СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
Оценка 4.6

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»

Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа
Детсад
10.06.2017
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада» Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем вылететь из «гнезда», найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада. В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Задание №1: назвать изменения в социальной среде ребенка. Например: • Новое помещение; • Отсутствие родителей; • Режим дня; • Новые требования; • Чужие взрослые; • Сверстники. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию. Задание №2: описать особенности поведения детей, которое может наблюдать воспитатель в период адаптации. Например: • страх: боится нового помещения, незнакомых взрослых и детей, плохой сон; • привязанность: с плачем прижимается к матери и не отпускает ее, все время ждет ее прихода; • апатия: ничем не интересуется, не подходит к игрушкам или играет только с одной игрушкой, не переключаясь на другие виды деятельности, снижается аппетит; • замкнутость: избегает контактов с детьми; • негативизм: отвергает воспитателя; отказывается от еды, проявляет агрессию; • замещение объекта: не отпускает от себя воспитателя, стремится постоянно сидеть у него на руках; • регрессия: отказывается пользоваться горшком, самостоятельно кушать, хуже говорит; • депрессия: постоянно плачет или находится в подавленном настроении, обидчив; • физиологические реакции: начинает часто болеть, дневное и ночное недержание мочи, невротические реакции (раскачивание, подергивание, ерзание, перебирание пальцами и т.д.). Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Задание №3: перечислить причины переживаемого ребенком дискомфорта. Например: • физиологические: ослабленное здоровье, возраст, уровень развития, индивидуально-типологические особенности; • психологические: симбиоз матери и ребенка, отсутствие подготовительных мероприятий, инфантилизм, отсутствие опыта; • социальные: несформированность навыков самообслуживания, навыков коммуникации, игровой деятельности, избалованность, изнеженность, не совпадение методов и приемов воспитания, режима дня, негативный опыт, неблагополучие семьи. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Сроки адаптации для разных детей различны: некоторым достаточно двух-трех дней, а другим требуется несколько месяцев для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, войти в новую социальную среду. Задание №4: назовите антистрессовые мероприятия. Например: • Дозированное присутствие родителей; • Щадящий режим; • Обеспечение психологического комфорта; • Включенность детей в деятельность; • Консультирование родителей. Часто критерием привыкания ребенка выступают прекращение плача, и послушное выполнение режима в отсутствие матери. Между тем это не всегда верно. Основными показателями полноценной адаптации, свидетельствующими об эмоциональном благополучии ребенка, являются: • активное проявление любознательности ко всему окружающему; • возникновение привязанности к педагогу; • глубокий сон, хороший аппетит; • бодрое эмоциональное состояние; • желание играть со сверстниками. Адаптация может продолжаться от 2-3 недель до нескольких месяцев. Решить эту проблему, обеспечить безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями учреждения и семьи. По результатам беседы, анкетирования родителей по определению готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации его к детскому саду. Прогноз вероятной степени адаптации ребенка Легкая адаптация (в течение месяца). Ребенок спокойно входит в помещение, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к педагогу, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность. Адаптация средней степени тяжести (в течение 2-х месяцев). Ребенок вступает в контакт, наблюдает за привлекательными действиями педагога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания. Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. С педагогом они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации педагога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения. Тяжелая адаптация (в течение 3-х месяцев). Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит тревожным, замкнутым. Замечание или похвала педагога оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и замыкается. Родители – либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу со специалистом, как экзамен. Такие родители нуждаются в консультациях психолога. Очень тяжелая адаптация (до полугода). С ребенком не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с педагогом, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж – зависимая жена или авторитарная бабушка – зависимая мать. Для оценки психоэмоционального состояния детей в период адаптации к условиям учреждения воспитатели заполняют «Карты адаптации» в начальном периоде и через 5-6 месяцев поступления в детский сад. Осуществляется количественная оценка критериев карт адаптации: эмоциональный фон, познавательная деятельность, сон, аппетит, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, реакция на изменение ситуации. Выявление уровня адаптации ребенка к учреждению проводится из расчета суммирования баллов по всем параметрам и определения общего балла. В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и нежелающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания. Значительно снизить напряженность острого периода адаптации малышам позволяют игровые занятия с педагогом-психологом по программе «Здравствуй, детский сад!». Повысить эффективность работы в данном направлении возможно за счет выполнения нескольких условий: для повышения уровня психологической готовности родителей в вопросах приучения ребенка к условиям детского сада - консультировать родителей при поступлении в ДОУ; при формировании групп раннего и младшего возрастов проводить консультацию по теме «Детский сад без слез!»; подготовить рекомендации для родителей по проблемам адаптации, а так же педагогам следует осуществлять индивидуальный подход к каждой семье и своевременно информировать все заинтересованные стороны. И самое главное при необходимости обращаться за помощью к педагогу-психологу детского сада.
СЕМИНАР для педагогов Word.doc
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада» Адаптация   (от   лат.   «приспособляю»)   –   это   сложный   процесс   приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем вылететь из «гнезда», найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и   окружающими.   Взрослым   часто   кажется,   что   это   происходит   само   собой,   по   мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада. В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации   к   новым   нормам   и   правилам   жизни,   и   далеко   не   все   дети   успешно   с   ней справляются. Задание №1: назвать изменения в социальной среде ребенка. Например:   Новое помещение;  Отсутствие родителей;  Режим дня;  Новые требования;  Чужие взрослые;  Сверстники.  Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Наиболее сложная перестройка   организма   происходит   на   начальной   фазе   адаптации,   которая   может затянуться и перейти в дезадаптацию. Задание №2:  описать особенности поведения детей, которое может наблюдать воспитатель в период адаптации. Например: страх: боится нового помещения, незнакомых взрослых и детей, плохой сон;   привязанность: с плачем прижимается к матери и не отпускает ее, все время  ждет ее прихода; апатия: ничем не интересуется, не подходит к игрушкам или играет только с одной игрушкой, не переключаясь на другие виды деятельности, снижается аппетит; замкнутость: избегает контактов с детьми;   негативизм:  отвергает   воспитателя;   отказывается   от   еды,   проявляет  агрессию; замещение объекта: не отпускает от себя воспитателя, стремится постоянно сидеть у него на руках;  регрессия: отказывается пользоваться горшком, самостоятельно кушать, хуже говорит;  депрессия:  постоянно   плачет   или   находится   в   подавленном   настроении, обидчив; ослабленное   здоровье,   возраст,   уровень   развития, индивидуально­типологические особенности;  психологические:  симбиоз  матери и ребенка, отсутствие подготовительных  мероприятий, инфантилизм, отсутствие опыта;  несформированность   навыков   самообслуживания,   навыков социальные: коммуникации,   игровой   деятельности,   избалованность,   изнеженность,   не совпадение   методов   и   приемов   воспитания,   режима   дня,   негативный   опыт, неблагополучие семьи. Процесс   привыкания   ребенка   к   детскому   саду   довольно   длительный   и   связан   со значительным   напряжением   всех   физиологических   систем   детского   организма.   Сроки адаптации для разных детей различны: некоторым достаточно двух­трех дней, а другим требуется несколько месяцев для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, войти в новую социальную среду. Задание №4: назовите антистрессовые мероприятия. Например:  Дозированное присутствие родителей;  Щадящий режим;  Обеспечение психологического комфорта;  Включенность детей в деятельность;   Консультирование родителей.  физиологические   реакции:  начинает   часто   болеть,   дневное   и   ночное недержание   мочи,   невротические   реакции   (раскачивание,   подергивание, ерзание, перебирание пальцами и т.д.). Адаптивные  возможности  ребенка  раннего  возраста  ограничены, резкий   переход  в новую   социальную   ситуацию   и   длительное   пребывание   в   стрессовом   состоянии   могут привести   к   эмоциональным   нарушениям   или   замедлению   темпа   психофизического развития.  перечислить   причины   переживаемого   ребенком Задание   №3:  дискомфорта. Например:   физиологические: Часто критерием привыкания ребенка выступают прекращение плача, и послушное выполнение  режима  в отсутствие  матери.  Между тем  это не всегда  верно. Основными показателями   полноценной   адаптации,   свидетельствующими   об   эмоциональном благополучии ребенка, являются:  активное проявление любознательности ко всему окружающему;  возникновение привязанности к педагогу;  глубокий сон, хороший аппетит;  бодрое эмоциональное состояние;  желание играть со сверстниками. Адаптация может продолжаться от 2­3 недель до нескольких месяцев. Решить эту проблему,   обеспечить   безболезненное   привыкание   ребенка   к   условиям   детского   сада можно   только   совместными   усилиями   учреждения   и   семьи.   По   результатам   беседы, анкетирования родителей по определению готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение   и   результатам   наблюдения   за   поведением   ребенка   складывается   прогноз возможной адаптации его к детскому саду. Прогноз вероятной степени адаптации ребенка Легкая   адаптация   (в   течение   месяца).  