслу   этих   знаков, развивая память и логическое мышление. развитие зрительной и слуховой памяти;  развитие аналитико­синтетической деятельности;  Направление, содержание и приемы логопедической работы  по профилактике дислексическойдискалькулии.       Развитие   умения   читать   математические   знаки,   словесно   обозначать математические понятия. Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений. «Назови соседей числа». «Положи цифру на свое место в ряду других цифр, объясни свой выбор». Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами».       Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. «Определи, чей силуэт». Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака; «Разложи сумочки по своим местам». «Поручения» (с использованием математических понятий). «Найди по описанию» (ориентировка на три признака предмета).       Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. «Узнавание зашумленных изображений». «Покажи, назови и сравни изображения, наложенные друг на друга» «Найди место карточке по звуку». «Повтори ритм» (выкладывания узора по памяти)       Развитие аналитико­синтетической деятельности. «Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы). «Чем похожи и чем различаются цифры?». «Нелепицы». Реконструирование цифр.       Развитие представлений об образе цифр и математических знаков. «Найди цифру среди других графических знаков (букв)». «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический). «Чем похожи  и чем различаются цифры». Напиши соседей числа.  Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов.  «Нарисуй нужное количество цифр Для профилактики графической дискалькулии значимым является:  развитие ручной моторики;  ориентировка в пространстве и на плоскости;  развитие слухо­зрительно­двигательной координации;  формирование   представлений   об   образе   предмета   и   его   символического • • • • изображения; развитие зрительного восприятия;  • понимание математической терминологии;  • формирование аналитико­синтетической деятельности;                     развитие зрительной и слуховой памяти Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.       Развитие ручной моторики, зрительно­двигательной координации. Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами». Работа   в   тетрадях   в   крупную   клетку   по   словесной   инструкции,  (изображение предметных рисунков, геометрических фигур и цифр).       Развитие   представлений   о   форме,   величине,   цифровой   и   математической символике. «Найди нужную цифру среди графически сходных». «Найди правильно написанную цифру»; «Найди, нарисуй и раскрась аналогичную цифру». Обводка и штриховка цифр, математических знаков. Лепка, аппликация и вырезание цифр. «Напиши соседей числа». «Сколько   раз   прокуковала   кукушка?   Найди   (напиши)   цифру   на   одну   меньше (больше)».       Развитие зрительного и слухового гнозиса. «Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр». «Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение – увеличение количества цифр, усиление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5,6,8, а потом ее же среди цифр 4,7). «Воспроизведи ритм»; «Повтори ряд цифр в обратном порядке».       Развитие пространственного восприятия. Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека. Конструирование и реконструирование цифр. «Сравни цифры». Работа с предлогами на предметной основе, по рисункам, по схемам; придумывание предложений с предлогами; работа с разрезными картинками.        Развитие зрительного анализа и синтеза. «Узнай недорисованные предметы». «Узнай предметы, наложенные друг на друга». «Определи, чей силуэт». «Дорисуй предмет, чтобы он получился целым».       Развитие умения выполнять математические операции. «Как может получиться число…».  «Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели).       Развитие понимания математической терминологии, текстов задач. «Понимание текста со скрытым смыслом»; «Чем отличается задача от рассказа?». «Какой месяц лишний?». Игры во времена года. «Вчера, сегодня, завтра».       Развитие аналитико­синтетической деятельности. Графический диктант в тетрадях в клетку.  Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами»       Развитие логического мышления. «Четвертый ­ лишний». Упражнения на провоцирующее соответствие. «Чем различаются картинки?». «Что забыл нарисовать художник?». «Лабиринт».       Развитие зрительной и слуховой памяти. «Узнай  недорисованные предметы». «Узнай предметы, наложенные друг на друга». «Определи, чей силуэт». «Дорисуй предмет, чтобы он получился целым». «Какие предметы могут получиться из круга?». Конструирование из спичек с постепенным усложнением изображения Для профилактики операциональной дискалькулии значимым является:  формирование счетной деятельности;  умение выполнять действия сложения и вычитания;  уточнение понимания математической терминологии;  развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться математической символикой;  развитие аналитико­синтетической деятельности;  развитие зрительной и слуховой памяти.  • • • • • • • Операциональная   дискалькулия   для   профилактики   требует   обучение   счёту, действиям   с   числами,   использованию   математических   терминов   в   речи   и   счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.       Развитие умения выполнять математические операции. «Разложи предметы в корзинки» (много – мало,  много – один, много – ни одного). «Овощной магазин» (количество). «Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине). «День рождения куклы Ани» (количество, форма).       Развитие понимания математической терминологии, понимания текстов задач. «Ежик считает яблоки». «Посчитай в прямом и обратном порядке». «Назови соседей числа» (с опорой на наглядность). «Хлопни столько раз, сколько я попрошу».       Развитие логического мышления. «Чем отличаются два предмета друг от друга?» «Сделай так, чтобы игрушек стало одинаково». «Отгадай «Четвертый лишний».         Развитие зрительной и слуховой памяти. загадку». «Узнай пунктирные (зашумленные) изображения». «Конструирование из счетных палочек и геометрических фигур» «Повтори ритм». «Дорисуй предмет, чтобы он получился целым». Исходя   из   выше   сказанного,   можно   сделать   вывод,   что   работа   по   профилактике дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ основывается на комплексном подходе.   Такой   подход   предполагает   интеграцию   счетной   деятельности   во взаимосвязи   с   коррекционной   работой   по   различным   направлениям:   развитие   и коррекция речи, игровая деятельность, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, и др. Таким образом, дискалькулия является самостоятельным недугом, который гораздо меньше   изучен.   Не   стоит   воспринимать   это   нарушение   как   лень.   Коррекция дискалькулии индивидуальна и трудно прогнозируема во временных рамках. Как и любое   нарушение,   нарушение   счета   следует   корригировать   своевременно   и систематично. Уважаемые   коллеги,   используйте   в   своей   работе   игры   направленные   на профилактику всех видов дискалькулии потому что, математические знания очень важны для человека, а потому запускать дискалькулию нельзя. Ребенку, которому вовремя или вообще не оказали помощь, будет трудно приспособиться к жизни в современном обществе. Список литературы. 1. Р.И. Лалаева. А. Гермаковская. «Предупреждение нарушений в овладении математикой». Санкт – Петербург. КАРО 2007. 2. Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Математика для дошкольников в играх и упражнениях». Санкт – Петербург. КАРО 2007. 3. А.В. Калиниченко «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи». Арис – пресс. 2005. 4. Л.Б.   Баряева.   С.   Ю.   Кондратьева «Игры   логические   упражнения   с цифрами». Санкт – Петербург. КАРО 2007. 5. Гурина   С.Л. «Основные  направления  в истории  изучения  дискалькулий Принципы и методы логопедической работы» – Л., 1990. 6. О.А.   Новиковская «Математика   в   играх   и   картинках».   Санкт   – Петербург. «Паритет» 2007. 7. Перова математике». «Просвещение» 1996.   М.Н. «Дидактические   игры   и   упражнения   по 8. Белошистая   А.В. «Формирование   и   развитие   математических способностей дошкольников» – М, 2003.

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов  « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019