Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Оценка 4.8
Лекции
docx
дефектология
Детсад
04.01.2019
Консультация для педагогов по теме "Профилактика дискалькулии у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения". Маленьких учат считать, не только для того чтобы они знали цифры, но и для того что бы у них развивалось логическое мышление в дошкольном возрасте.
Документ Microsoft Office Word.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов
« Профилактика дискалькулии
у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Выполнил:
учитель дефектолог
Якунина Наталья Павловна
г. Туймазы
12.10.2017г. Маленьких детей учат считать не только для того, чтобы они хорошо знали
математику, а для того, чтобы вообще развивалось логическое мышление,
соблюдался порядок в высказываниях, последовательность в действиях и мыслях.
Как только ребенок начинает уверенно ходить, его уже можно обучать счету, считать
ступеньки на лестнице, пальчики на руках. К трем годам в норме малыш должен
уметь считать до 3х, к 4 – до пяти, к 5 – до 10, к 6 годам до двадцати, а при
поступлении в школу до 100. Но если в дошкольном возрасте идет затрудненное
овладение математическими навыками, счету. то мы говорим о предпосылках
дискалькулии.
Дискалькулия – специфическое нарушение счетной деятельности.
Слово «дискалькулия» пришло к нам из греческого и латыни. Оно означает «плохо
считать».
Дискалькулия нейрокогнитивное расстройство, которое препятствует усвоению
основ счета и арифметических понятий. Это расстройство является специфическим
нарушением навыков счета, которое нельзя объяснить исключительно общим
психическим недоразвитием или грубо неадекватным обучением. Продуктивность в
арифметике у ребенка должна быть значительно ниже уровня, ожидаемого в
соответствии с его возрастом, общей интеллектуальностью и успеваемостью. По
МКБ (международная классификация болезней) это нарушение фиксируется под
кодом – F81.
Для детей этой категории характерны следующие трудности:
Трудности в восприятии пространства (дошкольники путают праволево, верх
1.
– низ; часто встречаются ошибки в понимании слов отвлеченного значения, в
употреблении предлогов, обозначающих пространственные отношения).
При
относительной сформированности умений определять пространственные ориентиры
относительно себя дети затрудняются в перенесении пространственных ориентиров
на собеседника. Трудности вызывает и ориентировка на плоскости. Детям сложно
определить пространственные взаимоотношения предметов и их частей.
Дошкольники ориентируются в пространстве на основе чувственной системы
отсчета, а вербализация основных пространственных понятий осуществляется ими с
множественными ошибками.
2.
Трудности вызывают задания, направленные на исследование уровня
сформированности представлений о цвете, форме и величине. Как правило, почти все
дети правильно узнают форму, величину, цвет, что позволяет сделать вывод о
сформированности у них сенсорных эталонов. Вместе с тем, выполнение заданий,
предполагающих включение обобщенного восприятия, вызывает у детей затруднения.
Выполняя задание на классификацию по определенному признаку, дети недостаточно
прочно фиксируют инструкцию, затрудняются в
выделении существенных
признаков, не могут действовать целенаправленно, переключаются с одного признака
на другой. Наибольшую сложность представляют задания на выделение формы и
величины.
3.
Сложности у детей возникают при выполнении заданий, направленных на
исследование понимания и употребления математических понятий (много – мало,
больше – меньше – равно и т.д.). Дошкольники испытывают значительные трудности в понимании смысла математических терминов, не могут включить в речевое
высказывание известную им математическую лексику.
4.
В заданиях, направленных на исследование умения соотнести количество
предметов с цифрой, дети испытывают затруднения в выборе нужной цифры, путают
изображение цифры и ее название; дошкольникам требуются постоянная помощь и
подсказка со стороны педагога. Несформированность зрительного гнозиса
препятствует усвоению графических изображений цифр и усвоению математических
символов.
5.
При составлении и решении задач дошкольники с ЗПР испытывают затруднения
в понимании условий задач, а также при запоминании числовых данных и выборе
нужного математического знака, что говорит о недостаточном уровне
сформированности слуховой памяти, лексикограмматического строя речи,
представлений о математических знаках. Знания детей о множестве, числе и счете
неустойчивы и актуализируются лишь в условиях постоянной зрительной опоры.
Почему возникает дискалькулия
Возможны органические причины дискалькулии – затруднения в обработке
зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать цифры.
Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения
счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, родители и
педагог не смогли найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к
неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к
нарушению счёта.
Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей
задействованы все механизмы формирования дискалькулии.
Дискалькулию можно объяснить слабостью ручной моторики, несформированностью
глазомоторной функции.
У многих родителей детей с расстройством счета имеется психопатологическая
отягощенность: алкоголизм, наркомания, депрессивное состояние, психопатии,
психопатологическая неуравновешенность. Здесь очень важно, в каком состоянии
был зачат ребенок, поскольку основная причина дискалькулии – органическое
поражение головного мозга. Наш мозг очень интересный орган, разные его отделы
отвечают за отдельные жизненноважные функции человека. При повреждении даже
одного миллиметра участка головного мозга, отвечающего, например, за счет или
письмо, происходят сбои в освоении этих навыков. Ребенок может не уметь считать,
но при этом прекрасно рисует и поет. Повреждение клеток мозга может произойти
все изза одних и тех же вредностей: токсикоз матери, асфиксия во время
беременности, соматические заболевания матери, неблагоприятное воздействие
экологических факторов. А также на ребеночка с предпосылками к дискалькулии
могут повлиять социальнопсихологические моменты, такие как недостаточный
уровень образованности родителей, равнодушие к проблеме ребенка, гиперопека,
педагогическая запущенность.
Наиболее обобщенной и практикоориентированной является классификация,
которая выделяет несколько форм дискалькулии:
1
обозначения математических понятий.
Вербальная дискалькулия, которая проявляется в нарушении словесного Практогностическая дискалькулия, при которой имеется расстройство
2
системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов.
Дислексическая дискалькулия, в основе которой лежит нарушение чтения
3
математических знаков.
4
Графическая дискалькулия, которая проявляется в нарушении записи
математических знаков и правильного воспроизведения геометрических фигур.
Операциональная дискалькулия, которая связана с неумением выполнять
5
математические операции.
Профилактика дискалькулий у дошкольников с ОВЗ
Как показывают исследования, для профилактики дискалькулии значимыми
формирование математических представлений и закрепление этих
являются:
•
представлений в речи;
•
•
•
•
•
•
формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений
Практические упражнения коррекционной работы для профилактики
дискалькулии.
формирование понимания слов, обозначающих математические понятия;
умение пользоваться математической терминологией;
формирование пространственного восприятия;
развитие зрительной и слуховой памяти;
овладение лексикограмматическим строем речи;
развитие слухового восприятия;
1.
Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения
ребёнка названиям математических операций, умению правильно использовать их в
речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере
предметов, использованию этих понятий в речи.
Развитие умения словесно обозначать математические понятия,
«Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов).
«Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна,осень).
«Нелепицы» (по временам года).
«Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии
сюжетных картин).
«Расскажи, что где находится» (работа с предлогами по схемам).
Обучение математической терминологии.
«Пары по величине»
«Найди по описанию» (ориентировка на 23 признака предмета).
«Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление).
«Поручения» (с использованием математической терминологии).
Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти.
«Послушай и назови лишнее слово».
«Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти).
«Выполни движения» (по рисунку – схеме).
«Послушай и повтори цифры в обратном порядке».
«Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами).
«Дырявый ковер» («ставим заплатки» из цифр или геометрических фигур). Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.
«Чем похожи, чем различаются две фигуры».
«Мишутка и родители».
«Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера).
Раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или убывания по
длине, ширине, толщине и высоте.
Счет предметов, звуков, движений.
Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным
обозначением.
«Чем похожи и чем различаются две цифры?».
«Назови соседей числа».
«Игры и логические упражнения с цифрами».
«Поручения» (с использованием цифр).
«Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».
«Раскрась определенное число предметов».
Для профилактики практогностической дискалькулии значимыми являются:
•
формирование представлений об образе предмета и его символическом
изображении;
•
•
•
•
•
•
•
•
формирование счетных навыков;
словесное обозначение системы счисления;
понимание последовательности счета;
называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев;
развитие зрительнопространственного восприятия;
развитие моторики и зрительнодвигательной координации;
развитие зрительной и слуховой памяти.
развитие лексикограмматического строя речи.
2.
Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью
обучения навыкам счёта,
выполнения арифметических операций с их
проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего
количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи,
пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению
реального предмета и его изображения.
Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов.
Работа с пособиями « Игры и логические упражнения с цифрами».
