В консультации для педагогов - Дидактические игры и пособия по развитию цветовосприятия и цветоощущения, говорится о том, что эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения.В консультации для педагогов - Дидактические игры и пособия по развитию цветовосприятия и цветоощущения, говорится о том, что эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения.
Консультация для педагогов
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ (ЦВЕТОТЕРАПИЯ).
Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его
окружает. Это не только предметноразвивающая среда, но и мы – взрослые. Именно
мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок
развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся моя
работа, особенно в младшем и среднем возрасте, строится на основе игры.
Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал.
Сегодня я расскажу об использовании дидактических игр и пособий в своей работе.
Очень важно правильно подойти к подбору материала. Многолетние наблюдения и
практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору
материала является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет
колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и
интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство
является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи
взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью
нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая
«палочкавыручалочка» в любых критических ситуациях.
Все это побудило меня к использованию в своей работе метода цветотерапии.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния
ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на
влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг малыша. (Цвет – это свет,
световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно
добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности,
чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими
эмоциями.
История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она
официально признана медициной.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимогоцвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое
его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета
красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально
развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот
любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и
предпочитает одиночество.
Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый
яркий мир детства и радости.
Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его
воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета. Этот
подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы. Начинаю эту работу
уже в младшем возрасте, знакомя детей с цветами и оттенками; основная часть
работы по развитию цветовосприятия и цветоощущения проводится в средней
группе.
Исходя из этого, мною решаются следующие задачи:
1. Обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей.
2. Повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей.
3. Формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления
чувствами.
Все эти задачи направлены на обогащение сенсорноэмоционального опыта детей.
Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо
бережного отношения. Поэтому стараюсь создать в своем кабинете максимально
комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера. В прямом
смысле следую пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаю теплой
цветовой гамме помещения кабинета. Дети в детском саду постоянно ощущает на
себе воздействие замкнутого пространства, поэтому стараюсь зонировать помещение.
Кроме этого, детей в кабинете окружает разнообразный яркий и красочный
дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут
самостоятельно его использовать.
Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие
цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего, некоторые дидактические пособиявам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры
просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их
использования в зависимости от решаемой задачи.
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и
пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство,
обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает
цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает
воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на
эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я
предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте:
прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном
пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в
зависимости от ситуации!
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» пробегая под «теплыми» и «холодными»
струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или
рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу,
который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся
под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и
обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять
своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.
«ЗАЖГИ РАДУГУ» на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой
дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить крышками дуги радуги.
В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются,
придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами
очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю
психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные»
цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым,
малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в
зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.
Дидактический столик «РАДУЖНАЯ СТРАНА» расселяем «жильцов»
(мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру,выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно
так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную
ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный
колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик
драчун. Дети придумывают невероятные истории, т.е. работая с цветом, обязательно
уточняю его психологические характеристики.
Аналогично можно путешествовать по «РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ».
Вертушка «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» ребята дуют на вертушку или бегают с
ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который
показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как
нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д. Игра хорошо развивает
фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении,
соответствующему цвету, или о событии в жизни, о котором напомнили цветовые
ассоциации.
Активно использую бросовый материал, например, пробки, для выполнения таких
творческих заданий, как «Выложи свое настроение», «Портрет сказочного героя»,
«Портрет осени», «Мое настроение» и т.п.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ». С этого года ввели интересную
практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок
цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в
элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов
определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета
одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все
предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 23 часа, а предметы
нежного приятного оттенка на целый день
«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ».
Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок,
приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с
которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда
свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою
фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечеромперед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они
произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать
индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чемто
огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей,
чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.
С середины года мы рисуем с детьми свое настроение. Во второй половине дня
проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение,
поступки), а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают
навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы
его лепесток был самым красивым.
Известный русский психиатр В.А.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная
гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные
микстуры!» Конечно, педагогам необходимо владеть элементарной информацией о
цветотерапии, чтобы использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни.
И обязательно знакомить с основами цветотерапии родителей.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь