Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Оценка 4.6

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
16.04.2019
Консультация для педагогов         «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования. Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошкольного образования (т.е. образовательная программа дошкольной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
2.docx
Консультация для педагогов         «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Подготовила,  воспитатель  В.А. Шавочкина Одним   из   принципов   дошкольного   образования,   реализуемых   в Стандарте,   является   построение   образовательной   деятельности   на   основе индивидуальных   особенностей   каждого   ребенка,   при   котором   сам   ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.             Учитывая   принцип   индивидуализации   дошкольного   образования   и спектр   поставленных   задач,   Стандарт   устанавливает,   что   любая   основная образовательная программа дошкольного образования   (т.е. образовательная программа   дошкольной   организации)   формируется   как   программа психолого­педагогической   поддержки   позитивной   социализации   и индивидуализации,   развития   личности   детей   дошкольного   возраста.  Следовательно, для реализации ФГОС  дошкольного образования необходимо не   только   определить   содержание   дошкольного   образования   , соответствующее   пяти   образовательным   областям   ,   но   и   раскрыть   для педагогов   возможности   реализации   в   педагогической   практике   такой принципиально   важной   составляющей   дошкольного   стандарта,   как индивидуализация дошкольного образования.                Ребенок   с   самого   раннего   возраста   должен   расти   в   атмосфере уверенности в том, что   и его индивидуальные особенности принимаются и  уважаются   другими,   что   его   инициатива   и   активность   будут   должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем   будет «окультурено» дополнено не лишней (на вырост), а актуальной   –   здесь   и   сейчас   информацией.   Это   вызывает   необходимость поддержки   развития   и   реализации   потенциала   конкретного   ребенка  безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, общественными стереотипами) идеала.                Разнообразие,   разность   –   важные   характеристики   понимания   и принятия мира людей. Вместе с тем, в постоянно изменяющемся мире людей каждому   человеку   важно   оставаться   самим   собой.   Самосознание, самосохранение,   самоопределение   самоосуществление   позволяют   ощущать устойчивость   своего   мира   и   себя   в   нем,   преодолевать   и   использовать   его вызовы.  Индивидуализация «Индивидуализация­процесс   порождения   и   рефлексии   человеком собственного   опыта,   в   котором   он   признает   себя   в   качестве   субъекта, свободно   определяющего   и   реализующего   собственные   цели,   добровольно возлагающего   на   себя   ответственность   за   результаты   как   следствие   своей целенаправленной деятельности».            Таким   образом,   индивидуализация   –   это   самореализация   и   развитие человека   в   качестве   субъекта   собственной   жизнедеятельности,   процесс,   в котором   содержатся   все   условия   для   развития   воли   и   ответственности. Самореализация   –   не   потакание   собственным   капризам,   это   умение анализировать,   размышлять   над   своими   многочисленными   желаниями   , интересами,  соотнесение  их   со  своими «могу ­   не  могу», «можно­нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.            В целом индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создает особую психологическую   ситуацию   между   выбирающим   (ребенком)   и   тем,   кто стремится   повлиять   на   его   выбор.   Ребенку   важно   иметь   реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот, кто   пытается   помешать   этому,   доказывая   обратное,   вольно   или   невольно закрывает путь к развитию ребенка. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту возможность,   помогая   сделать   выбор,   принять   решение,   проявить   себя   в действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию.          Индивидуальный подход.     Организация   педагогом   воспитательно­образовательного   процесса   с   учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных, чаще всего, или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции и дальнейшего развития. Индивидуализация   образования   ­ основана на   поддержке   детей   в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все   дети,   в   том   числе   и   типично   развивающиеся,   обладают индивидуальными   особенностями,   которые   педагогу   следует   выявлять   и учитывать,   чтобы   обеспечить   оптимизацию   процесса   обучения   и   развития. Индивидуальные   особенности,   которые   воспитатель   может   выявить   и   на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности, характер и темперамент, интересы и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка, а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения. Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей   (как для детей, так и для взрослых). Кроме   повышения   эффективности   развития   каждого   ребенка, индивидуализация  укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе.          Позитивно   реагируя   на   индивидуальные   особенности   детей,   педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Что представляет собой индивидуализированное обучение? Индивидуализированное   обучение   происходит   одновременно   на нескольких   уровнях.   В   самом   широком   смысле   индивидуализация   может распространяться   на   целую   группу   детей.   Группа   представляет   собой уникальное   микрообщество   с   собственной   неповторимой   субкультурой (любимые   занятия   и   игры,   принятые   в   группе   правила,   интересы   детей   и увлечения   взрослых,   особенности   межличностного   общения   и   другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.          Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок  действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои   результаты.   Ситуация,   когда   каждый   ребенок   в   группе   занят   своим делом ­ это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для   того   чтобы   естественная   индивидуализация   могла   состояться,   от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность   детей,   время   для   игр   и   самостоятельных   занятий,   охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.          Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке   и даже хотели бы   научиться   (или   уже   учатся)   играть   на   каком­нибудь   инструменте.  Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющие потребности детей в данной   подгруппе,   воспитатель   помогает   детям   почувствовать   себя полноценными и активными членами общей группы. Наконец,   индивидуализация   обучения   может   быть   необходима   отдельным детям в группе. Это особенно относится   к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие­либо серьезные особенности развития.   Цели обучения Вопрос   определения   целей   обучения   в   ситуации   образования   –   это вопрос   о   том,   что   позволяет   ребенку   приобретать   (сохранять)   чувство собственной целостности (самоценности, права на то, что и как он думает, чувствует, делает) в ситуации, когда весь учебный процесс, в том числе и игра, организуется взрослым. Прежде всего, индивидуализация образования означает,   что   взрослые   воспринимают   ребенка   не   как   «пустую   корзину», которую   нужно   наполнить   информацией,   а   как   изначально   способного, компетентного, имеющего все возможности для того, чтобы самостоятельно и вместе   с   взрослыми   и   другими   детьми   сформировать   основы   своего миропонимания. Таким образом, основная цель индивидуализации обучения­ содействовать   возможно   более   полной   реализации   имеющегося   у   ребенка потенциала развития. Цели дошкольного образования формулируются как надпредметные, не зависящие от возрастной категории и от конкретного учебного содержания (областей знаний). В   этом   случае   ЗУНы   являются   внутренним   содержанием,   условием, средством  становления  и   проявления  ребенком   компетенции   в  конкретной ситуации. Например, если два ребенка вместе строят башню (дом, гараж) из кубиков,   то   один   из   них,   предлагая   идеи,   обсуждая   действия,   называя предметы,   но,   не   производя   действий,   практикуется   в   коммуникативной компетентности, в то время как его партнер, выслушивая и принимая идеи, действует,   выбирая   лучшие   способы   крепления   деталей,   практикуясь   в деятельной компетенции. Содержание одно и то же, а компетенции у детей развиваются  разные. Надпредметное   формулирование   целей   не   исключает   наличия конкретных задач обучения ребенка в конкретных направлениях деятельности (музыкальной,   общая надпредметная   цель   может   быть   сформулирована   как   «содействие становлению начал социальной компетентности».   изобразительной).   физической,   Например, Задачи развития формулируются применительно к ситуации развития конкретного   ребенка   (подгруппы,   группы   детей),   а   не   к   возрасту   группы. Задачи:   учиться   устанавливать   и   поддерживать   отношения   с   разными социальными   группами   и   отдельными   людьми;   учиться   понимать   мотивы собственных действий и действий других людей; управлять своим поведением и способами общения; делать выбор и принимать решения; организовывать свою работу и так далее. Цели воспитания В гуманистической педагогике, а педагогика индивидуализации именно таковой   и   является,   воспитание   определяется   как   привнесение   в   сознание подрастающего   поколения   идей   возможности   существования   и   развития  общности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через совместный опыт построения такой общности. Какими умениями и навыками нужно обладать, чтобы жить в обществе, взаимодействовать   с   разными   людьми   и   не   терять   при   этом   своей индивидуальности?   Умением   понимать   эмоциональное   состояние   свое   и других   людей,   сопереживать   и   сорадоваться,   умением   договориться   о совместных   действиях,   правилах,   например,   очередности   пользования какими­либо   предметами,   игрушками;   умением   видеть   хорошее   прежде плохого и не скупиться на добрые слова. Какие черты личности востребованы, приняты?  Доброта,  оптимизм,  инициативность,  активность.  Соответственно цели   и   задачи   воспитания   детей   дошкольного   возраста   не   могут   быть освобождены от общечеловеческих норм и правил. Отличие   целей   индивидуализации   образования   от   цели всестороннего и гармоничного воспитания и обучения. Всестороннее и гармоничное воспитание и обучение, как цель дошкольного образования   девальвировано   временем   и   несколько   дискредитировано общественной   образовательной   практикой.   Содержание   образования   может быть   неактуальным   для   одного   ребенка   (или   многих   детей)   в   силу   своей оторванности   от   реальных   интересов   и   возможностей,   в   силу   разности социальной   ситуации   развития   детей,   обусловленной   в   том   числе   и расслоением по социально­экономическому признаку. В том и другом случае обучение (образование) будет  неэффективным. Индивидуализация   образования   подразумевает   индивидуальный (личный)   результат,   полученный   как   следствие   влияния   совокупности факторов.   Признается   вариативность   информированности   и   практических умений, а не овладение стандартизированным объемом ЗУНов.   Отличие   целей   индивидуализации   образования   от   целей индивидуального подхода. Чаще   всего   предметом   индивидуального   подхода   становятся   какие­либо проблемы,  дефицитарные   состояния   в   развитии   ребенка   (несформированая структура речи, поведенческие особенности и так далее). Нередко предметом индивидуального подхода выбирается «академическая успеваемость», что в принципе  противоречит сущности дошкольного образования и его основного постулата   «Ребенок   может   быть   любым,   и   знания,   умения,   навыки   не являются самоцелью».   В отличие от индивидуального подхода индивидуализация образования исходит, во­первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по   своей   программе»;   во­вторых,   из   принципов   безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в­третьих, из понимания того, что  не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой         развитие.   В   деятельности   (самостоятельной   или   совместной,   игровой   или учебной,   результативной   или   процессуальной,   успешной   или   не   успешной) ребенок   всегда   поступает   в   соответствии   со   своими   возможностями, потребностями, индивидуальным стилем. Это не означает, что ему не нужно помогать в преодолении каких­либо трудностей. «Целое всегда больше суммы частей», ­ писал Л.С.Выготский, тем самым определяя оптимистичный взгляд на развитие ребенка.

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов         «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов         «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов         «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов         «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов         «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов         «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2019