В консультации для педагогов - Общение как сотрудничество - зона ближайшего развития», говорится о том, что сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога. Общение педагога с ребёнком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полноценное развитие ребёнка.
Ярким примером сотрудничества взрослого с ребёнком является работа педагога в зоне ближайшего развития ребёнка. Основной смысл понятия
« зона ближайшего развития» заключается в том, что ребёнок может совершать некоторые действия или решать определённые задачи только совместно со взрослым, более старшими детьми или с более развитыми сверстниками.В консультации для педагогов - Общение как сотрудничество - зона ближайшего развития», говорится о том, что сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога. Общение педагога с ребёнком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полноценное развитие ребёнка.
Ярким примером сотрудничества взрослого с ребёнком является работа педагога в зоне ближайшего развития ребёнка. Основной смысл понятия
« зона ближайшего развития» заключается в том, что ребёнок может совершать некоторые действия или решать определённые задачи только совместно со взрослым, более старшими детьми или с более развитыми сверстниками.
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« Общение как сотрудничество зона ближайшего
развития».
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.БондарьВолгодонскЗона ближайшего развития – термин теории развития Льва Выготского,
обозначающий те задачи, которые ребёнок ещё не может решить
самостоятельно, но способен сделать это с помощью взрослых или более
умелых сверстников. Это важная идея теории Выготского подчеркивает, что
знание ребёнка развивается через активное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми людьми, последовательно направляющими его к решению все
более сложных проблем. С течением времени диалоги со взрослыми
интернализируются и становятся частью внутреннего опыта ребёнка. Таким
образом, в будущем он может пользоваться этим опытом для
самостоятельного решения сходных задач.
Интернализация – это тип социального воздействия, обусловленный
нашим желанием отстаивать правоту своих мнений и ценностей. Если мы
считаем другого человека рассудительным и достойным доверия, то более
склонны соглашаться с его мнениями и ценностями, включая их в свою
систему. Со временем они отделяются от источника и становятся стабильной
частью нашего когнитивного мира (мышления, память, восприятие ).
Закладывая основы теории развивающего образования, Л.С.Выготский
опирался на такое понимание общения взрослого с ребёнком, которое было
им обозначено как сотрудничество. Сотрудничество предполагает равную
заинтересованность и педагога, и ребёнка в их общей деятельности,
совместное участие в ней. Позиция педагога заключается в том, чтобы
понимая и уважая интерес ребёнка к определенной деятельности,
поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно
помогать ребёнку тогда, когда ему действительно требуется помощь,
предоставляя ребёнку свободу в выполнении этой деятельности и принятии
решений внутри её.Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога.
Общение педагога с ребёнком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее
полноценное развитие ребёнка.
Ярким примером сотрудничества взрослого с ребёнком является работа
педагога в зоне ближайшего развития ребёнка. Основной смысл понятия
« зона ближайшего развития» заключается в том, что ребёнок может
совершать некоторые действия или решать определённые задачи только
совместно со взрослым, более старшими детьми или с более развитыми
сверстниками. Предположим, говорит Выготский, перед нами – два ребёнка с
одинаковым умственным развитием в 7 лет, но один из них при малейшей
помощи решает задачи на 9 лет, а другой – на 7 с половиной. Одинаково ли
умственное развитие обоих детей? С точки зрения самостоятельной их
деятельности одинаково, но с точки зрения ближайших возможностей
развития они расходятся. То , что ребёнок оказывается в состоянии сделать с
помощью взрослого, указывает нам зону его ближайшего развития.
Уровень актуального развития ребёнка показывает, какие психические
процессы у него уже сложились. Целью образования является перспективное
развитие ребёнка, поэтому развивающее образование использует те его
процессы, которые находятся в становлении, а не только те результаты
развития, которые уже достигнуты. В детском саду , учат чемуто новому,
продвигая ребёнка в его развитии, давая возможность постараться сделать
немножко больше, чем то, что ему и так легко даётся. Развивающее обучение
всегда ориентируется на зону ближайшего развития ребёнка, превращая эту
зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития
ребёнка. Таким образом, образование, ориентированное на педагогику
сотрудничества, ведёт развитие за собой.
Педагогика сотрудничества не просто даёт нам возможность обнаружить
зону ближайшего развития ребёнка и использовать ее при построенииобразовательной стратегии. Развивающее образование ведёт развитие за собой,
создавая зоны ближайшего развития ребёнка.
Осуществляя педагогическую оценку, воспитатель преследует
чрезвычайно важную цель: оценить зону ближайшего развития ребёнка. Это
касается различных видов деятельности – занятий с ребенком математикой
или развитием речи, конструирования или рисования, физических упражнений
или пения и игры на музыкальных инструментах.
Чем больше мы общаемся с ребёнком, вместе рисуем, играем, считаем,
читаем, тем больше мы расширяем зону его ближайшего развития, а значит – и
перспективы его развития.
Если мы ставим себе цель развивать ребёнка, то мы должны учитывать,
что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности, у
разных детей разный исходный уровень развития в каждой конкретной
области.
Условия, которые взрослые создают ребёнку, чтобы помочь ему
развиваться как личности, тоже являются закономерными.
При педагогической оценке коммуникативного развития ребёнка педагог
обращает внимание на:
1.
Самого ребёнка или группу детей в процессе общения (состояние
ребёнка /группы/ в ситуации общения, те средства, которые
используются детьми при осуществлении коммуникации,
положение ребёнка в группе сверстников и т.д.)
2.
Собственное поведение в ситуации общения (в какой степени при
построении коммуникации педагог учитывал общие
закономерности развития в этом возрасте, индивидуальные
особенности ребёнка, его состояние; какие средства при этом
использовались; как в процессе общения проявилось состояние
педагога, его настроение и т.п.).Е.Г. Юдина. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для
воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Е.Г. Юдина, Г.Б.
Степанова, Е.Н. Денисова/. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с. (стр. 3740).