В консультации для педагогов - Игры и упражнения, направленные на профилактику и снятие тревожного состояния, говорится о том, что игры помогают ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми, а также игра поможет детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять, как неприятно быть вне ее.В консультации для педагогов - Игры и упражнения, направленные на профилактику и снятие тревожного состояния, говорится о том, что игры помогают ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми, а также игра поможет детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять, как неприятно быть вне ее.
Консультация для педагогов
Игры и упражнения, направленные на профилактику
и снятие тревожного состояния
Упр. "Конкурс хвастунов".
Ход: "Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс конкурс хвастунов. Выигрывает
тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри
внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у
него хорошо получается. Например, так: "Лена очень умная, очень красива, быстро
бегает, весело смеется" и т. п."
После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя лучшего "хвастуна".
Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказыватьхвастаться о соседе или
слушать, как о нем рассказывают.
Цель: Упражнение помогает ребенку свои положительные стороны, почувствовать, что он
принимаем и ценим другими детьми.
Упр. "Путанка".
Ход: Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки
и становятся в круг, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась
путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не
разжимая рук.
Цель: Эта игра поможет детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять, как
неприятно быть вне ее.
Упр. "Волшебный мешочек".
Ход: Воспитатель спрашивает у детей, что для них самое страшное (в другой раз плохое,
злое). Затем предлагает ребенку сложить в волшебный мешок все самое страшное. Затем
этот мешок со всем, что в нем есть, выбрасывается. Хорошо, если взрослый тоже сложит в
этот мешок свои отрицательные эмоции.
Упр. "Поводырь".Ход: Выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах,
испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети
меняются местами.
Цель: Это упражнение развивает чувство ответственности за другого человека,
доверительного отношения друг к другу.
Упр. "Зеркало"
Ход: Дети участвуют по очереди, по два человека. Один ребенок смотрится в "зеркало"
(другой ребенок), которое повторяет все его движения. Потом они меняются местами.
Цель: Эта игра очень полезна для пассивных, неуверенных в себе детей. Она помогает
ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно, а также увидеть себя
как бы со стороны.
Упр. "Зайки и слоники".
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать
повышению самооценки.
"Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы
с вами будем зайкамитрусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он
делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается,
старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Дети это
показывают. Покажите, что делают зайцы, если слышат шаги человека? Дети разбегаются
по кабинету, прячутся. А что делают зайцы, если видят волка?
А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно,
размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, если видят
человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно
продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…
Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона".
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше
понравилось быть и почему.
Упр. "Солнышко и тучка.Ход: Солнце зашло за тучку, стало свежо сжаться в комочек, чтобы согреться, задержать
дыхание. Солнце вышло изза тучки, стало жарко, разморило на солнце расслабиться на
выдохе.
Цель: Упражнение направлено на снятие психического напряжения, обучающее ребенка
регулировать свое эмоциональное состояние.
Этюды на отображение положительных черт характера
Смелый заяц
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его
может услышать волк.
Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки
заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.
Часовой
Ребенок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение:
Стоит он в дозоре,
И зорок, и смел.
Чтоб мир потревожить,
Никто не посмел.
(С. Погореловский)
Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд
устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.
Капитан
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит
вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан
бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта
назначения.
Выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед,
иногда подносить к глазам воображаемый бинокль.
Добрый мальчикЗима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики.
Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавицу.
Внимательный мальчик
По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал,
поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.
Посещение больного
Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом
дает ему попить, заботливо поправляет одеяло.
Любящий сын
Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на
носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.
Честный шофер
В такси (специально поставленные стулья) сел мужчина, у него был фотоаппарат. Он
сказал шоферу, куда ему надо ехать, и они быстро прибыли на место. Пассажир
расплатился с водителем, вышел из машины и направился к дому. Шофер посмотрел на то
место, где сидел пассажир, и увидел оставленный на сидении фотоаппарат. Он остановил
машину, взял забытую пассажиром вещь и пошел к подъезду, в который вошел владелец
фотоаппарата. Водитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому
он стал звонить во все квартиры подряд. Наконец на втором этаже одну из дверей открыл
сам хозяин фотоаппарата. Таксист, улыбаясь, протянул ему потерю. Мужчина
поблагодарил водителя.
Этюды на отображение отрицательных черт характера
Робкий ребенок
Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им
недовольна, а дети вотвот обидят.
Выразительные движения. Сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки
и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
Во время этюда звучит музыка.
Застенчивый мальчикОднажды в пионерский лагерь приехал писатель, ветеран Великой Отечественной войны,
и стал рассказывать пионерам о подвигах советских разведчиков. Он обратил внимание на
одного мальчика, который слушал его особенно внимательно. Когда писатель кончил свой
рассказ, ребята поблагодарили его и разошлись, а этот мальчик остался. Мальчик стоял и
пристально смотрел на писателя, не решаясь, казалось, с ним заговорить.
Писатель подошел к нему:
Ты хочешь о чемнибудь спросить?
Мальчик опустил голову.
Что же ты... Спрашивай...
Он потупился еще больше. Потом неожиданно повернулся и медленно пошел прочь.
Дети вместе с ведущим делают предположения, что хотел, но не решился сказать
писателю мальчик.
Затем ведущий берет на себя роль писателя, а дети по очереди разыгрывают с ним
ситуацию, изображая застенчивость.
Детям постарше ведущий сообщает, что писатель это Альберт Вениаминович
Цессарский. Он во время Великой Отечественной войны был врачом в партизанском
отряде.
Жадный пес
Ведущий читает стихотворение Василия Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам
Гамгамгам!
Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.
Хочу и все!Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить чешки. В этом же магазине продавались
двухколесные велосипеды.
Я хочу этот велосипед, сказал мальчик. Мама показала ему деньги в кошельке и
шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед.
А мне что до этого! громко закричал мальчик и даже топнул ногой. Хочу и все!
Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына.
Она потянула мальчика за руку, чтобы выйти с ним поскорее из магазина, но он подогнул
ноги под себя и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку сына в
своей руке... И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками об пол, пинает ногами
воздух и, выгибая спину, повторяет плачущим капризным голосом: "Хочу! Хочу и все!"
Эгоист
Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем
на два других: "А эти я съем вечером". Мама подумала: "Мой сын эгоист".
Наглец
Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла
женщина и попросила мальчика перейти на другое место: "Ты играешь как раз под
нашими окнами, а у меня толькотолько заснула больная дочка!" "А мнето что!"
сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.
Во время этюда звучит музыка.
Ябедник
Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает к себе все
карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его.
Мальчик плача бежит к своей маме (к воспитателю) и говорит, что его обидели.
Игры на сопоставление различных черт характера
Молчок
Ведущий читает стихотворение А. Бродского "Новичок*.
В детский сад пришел Молчок
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле (этюд "Робкий
ребенок"), затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, а потом
поет какуюнибудь знакомую песенку (этюд "Смелый ребенок").
Страшный зверь
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся,
У него горят зрачки
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится...
Может, это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул:
Рысь!!
Храбрый мальчик крикнул:
Брысь!!
Ведущий читает стихотворение В. Семерина "Страшный зверь". А дети, получившие роли
кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.
Два друга
Пришли два юных друга
На речку загорать.
Один решил купаться
Стал плавать и нырять.Другой сидит на камушке,
И смотрит на волну,
И плавать опасается:
"А вдруг я утону?!"
Пошли зимой два друга
Кататься на коньках.
Один стрелою мчится
Румянец на щеках!
Другой стоит растерянный
У друга на виду,
"Тут место очень скользкое,
А вдруг я упаду?!"
Гроза дружкой застала
Однажды на лугу.
Один пробежку сделал
Согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком,
И вот дела плохи:
Лежит под одеялами
"Кха кха!..
Аппчхи!!"
Дети слушают в исполнении ведущего стихотворение Т. Волгиной "Два друга", дают
оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает
стихотворение, а дети пантомимикой его иллюстрируют.
Жадный поросенок
Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок
решает ему помочь. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует большую
булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает
грубым хрюканьем. Тогда котенок хватает его за хвостик, и поросенок с визгом убегает
жаловаться своей маме.Три характера
Дети слушают музыку. Вместе с ведущим дают моральную оценку злости и плаксивости,
сравнивают эти состояния с хорошим настроением резвушки. Трое детей договариваются,
кто какую девочку будет изображать, а четвертый ребенок должен догадаться по мимике
и пантомимике, какая девочка кого изображает.
При повторении игры Злюка, Плакса и Резвушка встают рядом и отгадывающий ребенок
должен узнать их теперь без музыкальной подсказки, только по мимике и пантомимике.
Если в группе только одна девочка, то Злюку и Плаксу изображают мальчики.
Повар лгун
Ведущий читает стихотворение:
Идет кисонька из кухни.
У ней глазоньки опухли.
О чем ты, кисонька, плачешь?
Как же мне, кисоньке, не плакать?
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал.
Звучит музыка. Ребенок изображает повара. Он делает вид, что лижет пенку с молока,
разливая его по воображаемым кружкам. Повар идет к ребятам и раздает им кружки с
молоком. Дети спрашивают: "Где пеночка?" Повар отвечает: "Кисонька слизала". Они
выпивают молоко и отдают свои кружки повару. Повар уходит. Входит ребенок,
изображающий плачущую кисоньку. От нее дети узнают, что повар лгун. Повар слышит
это и прячется. Дети ищут повара, находят его и ведут к кисоньке. Повар просит
прощения у кисоньки.
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. Л впереди них шла старушка. Было очень скользко.
Старушка поскользнулась и упала.
Подержи мои книжки! крикнул мальчик, передал девочке
свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
Это твоя бабушка?
Нет, ответил мальчик. Мама? удивилась подружка.
Нет!
Ну, тетя? Или знакомая?
Да нет же, нет! ответил мальчик. Это просто старушка.
Дети, прослушав рассказ В. Осеевой "Просто старушка", разыгрывают ситуацию: как бы
поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого
разыгрывается ситуация так, как она дана в рассказе В. Осеевой, Затем этюд
проигрывается еще раз: мальчик и девочка вместе помогают старушке.
Чертенок, или Мальчик наоборот
Мальчикчертенок жил на болоте. Иногда по тропинке мимо болота проходили люди.
Чертенку очень нравились люди, он хотел тоже им понравиться, поэтому, как увидит он
когонибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней только грязная вода во
все стороны летит. Проходящие почемуто ускоряли шаг, зажимали себе нос,
отворачивали от чертенка лицо... Чертенок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что
кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и
улитками, вызывает у всех тошноту.
Но вот однажды по этой тропинке шел добрый человек. Он не отвернулся от чертенка, не
зажал нос, хотя все это ему очень хотелось сделать, а подозвал его к себе. Добрый
человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул ее к одежде чертенка. И в
тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.
Мальчик, бывший чертенок, попросился жить к доброму человеку.
Вот стали они жить вместе. Добрый человек говорит: "Открой дверь" а мальчик ее
плотнее закрывает; "Причешись" а мальчик лохматит себе волосы; "Делай уроки" а
мальчик бежит на улицу.
Добрый человек понял, что из чертенка получился мальчик наоборот. Он не ругал
мальчика, а стал сам говорить все наоборот: "Поколоти эту плаксудевочку" а мальчик
начинал ее ласкать и успокаивать; "Включи свет, когда пойдешь гулять" а мальчик его
выключал и т. д. Так они и жили.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь