Консультация для педагогов - Дидактические игры и пособия по развитию цветовосприятия и цветоощущения (цветотерапия).

  • Лекции
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Дидактические игры и пособия по развитию цветовосприятия и цветоощущения, говорится о том, что эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения.В консультации для педагогов - Дидактические игры и пособия по развитию цветовосприятия и цветоощущения, говорится о том, что эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения.
Иконка файла материала Консультация для педагогов - дидактические игры.docx
Консультация для педагогов  ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ ПО РАЗВИТИЮ                           ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ (ЦВЕТОТЕРАПИЯ).        Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его  окружает. Это не только предметно­развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно  мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.       Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся моя  работа, особенно в младшем и среднем возрасте, строится на основе игры.  Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал. Сегодня я расскажу об использовании дидактических игр и пособий в своей работе.      Очень важно правильно подойти к подбору материала. Многолетние наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору  материала является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет  колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и  интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство  является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи  взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью  нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая  «палочка­выручалочка» в любых критических ситуациях.       Все это побудило меня к использованию в своей работе метода цветотерапии.       Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния  ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на  влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг малыша. (Цвет – это свет,  световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно  добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности,  чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими  эмоциями. История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она  официально признана медициной.      Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимогоцвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое  его окружает.       Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета ­  красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально  развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот  любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и  предпочитает одиночество.      Цветотерапия  как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый  яркий мир детства и радости.     Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его  воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета. Этот  подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы. Начинаю эту работу  уже в младшем возрасте, знакомя детей с цветами и оттенками; основная часть  работы по развитию цветовосприятия и цветоощущения проводится в средней  группе. Исходя из этого, мною решаются  следующие задачи: 1. Обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей. 2. Повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей. 3. Формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления  чувствами. Все эти задачи направлены на обогащение сенсорно­эмоционального опыта детей. Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо  бережного отношения. Поэтому стараюсь создать в своем кабинете  максимально  комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера. В прямом  смысле следую пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаю теплой  цветовой гамме помещения кабинета. Дети в детском саду постоянно ощущает на  себе воздействие замкнутого пространства, поэтому стараюсь зонировать помещение. Кроме этого, детей в кабинете окружает разнообразный яркий и красочный  дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут  самостоятельно его использовать.       Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие  цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего, некоторые дидактические пособиявам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их  использования в зависимости от решаемой задачи.  «ПОКРЫВАЛА ФЕИ» ­ цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и  пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство,  обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает  цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает  воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на  эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я  предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте:  прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном  пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в  зависимости от ситуации!  «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» ­ пробегая под «теплыми» и «холодными»  струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или  рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу,  который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся ­  под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и  обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять  своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.  «ЗАЖГИ РАДУГУ» ­ на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить крышками дуги радуги.  В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются,  придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами  очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю  психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные»  цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым,  малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в  зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей. Дидактический столик  «РАДУЖНАЯ СТРАНА» ­ расселяем «жильцов»  (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру,выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно  так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную  ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик­ драчун. Дети придумывают невероятные истории, т.е. работая с цветом, обязательно  уточняю его психологические характеристики. Аналогично можно путешествовать по «РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ». Вертушка  «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» ­ ребята дуют на вертушку или бегают с  ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который  показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как  нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д. Игра хорошо развивает  фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении,  соответствующему цвету, или о событии в жизни, о котором напомнили цветовые  ассоциации. Активно использую бросовый материал, например, пробки, для выполнения таких  творческих заданий, как «Выложи свое настроение», «Портрет сказочного героя»,  «Портрет осени», «Мое настроение» и т.п.  «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ». С этого года ввели интересную  практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок  цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в  элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов  определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета  одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все  предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2­3 часа, а предметы  нежного приятного оттенка на целый день  «КОВРИК НАСТРОЕНИЙ». Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок,  приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с  которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда  свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою  фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечеромперед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать  индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем­то  огорчен или расстроен.       Моя задача, создать благоприятные условия для детей,  чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.       С середины года мы  рисуем с детьми свое настроение. Во второй половине дня  проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение,  поступки), а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают  навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы  его лепесток был самым красивым.       Известный русский психиатр В.А.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная  гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные  микстуры!» Конечно, педагогам необходимо владеть элементарной информацией о  цветотерапии, чтобы использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни.  И обязательно знакомить с основами цветотерапии родителей. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь