В консультации для педагогов - Игры направлены на развитие навыков сотрудничества умения слушать, действовать самостоятельно, игры научат вас и ваших воспитанников освобождаться от отрицательных эмоций. Некоторые из них можно проводить только в коллективе, но часть игр подходит и для индивидуальной работы.В консультации для педагогов - Игры направлены на развитие навыков сотрудничества умения слушать, действовать самостоятельно, игры научат вас и ваших воспитанников освобождаться от отрицательных эмоций. Некоторые из них можно проводить только в коллективе, но часть игр подходит и для индивидуальной работы.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Уважения мы оказываем ровно столько, сколько его требуют.
Афоризм
Любая работа идет гораздо успешнее, и наша «белая ворона» уютнее себя
чувствует в доброжелательно настроенном коллективе, с крепкими налаженными
связями. Есть действенный и приятный способ, который помогает наладить гармонию
в отношениях как между членами группы, так между вами и детьми. Поиграйте
вместе с ними, используя игры и упражнения, которые я привожу ниже.
Кроме решения основной задачи — дать почувствовать каждому ребенку, что
он не одинок, и сплотить группу, вы, наблюдая и помогая участникам, глубже
узнаете и поймете каждого из них.
Основная цель этих занятий помочь детям ощутить свое единение с другими.
Игры и упражнения помогут вам найти общий язык с демонстративным шалуном,
который с помощью конфликта хочет привлечь к себе внимание, чтобы не
чувствовать себя изолированным и беспомощным. Поддержат ребенка с низкой
самооценкой, застенчивого и неуверенного в себе, тем более, что такие дети часто
замыкаются в себе, потому что боятся обнаружить свои слабые стороны, и нужно
приложить много усилий, чтобы помочь птенчику выбраться из своей скорлупы и
присоединиться к стае. Игры научат вас и ваших воспитанников освобождаться от
отрицательных эмоций. Некоторые из них можно проводить только в коллективе, но
часть игр подходит и для индивидуальной работы. С чего начать наши занятия?
Конечно, сначала необходимо познакомиться!
ИГРЫ НАПРАВЛЕНЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА, УМЕНИЯ
СЛУШАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НО ПРИ ЭТОМ СОГЛАСОВЫВАТЬ
СВОИ ДЕЙСТВИЯ С ОСТАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ.
История с продолжением (с 8 лет)
Предложите детям сесть в круг. Объясните, что игра предназначена для всех без
исключения участников и ее смысл состоит в том, чтобы совместно придумать
небольшую занимательную историю. Расскажите, как все это будет происходить.
Ведущий (лучше, если это будете вы сами) начинает рассказывать свою историю.
Через несколько фраз он останавливается, и следующий по кругу участник
подхватывает рассказ, потом следующий добавляет свой кусочек, и так до конца,
пока последний участник не придумает финал истории. Каждый рассказчик сам
решает, когда ему оборвать свою часть. Если вы чувствуете, что ребятам трудно, по
могайте, дополняйте их рассказ, ненавязчиво подтолкните сюжет, задавайте
наводящие вопросы. Особенно трудно им бывает завершить сюжет, но вы вполне
можете сделать это сами.
Если вы уверены, что дети поняли идею игры, начинайте. Если вам трудно
придумать сюжет, возьмите начало какойнибудь неизвестного детям литературного
произведения. Или попробуйте мой сюжет, он хорош для младших школьников. Каки любую из этих игр, историю с продолжением можно сочинять с группой любого
возраста, только нужно подобрать соответствующее начало.
Начинаю рассказ:
Жил на высоком дереве на краю города маленький, отважный гном. Как и
все его приятели, носил зеленый колпачок, катался на стрекозе и плавал на бу
мажных корабликах по озеру, где купались местные жители. Вот уже два года
прямо у него под носом люди строили свое жилище: суетились рабочие, рычали
машины, гремел отбойный молоток, но вот, наконец, высокий новенький дом
заселили жильцы. Ветка, на которой располагался старенький скворечник,
служивший гному уютной квартиркой, оказалась прямо перед окном детской
комнаты. И гном, хотя и знал, что подглядывать в окно нехорошо, иногда
наблюдал, как его новые соседи, брат и сестра, играют и ссорятся, старательно
выводят буквы или скачут с такими же сорванцами по диванам.