Ребенок   спокойно   входит   в   помещение, внимательно   осматривается,   прежде   чем   остановить   свое   внимание   на   чем­либо.   Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы­заместители, способен   длительное   время   удерживать   внимание   на   одной   игрушке,   его   речь   хорошо развита,   настроение   бодрое   или   спокойное,   пантомимика   выразительна,   эмоции   легко распознаются.   Ребенок   придерживается   установленных   правил   поведения,   адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть   рядом   с   другими   детьми,   доброжелателен   к   ним.   Родители   доверяют   своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо   чувствуют   его   настроение,   поддерживают   малыша   в   случае   необходимости. Родители  уверены  в  себе,  с  доверием   относятся  к  педагогу,   отстаивают  свои  взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.  Адаптация средней степени тяжести (в течение 2­х месяцев). Ребенок вступает в контакт,   наблюдает   за   привлекательными   действиями   педагога,   либо   через   включение телесных   ощущений.   Напряженность   постепенно   спадает,   ребенок   может   вступать   в контакт   по   своей   инициативе,   может   развернуть   игровые   действия.   На   замечания   и поощрения   реагирует   адекватно,   может   нарушать   установленные   правила   и   нормы поведения   (социальное   экспериментирование).   Родители   часто   не   доверяют   ребенку, пытаются   дисциплинировать   малыша,   делая   ему   замечания.   Такие   родители   редко находятся в слиянии с ребенком. С педагогом они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации педагога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения. Тяжелая   адаптация   (в   течение   3­х   месяцев).  Контакт   с   ребенком   удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем   не   задерживаясь,   не   может   развернуть   игровых   действий,   выглядит   тревожным, замкнутым. Замечание или похвала педагога оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и замыкается. Родители – либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу со специалистом, как экзамен. Такие родители нуждаются в консультациях психолога. Очень   тяжелая   адаптация   (до   полугода).  С   ребенком   не   удается   установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться   в   детском   саду.   Часто   родители   авторитарны,   вступают   в   конкуренцию   с педагогом, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж – зависимая жена или авторитарная бабушка – зависимая мать. Для оценки психоэмоционального состояния детей в период адаптации к условиям учреждения воспитатели заполняют «Карты адаптации» в начальном периоде и через 5­6 месяцев поступления в детский сад. Осуществляется  количественная оценка критериев карт   адаптации:   эмоциональный   фон,   познавательная   деятельность,   сон,   аппетит, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, реакция на изменение ситуации.     Выявление   уровня адаптации   ребенка  к учреждению  проводится  из   расчета суммирования баллов по всем параметрам и определения общего балла.  В   целом   проблема   психологической   неготовности   ребенка   к   «выходу»   из   семьи представляется   не   менее   важной,   чем   проблема   готовности   к   школьному   обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного»)   ребенка,   не   умеющего   и   нежелающего   принять   иные,   чем   в   семье, социальные   нормы   и   выдвигающего   в   качестве   защитного   механизма   бесконечные соматические заболевания. Значительно снизить напряженность острого периода адаптации малышам позволяют игровые   занятия   с   педагогом­психологом   по   программе   «Здравствуй,   детский   сад!». Повысить   эффективность   работы   в   данном   направлении   возможно   за   счет   выполнения нескольких   условий:   для   повышения   уровня   психологической   готовности   родителей   в вопросах приучения ребенка к условиям детского сада ­ консультировать родителей при поступлении в ДОУ;  при формировании групп раннего и младшего возрастов проводить консультацию по теме «Детский сад без слез!»; подготовить рекомендации для родителей по   проблемам   адаптации,   а   так   же   педагогам   следует   осуществлять   индивидуальный подход к каждой семье и своевременно информировать все заинтересованные стороны. И самое главное при необходимости обращаться за помощью к педагогу­психологу детского сада.

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017