КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности»
Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа
Детсад
10.06.2017
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носит творческий характер – вызывает интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность, любознательность.
консультация экспериментирование.doc
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Экспериментирование, как основа поисковоисследовательской
деятельности».
Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в
период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное
ориентирование; потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе
возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности,
направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и
интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает
ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая
деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что
образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и
характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он
уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все
действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки.
Подвижны и носят «пробующий» характер.
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребёнку
моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
При этом преобразования, которые он производит с предметами, носит
творческий характер – вызывает интерес к исследованию, развивает
мыслительные операции,
стимулирует познавательную активность,
любознательность. И что немаловажно: специально организованное
экспериментирование носит безопасный характер.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности
инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период
важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит
выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной
на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы
мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет
не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется видом
деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего
дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в
развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет познавательная
деятельность. Она понимается не только как процесс усвоения знаний,
умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение их
самостоятельно или под тактичным руководством взрослого,
осуществляемого в процессе сотрудничества и сотворчества.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости
включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов,
замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности
приобретать знания самостоятельно.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в
ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с
тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием,
они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость
или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского
экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или
иной форме выделяют основную особенность этой познавательной
деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с
ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют
познавательную, ориентировочноисследовательскую функцию, создавая
условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Первый вид детского опыта называется познавательным. Основная форма
его организации – наблюдение и экспериментирование.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность
сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываются на
более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто
такой школы не прошёл. (К.Е.Тимирязев)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в
направлении овладения способами практического взаимодействия с
окружающей средой играет поисковопознавательная деятельность в форме
экспериментальных действий.
Большой акцент делается на создание условий для самостоятельного
экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к
творческому отношению выполняемой деятельности, самовыражению и
импровизации в процессе.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка,
наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Задача взрослого – создать условия для экспериментирования, помочь
ребёнку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить
этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для того или иного явления,
и подводит детей к возможному обозначению. Способ обозначения не задает
ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное
обобщение его опыта с помощью взрослого.
Наблюдения, опыты,
практическая деятельность
способствует
накоплению у детей конкретнообразных представлений об окружающей
действительности, фактических знаний, которые являются материалом для
последующего их осознания, обобщения, привидения в систему, раскрытия
причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В процессе детского экспериментирования дети учатся: 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Видеть и выделять проблему.
Принимать и ставить цель.
Решать проблемы.
Анализировать объект или явления.
Сопоставлять различные факты.
Выдвигать гипотезы и предложения.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной
деятельности.
8.
9.
10.
Осуществлять эксперимент.
Делать выводы.
Фиксировать этапы действий и результаты графически.
Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми
знаниями должна оставаться зона неопределенности. Пусть дети
самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют,
экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои
вопросы.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе
возникновения и развития неистощимой ориентировочноисследовательской
(поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем
разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского
творчества (Н.Н.Поддъяков, 1990).
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Опыты – словно фокусы. Только разгадка фокусов так и остаётся не
разгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить
и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка,
наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Проанализировав работы авторов, пришла к выводу, что хорошие результаты
приносит метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они
эффективны для повышения познавательной активности и, как правило,
используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными
техническими устройствами и приборами.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности,
обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает
речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.
“Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я
пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и
делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского
экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.