«Запомни и нарисуй»,
«Обведи кружком».
«Четвертый лишний».
Развитие зрительнопространственного восприятия.
«Назови, что где находится» (на картине, на схеме).
«Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений).
«Наша квартира».
«Цыплята в домике».
Развитие зрительнодвигательной координации, моторных навыков, чувства
ритма.
«Нарисуй нужное количество геометрических фигур». «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру».
«Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке».
«Составь рисунок ритма и отхлопай его».
Развитие зрительной и слуховой памяти.
«Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке».
«Назови пропущенное число среди названных чисел».
«Найди по описанию» (ориентировка на 23 признака предмета).
Развитие логических операций.
Сериация, классификация, сравнение.
Сериация проводится в речевой форме с одновременным закреплением
сравнительной лексики: «Кто самый высокий?», «Покажи детей по очереди»,
«Назови детей в последовательности», ранжирование объектов по разным критериям.
Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения
числа): «Раскрась числа разным цветом», «Определи кто и какой по счету в
очереди».
Классификация:
«Как можно объединить животных», «Четвертый лишний» (лишняя картинка)
Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно
кататься», «Покажи фрукты, но не круглые», «Покажи животных, которые живут в
зоопарке».
Классификация на основе функциональных признаков: «Покажи, что самое легкое»,
«Покажи, что может летать», «Во что играют зимой».
Классификация слов по разным признакам.
Формирование умозаключения (на основе аналогии): «Дорисуй третье изображение»,
«Определи место кофточки с узором», «Найди подходящий квадрат для каждой
игрушки», «Разложи предметы по аналогии», «Лабиринт» и т. д.
Для профилактики дислексической дискалькулии значимым является:
формирование зрительного образа математических знаков, геометрических
•
фигур;
•
развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений,
представлений об образе цифр и математических знаков и отражение понимания в
речевой деятельности;
•
•
Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное
восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию
математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков,
развивая память и логическое мышление.
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие аналитикосинтетической деятельности;
Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике
дислексическойдискалькулии.
Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать
математические понятия.
Игры с песком и водой математического содержания.
Счет предметов, звуков, движений.
«Назови соседей числа».
«Положи цифру на свое место в ряду других цифр, объясни свой выбор». Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с
цифрами».
Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.
«Определи, чей силуэт».
Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака;
«Разложи сумочки по своим местам».
«Поручения» (с использованием математических понятий).
«Найди по описанию» (ориентировка на три признака предмета).
Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти.
«Узнавание зашумленных изображений».
«Покажи, назови и сравни изображения, наложенные друг на друга»
«Найди место карточке по звуку».
«Повтори ритм» (выкладывания узора по памяти)
Развитие аналитикосинтетической деятельности.
«Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы).
«Чем похожи и чем различаются цифры?».
«Нелепицы».
Реконструирование цифр.
Развитие представлений об образе цифр и математических знаков.
«Найди цифру среди других графических знаков (букв)».
«Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический).
«Чем похожи и чем различаются цифры».
Напиши соседей числа.
Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов.
«Нарисуй нужное количество цифр
Для профилактики графической дискалькулии значимым является:
развитие ручной моторики;
ориентировка в пространстве и на плоскости;
развитие слухозрительнодвигательной координации;
формирование представлений об образе предмета и его символического
•
•
•
•
изображения; развитие зрительного восприятия;
•
понимание математической терминологии;
•
формирование аналитикосинтетической деятельности;
развитие зрительной и слуховой памяти
Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений
для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между
зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи
между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
Развитие ручной моторики, зрительнодвигательной координации.
Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами».
Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции, (изображение
предметных рисунков, геометрических фигур и цифр).
Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической
символике.
«Найди нужную цифру среди графически сходных».
«Найди правильно написанную цифру»; «Найди, нарисуй и раскрась аналогичную цифру».
Обводка и штриховка цифр, математических знаков.
Лепка, аппликация и вырезание цифр.
«Напиши соседей числа».
«Сколько раз прокуковала кукушка? Найди (напиши) цифру на одну меньше
(больше)».
Развитие зрительного и слухового гнозиса.
«Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр».
«Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение – увеличение количества
цифр, усиление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди
цифр 5,6,8, а потом ее же среди цифр 4,7).
«Воспроизведи ритм»; «Повтори ряд цифр в обратном порядке».
Развитие пространственного восприятия.
Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека.
Конструирование и реконструирование цифр.
