Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Оценка 4.6

Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
28.05.2017
Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Опыт экспер деят как один из факторов .docx
Консультация для педагогов Тема: «Опытно­экспериментальная деятельность  как один из факторов познавательного развития  детей дошкольного возраста» Подготовила: Никитина Н.С., воспитатель второй квалификационной категории. Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед   государством,   школой,   дошкольным   учреждением   и   родителями   встает   задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и ­ обязательно! ­ инициативным, думающим, способным   на   творческий   подход   к   любому   делу.   Активная   жизненная   позиция   может   иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка ­ радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом   у   личности   имеются   сильные   мотивы,   яркие,   глубокие,   вызывающие   желание   действовать активно,   с   полной   отдачей   сил,   преодолевать   жизненные   затруднения,   неблагоприятные   условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Одним   из   таких   видов   деятельности   является   экспериментирование.   В   работах   многих педагогов   Н.Н.   Поддьякова   (1995   год),   А.П.   Усовой,   Е.Л.   Панько   говорится,   что   “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической   деятельности   с   ним,   осуществляемые   ребенком   практические   действия   выполняют познавательную,   ориентировочно­исследовательскую   функцию,   создавая   условия,   в   которых раскрывается содержание данного объекта. Опытно ­ экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно­экспериментальной деятельности в практику работы   ДОУ.   В   процессе   организации   опытно­экспериментальной   деятельности   предполагается решение следующих задач: создание   условий   для   формирования   основного   целостного   мировидения   ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. развитие   наблюдательности,   умение   сравнивать,   анализировать,   обобщать,   развитие познавательного   интереса   детей   в   процессе   экспериментирования,   установление   причинно­ следственной зависимости, умение делать выводы. развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. создание предпосылок формирования у практических и умственных действий. Опытно­экспериментальную деятельность распределяется по направлениям:        живая природа: характерные особенности сезонов разных природно­климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Модель обучения детей организации экспериментирования. Навыки исследовательской деятельности Устойчивый  интерес. Планирование,  выбор средств,  реализация и  формулирование  выводов эксперимента  при поддержке  воспитателя. Самостоятельное  планирование,  реализация  эксперимента;  формирование цели и  простейших гипотез с  помощью воспитателя;  графическое  фиксирование  результатов. Самостоятельная  организация детьми  исследовательской  деятельности;  фиксирование  результатов,  формулирование  выводов и рефлексия Этапы обучения Приемы Мотивация деятельности 1  этап Воспитатель ставит   проблему   и начинает   ее   решение, дети   самостоятельно осуществляют решение проблемы. ­ создание  развивающей среды; ­ проблемные  ситуации; ­ интрига и  сюрпризные моменты. ­ наводящие  вопросы; ­ уважительное  отношение к любым  высказываниям ребенка,  его действиям; ­ предоставление  свободы выбора,  действий и перемещения  в пространстве. 2  этап Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно находят   ее   решение   и осуществляют эксперимент. ­ проблемные  вопросы; ­ пополнение  уголка новыми  материалами и  предметами; ­ приемы  межличностного общения и сотрудничества; ­ работа  воспитателя по указанию  целей; ­ допущение  этап 3  Постановка проблемы, отыскивание   метода   и разработка самого решения осуществляются самостоятельно.   неточности в действиях  воспитателя; ­ изготовление  карточек с  символическим  изображением темы  эксперимента; ­ разработка  совместно с детьми  условных графических  обозначений Структура детского экспериментирования: ­ постановка проблемы, которую необходимо разрешить; ­ целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); ­ выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); ­ проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); ­ анализ полученного результата (подтвердилось ­ не подтвердилось); ­ формулирование выводов. Разработка   перспективного   планирования   занятий   по   теме:   “Опытно­экспериментальная деятельность дошкольников”, включает в себя: экспериментальная деятельность, организованная воспитателем; познавательное занятии с элементами экспериментирования; демонстрационные опыты, реализуемые воспитателем совместно с детьми; краткосрочные и долгосрочные наблюдения­эксперименты. Составленное мною перспективное планирование рассчитано на дошкольный возраст 3­4 года и 4­5   лет.   Опытно­экспериментальная   деятельность   может   реализоваться   как   в   рамках   учебной образовательной   программы,   так   и   в   совместной   деятельности   воспитателя   и   детей,   игровой   и проектной деятельности. Необходимым   условием   для   реализации   всего   объема   работы   ­   это   создание   предметно­ развивающей среды, которая обеспечит возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми   воспитанниками   группы.   Для   развития   познавательной   активности   детей   и   поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы в группе есть детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:         и др.;        приборы­помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские   материалы:   пипетки,   колбы,   деревянные   палочки,   шприцы   (без   игл), прочие   материалы:   зеркала,   воздушные   шары,   масло,   мука,   соль,   сахар,   цветные   и мерные ложки, резиновые груши и др.; прозрачные стекла, сито и др. При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.  Для   поддержки   интереса   к   экспериментированию   некоторые   проблемные   ситуации   могут формулироваться   от   имени   сказочного   героя.   Зачастую   проблемные   ситуации   возникают   из повседневной жизни детей. Например: ребенок, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде. В   процессе   поиска   материала   для   изготовления   кормушки   был   проведен   эксперимент   на “плавучесть”   материала.   Были   выбраны   следующие   материалы:   железо,   дерево,   бумага,   камень, полиэтиленовая   пленка,   пенопласт.   Результаты   опыта   фиксировались   в   таблице:   плавает   или   не плавает этот материал.  В   процессе   экспериментирования   у   детей   формируются   не   только   интеллектуальные впечатления,   но   и   развиваются   умения   работать   в   коллективе   и   самостоятельно,   отстаивать собственную   точку   зрения,   доказывать   ее   правоту,   определять   причины   неудачи   опытно­ экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы следующие методические приемы:  наблюдение на прогулке за движением облаков: эксперимент “Какая сила у ветра?”;  для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, теплый);  чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...”; решение экологических задач, например: “Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала; “Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?”; “Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны.   Ученые   решили,   что   во   всем   виноват   ветер.   На   острове   постоянно   дули   сильные   ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?” и т. д. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация   убеждаем   родителей   в   необходимости   повседневного   внимания   к   детским   радостям   и огорчениям,   поощрения   стремления   ребенка   узнать   новое,   самостоятельно   выяснить   непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. В рамках моей работы мною были разработаны: памятка для родителей по теме: «Организация опытно­экспериментальной   деятельности   детьми   дошкольного   возраста»;   консультация   для родителей   по   теме:   «Организация   опытно­экспериментальной   деятельности   детей   дошкольного возраста в домашних условиях». Обязательным   условием   эффективности   работы   в   организации   опытно­экспериментальной деятельности является диагностика.  Диагностика уровней развития детей поисково­исследовательской деятельности: Проводится по следующим показателям и критериям. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня   поможем   развиваться   их  способностям   и   талантам.   Пробудим   интерес   к   самому   себе,   к окружающему миру. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; Предлагает возможные решения; Проверяет эти возможные решения, исходя из данных; Делает выводы в соответствии с результатами проверки; Применяет выводы к новым данным; Делает обобщения. В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками я руководствовалась мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что­то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что­то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский). Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017