СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа
Детсад
10.06.2017
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем вылететь из «гнезда», найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.
Задание №1: назвать изменения в социальной среде ребенка.
Например:
• Новое помещение;
• Отсутствие родителей;
• Режим дня;
• Новые требования;
• Чужие взрослые;
• Сверстники.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию.
Задание №2: описать особенности поведения детей, которое может наблюдать воспитатель в период адаптации.
Например:
• страх: боится нового помещения, незнакомых взрослых и детей, плохой сон;
• привязанность: с плачем прижимается к матери и не отпускает ее, все время ждет ее прихода;
• апатия: ничем не интересуется, не подходит к игрушкам или играет только с одной игрушкой, не переключаясь на другие виды деятельности, снижается аппетит;
• замкнутость: избегает контактов с детьми;
• негативизм: отвергает воспитателя; отказывается от еды, проявляет агрессию;
• замещение объекта: не отпускает от себя воспитателя, стремится постоянно сидеть у него на руках;
• регрессия: отказывается пользоваться горшком, самостоятельно кушать, хуже говорит;
• депрессия: постоянно плачет или находится в подавленном настроении, обидчив;
• физиологические реакции: начинает часто болеть, дневное и ночное недержание мочи, невротические реакции (раскачивание, подергивание, ерзание, перебирание пальцами и т.д.).
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Задание №3: перечислить причины переживаемого ребенком дискомфорта.
Например:
• физиологические: ослабленное здоровье, возраст, уровень развития, индивидуально-типологические особенности;
• психологические: симбиоз матери и ребенка, отсутствие подготовительных мероприятий, инфантилизм, отсутствие опыта;
• социальные: несформированность навыков самообслуживания, навыков коммуникации, игровой деятельности, избалованность, изнеженность, не совпадение методов и приемов воспитания, режима дня, негативный опыт, неблагополучие семьи.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Сроки адаптации для разных детей различны: некоторым достаточно двух-трех дней, а другим требуется несколько месяцев для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, войти в новую социальную среду.
Задание №4: назовите антистрессовые мероприятия.
Например:
• Дозированное присутствие родителей;
• Щадящий режим;
• Обеспечение психологического комфорта;
• Включенность детей в деятельность;
• Консультирование родителей.
Часто критерием привыкания ребенка выступают прекращение плача, и послушное выполнение режима в отсутствие матери. Между тем это не всегда верно. Основными показателями полноценной адаптации, свидетельствующими об эмоциональном благополучии ребенка, являются:
• активное проявление любознательности ко всему окружающему;
• возникновение привязанности к педагогу;
• глубокий сон, хороший аппетит;
• бодрое эмоциональное состояние;
• желание играть со сверстниками.
Адаптация может продолжаться от 2-3 недель до нескольких месяцев. Решить эту проблему, обеспечить безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями учреждения и семьи. По результатам беседы, анкетирования родителей по определению готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной адаптации его к детскому саду.
Прогноз вероятной степени адаптации ребенка
Легкая адаптация (в течение месяца). Ребенок спокойно входит в помещение, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к педагогу, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.
Адаптация средней степени тяжести (в течение 2-х месяцев). Ребенок вступает в контакт, наблюдает за привлекательными действиями педагога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания. Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. С педагогом они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации педагога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.
Тяжелая адаптация (в течение 3-х месяцев). Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит тревожным, замкнутым. Замечание или похвала педагога оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и замыкается. Родители – либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу со специалистом, как экзамен. Такие родители нуждаются в консультациях психолога.
Очень тяжелая адаптация (до полугода). С ребенком не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с педагогом, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж – зависимая жена или авторитарная бабушка – зависимая мать.
Для оценки психоэмоционального состояния детей в период адаптации к условиям учреждения воспитатели заполняют «Карты адаптации» в начальном периоде и через 5-6 месяцев поступления в детский сад. Осуществляется количественная оценка критериев карт адаптации: эмоциональный фон, познавательная деятельность, сон, аппетит, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, реакция на изменение ситуации. Выявление уровня адаптации ребенка к учреждению проводится из расчета суммирования баллов по всем параметрам и определения общего балла.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и нежелающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Значительно снизить напряженность острого периода адаптации малышам позволяют игровые занятия с педагогом-психологом по программе «Здравствуй, детский сад!». Повысить эффективность работы в данном направлении возможно за счет выполнения нескольких условий: для повышения уровня психологической готовности родителей в вопросах приучения ребенка к условиям детского сада - консультировать родителей при поступлении в ДОУ; при формировании групп раннего и младшего возрастов проводить консультацию по теме «Детский сад без слез!»; подготовить рекомендации для родителей по проблемам адаптации, а так же педагогам следует осуществлять индивидуальный подход к каждой семье и своевременно информировать все заинтересованные стороны. И самое главное при необходимости обращаться за помощью к педагогу-психологу детского сада.
СЕМИНАР для педагогов Word.doc
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления
организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом,
социальном.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем
значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они
играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем
вылететь из «гнезда», найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой
и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере
взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о
том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог
самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его
адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней
справляются.
Задание №1: назвать изменения в социальной среде ребенка.
Например:
Новое помещение;
Отсутствие родителей;
Режим дня;
Новые требования;
Чужие взрослые;
Сверстники.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому
режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Наиболее сложная
перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может
затянуться и перейти в дезадаптацию.
Задание №2: описать особенности поведения детей, которое может наблюдать
воспитатель в период адаптации.
Например:
страх: боится нового помещения, незнакомых взрослых и детей, плохой сон;
привязанность: с плачем прижимается к матери и не отпускает ее, все время
ждет ее прихода;
апатия: ничем не интересуется, не подходит к игрушкам или играет только с
одной игрушкой, не переключаясь на другие виды деятельности, снижается
аппетит;
замкнутость: избегает контактов с детьми;
негативизм:
отвергает воспитателя; отказывается от еды, проявляет
агрессию;
замещение объекта: не отпускает от себя воспитателя, стремится постоянно
сидеть у него на руках;
регрессия: отказывается пользоваться горшком, самостоятельно кушать, хуже
говорит;
депрессия: постоянно плачет или находится в подавленном настроении,
обидчив; ослабленное здоровье, возраст, уровень развития,
индивидуальнотипологические особенности;
психологические: симбиоз матери и ребенка, отсутствие подготовительных
мероприятий, инфантилизм, отсутствие опыта;
несформированность навыков самообслуживания, навыков
социальные:
коммуникации, игровой деятельности, избалованность, изнеженность, не
совпадение методов и приемов воспитания, режима дня, негативный опыт,
неблагополучие семьи.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со
значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Сроки
адаптации для разных детей различны: некоторым достаточно двухтрех дней, а другим
требуется несколько месяцев для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, войти в
новую социальную среду.
Задание №4: назовите антистрессовые мероприятия.
Например:
Дозированное присутствие родителей;
Щадящий режим;
Обеспечение психологического комфорта;
Включенность детей в деятельность;
Консультирование родителей.
физиологические реакции: начинает часто болеть, дневное и ночное
недержание мочи, невротические реакции (раскачивание, подергивание,
ерзание, перебирание пальцами и т.д.).
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в
новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут
привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического
развития.
перечислить причины переживаемого ребенком
Задание №3:
дискомфорта.
Например:
физиологические:
Часто критерием привыкания ребенка выступают прекращение плача, и послушное
выполнение режима в отсутствие матери. Между тем это не всегда верно. Основными
показателями полноценной адаптации,
свидетельствующими об эмоциональном
благополучии ребенка, являются:
активное проявление любознательности ко всему окружающему;
возникновение привязанности к педагогу;
глубокий сон, хороший аппетит;
бодрое эмоциональное состояние;
желание играть со сверстниками.
Адаптация может продолжаться от 23 недель до нескольких месяцев. Решить эту
проблему, обеспечить безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада
можно только совместными усилиями учреждения и семьи. По результатам беседы,
анкетирования родителей по определению готовности поступления ребенка в дошкольное
учреждение и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз
возможной адаптации его к детскому саду.
Прогноз вероятной степени адаптации ребенка Легкая адаптация (в течение месяца). Ребенок спокойно входит в помещение,
внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чемлибо. Он
смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в
контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может
попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметызаместители,
способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо
развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко
распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно
реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет
играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему
ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать,
хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости.
Родители уверены в себе, с доверием относятся к педагогу, отстаивают свои взгляды,
проявляют инициативу и самостоятельность.
Адаптация средней степени тяжести (в течение 2х месяцев). Ребенок вступает в
контакт, наблюдает за привлекательными действиями педагога, либо через включение
телесных ощущений. Напряженность постепенно спадает, ребенок может вступать в
контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и
поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы
поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку,
пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания. Такие родители редко
находятся в слиянии с ребенком. С педагогом они могут быть откровенны или держаться
на дистанции. Как правило, советы и рекомендации педагога принимают, задают много
вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.
Тяжелая адаптация (в течение 3х месяцев).
Контакт с ребенком удается
установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на
чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит тревожным,
замкнутым. Замечание или похвала педагога оставляют ребенка либо безучастным, либо он
пугается и замыкается. Родители – либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают
его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного
родителя, который воспринимает встречу со специалистом, как экзамен. Такие родители
нуждаются в консультациях психолога.
Очень тяжелая адаптация (до полугода). С ребенком не удается установить
контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет
освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с
педагогом, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах. Иногда родители
образуют пару, например, авторитарный муж – зависимая жена или авторитарная бабушка
– зависимая мать.
Для оценки психоэмоционального состояния детей в период адаптации к условиям
учреждения воспитатели заполняют «Карты адаптации» в начальном периоде и через 56
месяцев поступления в детский сад. Осуществляется количественная оценка критериев
карт адаптации: эмоциональный фон, познавательная деятельность, сон, аппетит,
взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, реакция на изменение
ситуации. Выявление уровня адаптации ребенка к учреждению проводится из расчета
суммирования баллов по всем параметрам и определения общего балла.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи
представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.
Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и
«нешкольного») ребенка, не умеющего и нежелающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные
соматические заболевания.
Значительно снизить напряженность острого периода адаптации малышам позволяют
игровые занятия с педагогомпсихологом по программе «Здравствуй, детский сад!».
Повысить эффективность работы в данном направлении возможно за счет выполнения
нескольких условий: для повышения уровня психологической готовности родителей в
вопросах приучения ребенка к условиям детского сада консультировать родителей при
поступлении в ДОУ; при формировании групп раннего и младшего возрастов проводить
консультацию по теме «Детский сад без слез!»; подготовить рекомендации для родителей
по проблемам адаптации, а так же педагогам следует осуществлять индивидуальный
подход к каждой семье и своевременно информировать все заинтересованные стороны. И
самое главное при необходимости обращаться за помощью к педагогупсихологу детского
сада.
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.