«Сравни цифры».
Работа с предлогами на предметной основе, по рисункам, по схемам; придумывание
предложений с предлогами; работа с разрезными картинками.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
«Узнай недорисованные предметы».
«Узнай предметы, наложенные друг на друга».
«Определи, чей силуэт».
«Дорисуй предмет, чтобы он получился целым».
Развитие умения выполнять математические операции.
«Как может получиться число…».
«Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели).
Развитие понимания математической терминологии, текстов задач.
«Понимание текста со скрытым смыслом»;
«Чем отличается задача от рассказа?».
«Какой месяц лишний?».
Игры во времена года.
«Вчера, сегодня, завтра».
Развитие аналитикосинтетической деятельности.
Графический диктант в тетрадях в клетку.
Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами»
Развитие логического мышления.
«Четвертый лишний».
Упражнения на провоцирующее соответствие.
«Чем различаются картинки?».
«Что забыл нарисовать художник?».
«Лабиринт».
Развитие зрительной и слуховой памяти.
«Узнай недорисованные предметы».
«Узнай предметы, наложенные друг на друга».
«Определи, чей силуэт».
«Дорисуй предмет, чтобы он получился целым». «Какие предметы могут получиться из круга?».
Конструирование из спичек с постепенным усложнением изображения
Для профилактики операциональной дискалькулии значимым является:
формирование счетной деятельности;
умение выполнять действия сложения и вычитания;
уточнение понимания математической терминологии;
развитие слухового и зрительного восприятия;
умение пользоваться математической символикой;
развитие аналитикосинтетической деятельности;
развитие зрительной и слуховой памяти.
•
•
•
•
•
•
•
Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту,
действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте,
развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.
Развитие умения выполнять математические операции.
«Разложи предметы в корзинки» (много – мало, много – один, много – ни одного).
«Овощной магазин» (количество).
«Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине).
«День рождения куклы Ани» (количество, форма).
Развитие понимания математической терминологии, понимания текстов задач.
«Ежик считает яблоки».
«Посчитай в прямом и обратном порядке».
«Назови соседей числа» (с опорой на наглядность).
«Хлопни столько раз, сколько я попрошу».
Развитие логического мышления.
«Чем отличаются два предмета друг от друга?»
«Сделай так, чтобы игрушек стало одинаково».
«Отгадай
«Четвертый лишний».
Развитие зрительной и слуховой памяти.
загадку».
«Узнай пунктирные (зашумленные) изображения».
«Конструирование из счетных палочек и геометрических фигур»
«Повтори ритм».
«Дорисуй предмет, чтобы он получился целым».
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по профилактике
дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ основывается на комплексном
подходе. Такой подход предполагает интеграцию счетной деятельности во
взаимосвязи с коррекционной работой по различным направлениям: развитие и
коррекция речи, игровая деятельность, изобразительная, конструктивная, трудовая,
музыкальная, и др.
Таким образом, дискалькулия является самостоятельным недугом, который гораздо
меньше изучен. Не стоит воспринимать это нарушение как лень. Коррекция
дискалькулии индивидуальна и трудно прогнозируема во временных рамках. Как и
любое нарушение, нарушение счета следует корригировать своевременно и
систематично.
Уважаемые коллеги, используйте в своей работе игры направленные на
профилактику всех видов дискалькулии потому что, математические знания очень важны для человека, а потому запускать дискалькулию нельзя. Ребенку, которому
вовремя или вообще не оказали помощь, будет трудно приспособиться к жизни в
современном обществе.
Список литературы.
1. Р.И. Лалаева. А. Гермаковская. «Предупреждение нарушений в овладении
математикой». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
2. Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Математика для дошкольников в играх
и упражнениях». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
3. А.В. Калиниченко «Обучение математике детей дошкольного возраста с
нарушениями речи». Арис – пресс. 2005.
4. Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Игры логические упражнения с
цифрами». Санкт – Петербург. КАРО 2007.
5. Гурина С.Л. «Основные направления в истории изучения дискалькулий
Принципы и методы логопедической работы» – Л., 1990.
6. О.А. Новиковская «Математика в играх и картинках». Санкт –
Петербург. «Паритет» 2007.
7. Перова
математике». «Просвещение» 1996.
М.Н. «Дидактические
игры и
упражнения по
8. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических
способностей дошкольников» – М, 2003.
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов « Профилактика дискалькулии у дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.