Консультация для педагогов - Общение как сотрудничество - зона ближайшего развития».

  • Лекции
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Общение как сотрудничество - зона ближайшего развития», говорится о том, что сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога. Общение педагога с ребёнком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полноценное развитие ребёнка. Ярким примером сотрудничества взрослого с ребёнком является работа педагога в зоне ближайшего развития ребёнка. Основной смысл понятия « зона ближайшего развития» заключается в том, что ребёнок может совершать некоторые действия или решать определённые задачи только совместно со взрослым, более старшими детьми или с более развитыми сверстниками.В консультации для педагогов - Общение как сотрудничество - зона ближайшего развития», говорится о том, что сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога. Общение педагога с ребёнком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полноценное развитие ребёнка. Ярким примером сотрудничества взрослого с ребёнком является работа педагога в зоне ближайшего развития ребёнка. Основной смысл понятия « зона ближайшего развития» заключается в том, что ребёнок может совершать некоторые действия или решать определённые задачи только совместно со взрослым, более старшими детьми или с более развитыми сверстниками.
Иконка файла материала Общение как сотрудничество- зона ближайшего развития.doc
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я                 ДЛЯ   ПЕДАГОГОВ « Общение как сотрудничество ­ зона ближайшего                                      развития».     Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.БондарьВолгодонскЗона ближайшего развития – термин теории развития Льва Выготского, обозначающий те задачи, которые ребёнок ещё не может решить  самостоятельно, но способен сделать это с помощью взрослых или более  умелых сверстников. Это важная идея теории Выготского подчеркивает, что  знание ребёнка развивается через активное взаимодействие со сверстниками   и взрослыми людьми, последовательно направляющими его к решению все  более сложных проблем. С течением времени диалоги со взрослыми  интернализируются и становятся частью внутреннего опыта ребёнка. Таким  образом, в будущем он может пользоваться этим опытом для  самостоятельного решения сходных задач. Интернализация – это тип социального воздействия, обусловленный  нашим желанием отстаивать правоту своих мнений и ценностей. Если мы  считаем другого человека рассудительным и достойным доверия, то более  склонны соглашаться с его мнениями и ценностями, включая их в свою  систему. Со временем они отделяются от источника и становятся стабильной  частью нашего когнитивного мира (мышления, память, восприятие ). Закладывая основы теории развивающего образования, Л.С.Выготский  опирался на такое понимание общения взрослого с ребёнком, которое было  им обозначено как сотрудничество. Сотрудничество предполагает равную  заинтересованность и педагога, и ребёнка в их общей деятельности,  совместное участие в ней. Позиция педагога заключается в том, чтобы  понимая и уважая интерес ребёнка к определенной деятельности,  поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно  помогать ребёнку тогда, когда ему действительно требуется помощь,  предоставляя ребёнку свободу в выполнении этой деятельности и принятии  решений внутри её.Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога.  Общение педагога с ребёнком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полноценное развитие ребёнка. Ярким примером сотрудничества взрослого с ребёнком является работа  педагога в зоне ближайшего развития ребёнка. Основной смысл понятия   « зона ближайшего развития» заключается в том, что ребёнок может  совершать некоторые действия или решать определённые задачи только  совместно со взрослым, более старшими детьми или с более развитыми  сверстниками. Предположим, говорит Выготский, перед нами – два ребёнка с  одинаковым умственным развитием в 7 лет, но один из них при малейшей  помощи решает задачи на 9 лет, а другой – на 7 с половиной. Одинаково ли  умственное развитие обоих детей?  С точки зрения самостоятельной их  деятельности одинаково, но с точки зрения ближайших возможностей  развития они расходятся. То , что ребёнок оказывается в состоянии сделать с  помощью взрослого, указывает нам зону его ближайшего развития. Уровень актуального развития ребёнка показывает, какие психические  процессы у него уже сложились. Целью образования является перспективное  развитие ребёнка, поэтому развивающее образование использует те  его  процессы, которые находятся в становлении, а не только те результаты  развития, которые уже достигнуты. В детском саду , учат чему­то новому,  продвигая ребёнка в его развитии, давая возможность постараться сделать  немножко больше, чем то, что ему и так легко даётся. Развивающее обучение  всегда ориентируется на зону ближайшего развития ребёнка, превращая эту  зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития  ребёнка. Таким образом, образование, ориентированное на педагогику  сотрудничества, ведёт развитие за собой. Педагогика сотрудничества не просто даёт нам возможность обнаружить  зону ближайшего развития ребёнка и использовать ее при построенииобразовательной стратегии. Развивающее образование ведёт развитие за собой, создавая зоны ближайшего развития ребёнка.  Осуществляя педагогическую оценку, воспитатель преследует  чрезвычайно важную цель: оценить зону ближайшего развития ребёнка. Это  касается различных видов деятельности – занятий с ребенком математикой  или развитием речи, конструирования или рисования, физических упражнений или пения и игры на музыкальных инструментах. Чем больше мы общаемся с ребёнком, вместе рисуем, играем, считаем,  читаем, тем больше мы расширяем зону его ближайшего развития, а значит – и перспективы его развития. Если мы ставим себе цель развивать ребёнка, то мы должны учитывать,  что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности, у  разных детей разный исходный уровень развития в каждой конкретной  области. Условия, которые взрослые создают ребёнку, чтобы помочь ему  развиваться как личности, тоже являются закономерными. При педагогической оценке коммуникативного развития ребёнка педагог  обращает внимание на: 1.               Самого ребёнка или группу детей в процессе общения (состояние  ребёнка /группы/ в ситуации общения, те средства, которые  используются детьми при осуществлении коммуникации,  положение ребёнка в группе сверстников и т.д.) 2.               Собственное поведение в ситуации общения (в какой степени при  построении коммуникации педагог учитывал общие  закономерности развития в этом возрасте, индивидуальные  особенности ребёнка, его состояние; какие средства при этом  использовались; как в процессе общения проявилось состояние  педагога, его настроение и т.п.).Е.Г. Юдина. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для  воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Е.Г. Юдина, Г.Б.  Степанова, Е.Н. Денисова/. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с. (стр. 37­40).