В КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА, говорится о том, что опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально- личностных особенностей, а потом включается в группуВ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА, говорится о том, что опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально- личностных особенностей, а потом включается в группу
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ
РАЗВОДА.
Арттерапия.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия,
соблюдение которых делает арттерапию более успешной и интересной.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Хорошие результаты
наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции
эмоционально личностных особенностей, а потом включается в группу. Арт сессия
продолжительностью от 30 до 80 минут проводится один раз в неделю и длится от 35 до 12
недель. Выбор материала индивидуален. Один ребенок быстрее согласится рисовать
красками, другой проявляет интерес к песочнице.
Песочная терапия с дошкольниками обычно организуется в двух видах:
действия с неоформленным материалом песком, водой,
построение песочных миров, сюжетная игра (по заданной теме или спонтанно)
Первый вариант имеет очень мощный коррекционный ресурс. Внешне простые
действия выливание в песочницу воду, перемешивание, вымешивание песочной жижи,
отделение воды от песка позволяют уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть
негативизм, снять напряжение.
Порой в песочницу выливается столько воды, сколько позволяет объем, до самых
краев. Руки по локоть погружаются в ту самую грязь, к которой взрослые категорически
запрещают даже приближаться. Ребенок получает возможность удовлетворить потребность
в экспериментировании и свободной активности.
Прилагаются конспекты игр и упражнений с песком и водой. Структура занятия
состоит из приветствия, правила (в стихах, как надо себя вести с песком, игра с песком,
пальчиковая гимнастика, расслабляющее упражнение и итог занятия.
Приемы работы: изобразительные техники:
Условия подборов техник и приемов создания изображений:
1) Принцип простоты и эффективности.
2) Интересные и привлекательные.
3) Изобразительные техники должны быть нетрадиционными.
Марания пачкать, грязнить, спонтанные рисунки, выполненные в абстрактной манере.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками.
Однако игровая ситуация оттягивает внимание от непринимаемых в обычной жизни
поступков, позволяет без опасения удовлетворить деструктивные влечения.
Штриховки и каракули это графика. Изображение создается без красок, с
помощью карандашей., помогают расшевелить ребенка, дать почувствовать нажим,
происходят в определенном ритме, который оказывает благоприятное влияние на
эмоциональную сферу.
Монотипия. На гладкой поверхности стекле, толстой бумаге делается рисунок
гуашевой краской, сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности.
Получается оттиск в зеркальном отражении. Кляксография это тоже вариант монотипии.
Рисунок на стекле. Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров например,
25 40 см, 40 70 см.
1Рисование пальцами и ладонями.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью
ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом
изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом. В качестве сильных сторон
метода перечисляются:
свобода от двигательных ограничений,
свобода от культурного влияния,
свобода от социального давления.
Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами,
это дети с жесткими социальными установками поведения, те, в которых родители видят
«маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности. Именно для
таких детей игры с грязью служат профилактикой и коррекцией тревожности.
Рисование сухими листьями, сыпучими материалами.
Рисование предметами окружающего пространства (мятой бумагой, кубиками,
губками).
Занятие «Ладошки и деревья»
Правила. Говорит ребятам солнышко в окошке: «Есть у вас ребята волшебные
ладошки. Ими можно рисовать, ими можно поиграть! Хлоп хлоп хлоп. Будем вместе
рисовать и друг другу помогать»
Инструкция. Давайте нарисуем дерево с помощью ладошки. Ладонь покрываем
краской и делаем отпечаток на листе бумаги. Потом печатаем пальцами листочки на
ветках.
Пальчиковая гимнастика «Дерево»
У дерева ствол, (прижать ладони одну к другой)
На стволе много веток (пальцы растопырены),
А листья на ветках зеленого цвета (шевелить кистями и пальцами)
Сказкотерапия направление практической психологии, которое, используя
метафорические ресурсы сказки, позволяет развивать самосознание, стать самим собой и
построить доверительные отношения , близкие отношения с окружающими.
Существуют возрастные ограничения, ребенок должен иметь четкие представления о
том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей.
Навык формируется к 3,5 4 годам. Выполняет три функции: диагностическую,
терапевтическую, прогностическую.
Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными
способами:
Может использоваться существующая авторская или народная сказка.
Можно сочинять с ребенком сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо
отдельные элементы.
Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Задание. Каждый из вас стал известным психологом и ему при жизни решили
поставить памятник, на котором будет написано имя и нарисованы интересные рисунки.
Игровая терапия.
Метод психотерапевтического воздействия на детей с помощью игры. Игра
корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет
2способности детей к общению, увеличивает диапозон доступных ребенку действий с
предметами.
Задание.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь
3