Как обычно, когда все листья с деревьев облетели, гном попытался улечься
спать до весны. Но в этот газ, как он ни ворочался, как ни считал бабочек в уме,
сон так и не пришел. Видимо, просто забыл о стареньком гноме. Ему грозили
длинные холодные бессонные ночи, да и никаких запасов он по привычке не делал
— все гномы зимой спят. Не идти же попрошайничать к белке... А в знакомом
окне так уютно светила зеленая лампа и девочка, свернувшись калачиком в
кресле, читала большую книжку... И гном решился. Он прошел, как настоящий
канатоходец, по тоненькой гнущейся веточке к стене дома и прыгнул на карниз.
Дальше пусть дети сочиняют все приключения гнома в его новом жилище.
Помогите им связывать свой рассказ с предыдущими событиями, напомните о том,
чтобы вовремя остановиться, так, чтобы следующему легко было продолжить. Когда
вы почувствуете, что рассказ нужно завершить, сочините заключение. Оно может
быть неожиданным. Например.
И тут в комнату постучали, и мама позвала ребят ужинать. Оказывается,
они так зачитались своей новой книжкой про гнома, что не заметили, как за
окном стемнело и начал сыпать мягкий белый снежок. «А вдруг он
действительно существует?» спросила сестра брата, но он скептически
улыбнулся и побежал скорей на кухню, откуда так заманчиво пахло котлетами.
А девочка долго еще перебирала в уме все приключения, случившиеся с гномом
(кратко перескажите основную линию рассказа, подводя итог повествованию).
Обсудите с ребятами, как им работалось вместе, спросите отдельных участников,
понравилась ли сочиненная история. Какой эпизод показался самым интересным?
Что бы он изменил, если бы рассказывал всю историю сам? Стали бы читать этот
рассказ другие дети, если его напечатать и выпустить книгу?
Совместное творчество
Перед началом игры участники разбиваются на пары. Желательно, чтобы в одной
паре не оказались близкие друзья. Поэтому будет лучше, если на пары группу
поделит ведущий.Каждой паре понадобится большой лист бумаги (лучше ватман) и фломастер.
Игра проводится в два 2 этапа.
I этап. Игроки садятся на пол или за парту. Кладут лист бумаги между собой и
берут по одному фломастеру. Затем ставят фломастером точку в центре листа, и не
отрывая руку, закрывают глаза. Задача игроков за 2 минуты пропутешествовать
фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисовать надо во
все стороны, пока не покажется, что они побывали во всех уголках листа.
II этап. Через 2 минуты участники открывают глаза и пробуют сделать картину
из того, что нарисовано на бумаге. При этом разрешается разговаривать друг с
другом. На дорисовку дается 10 минут. Затем каждая пара показывает рисунок всем
остальным и рассказывает, что на нем нарисовано. Можно обсудить, каким образом
удавалось находить общий язык с партнером, когда глаза были закрыты. Как в паре
происходило дорисовывание картины.
Пчелы и змеи
Детям обычно эта игра очень нравится. Она строится по принципу игры
«холодно — горячо». Но результат зависит от слаженности действий внутри группы.
В то же время в игре есть элементы соревнования, что делает ее более
увлекательной.
До начала игры группа разбивается на две равные команды. Одна команда
«змеи», вторая – «пчелы». Каждая команда выбирает своего «короля». Затем оба
«короля» выходят за дверь и ждут, пока их позовут. В это время ведущий прячет два
предмета, которые «короли» должны разыскать в классе.
Король пчел должен найти мед (им может быть любой предмет, например
губка), а змеиный король ящерицу (карандаш). Пчелы и змеи должны помогать
своим королям. Каждая команда может делать это, издавая определенный звук. Все
пчелы должны жужжать: жжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем
громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением:
шшшш... Чем ближе их король подходит к ящерице, тем громче должно быть
шипение. Потом можно обсудить игру, задавая детям по очереди вопросы.
Примерные вопросы:
• Твоя труппа хорошо помогала королю?
• Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
• Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
• Как змеи взаимодействовали друг с другом?
• Как ты чувствовал себя в роли короля?
• Что для тебя было самым трудным в игре?
Подобные вопросы помогают детям понять свои ошибки и выбрать наиболее
эффективные ходы взаимодействия на будущее.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь