В консультации для педагогов - Основы сказкотерапии: работа с метафорой, понятие архетипа и мифологемы, говорится о том, метафора – это особая форма мышления, образная мысль. Согласно древнеиндийской традиции, образная мысль должна иметь три основных элемента : поэтическую фигуру, смысл, настроение. Использование метафоры фактически активизирует все психические системы человека – от ощущений до самопознания.В консультации для педагогов - Основы сказкотерапии: работа с метафорой, понятие архетипа и мифологемы, говорится о том, метафора – это особая форма мышления, образная мысль. Согласно древнеиндийской традиции, образная мысль должна иметь три основных элемента : поэтическую фигуру, смысл, настроение. Использование метафоры фактически активизирует все психические системы человека – от ощущений до самопознания.
Консультация для педагогов.
Основы сказкотерапии: работа с метафорой, понятие архетипа
и мифологемы
В практике психологического консультирования, коррекции и психотерапии невозможно
избежать использования метафор, иносказания. Т.к. психотерапевт работает с душой, а
привычный запас слов не приспособлен для разговора о таких тонких вещах, как душа.
Другой важный момент в консультировании, который требует использования метафоры –
это разговор о будущих внутренних изменениях в картине мира клиента.
В третьих, мы часто предлагаем клиенту использовать метафору для описания собственных
непростых переживаний.
И, наконец, психологи обычно пользуются услугами метафоры для иллюстрации действия
некоего общего механизма, жизненного сценария, особенностей взаимоотношений. В этом случае,
благодаря сказке, клиент получает возможность увидеть происходящее в его жизни « со стороны».
Метафора – это особая форма мышления, образная мысль. Согласно древнеиндийской
традиции, образная мысль должна иметь три основных элемента : поэтическую фигуру, смысл,
настроение. Использование метафоры фактически активизирует все психические системы
человека – от ощущений до самопознания.
Метафора имеет следующие свойства : 1.Парадоксальность. Благодаря этому свойству мы
можем одно явление раскрывать через другое. Помогает развивать наблюдательность и ощущение
взаимосвязанности всех явлений мира внешнего и внутреннего. 2.Ассоциативность. Более тонко
взаимосвязь всех явлений внутреннего и внешнего мира описывается свойством ассоциативности.
Ассоциация – тот невидимый мост, который мы перебрасываем от одного явления к другому.
3.Самодвижение.
Метафора обладает своей внутренней логикой,
развивается,
разворачивается по своим внутренним законам и, следовательно, обладает свойством
самодвижения. Стоит только придумать образ, как он начинает жить и развиваться.
4,Многозначность и недосказанность. В процессе сказкотерапии психолог часто рассказывает
клиенту незавершенную сказку, предлагая ее досказать. Такой прием позволяет, с одной стороны,
собрать больше диагностической информации о клиенте, с другой, сделать его соавтором
сказочной истории. Свойство недосказанности позволяет нам создавать «эффект незавершенного
действия», который, как известно, притягивает внимание.
5.Дедуктивность – на частном примере одной метафоры познакомиться с действием общих
механизмов.
6.Полимодальность комплексное воздействие на клиента.
7.Реалистичность – прежде чем воплотиться в материи, идея была метафорой…
Метафора имеет две « основные формы» жизни : архетип и мифологему.
Архетип – врожденная психическая структура, определяющая эстетическое отношение к
миру (Юнг)
Архетипы многофункциональны и многолики:
Они являются природными условиями интуиции
Их можно назвать первобытными формами постижения мира
Их можно понимать и как внутренние образы объективного жизненного процесса
Кроме того, они являются коллективным «осадком» исторического прошлого, которое
хранится в нашей памяти
Они составляют основу человеческой символики.
Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются анализу, они
«прячутся» за метафоры Архетипы – это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы –
это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса. Сказки, мифы, легенды, притчи.
Песни являются хранителями архетипов. В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуяархетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве ее необходимо использовать в
соответствии с внутренним законом определенного архетипа.
Например, существует архетип Дороги, Пути. Если человек к нему «подключается», то,
согласно закону этого архетипа, он должен действовать по определенному сценарии. Покинуть
привычное место обитания или отказаться от привычного образа мыслей, действий, реагирования
Далее ему необходимо будет довериться новому «состоянию дороги», постараться не подвергать
все критическому анализу. Потом ему будут предложен ряд испытаний и ресурсов для их
прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции, будет
разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники.. Когда человек достигнет своей цели,
он может потерять бдительность или разочароваться в ней, столкнуться с предательством
близких, и получить время на переосмысление собственного пути.
Таковы закономерности этого архетипа. Однако, это не значит, что все предопределено
действием архетипов. Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и
творчества запасы энергии и приключений – сюжетов для действий. Если знать законы действия
архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятностей. Именно поэтому знание об
архетипах, действии общих закономерностей и передавалось из поколения в поколение через
«метафороносители» (сказки, легенды, мифы и пр.)
Если следовать нашей логике, то можно сказать, что Вселенная через сказки обучает
человека, готовит его к сотворчеству с Собой.
Под архетипом в сказкотерапии понимается некий общий механизм, содержащий в себе
энергию и законы ее использования.
Архетипы – это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют
независимо от того, знает ли человек об их существовании или нет. Архетипические сценарии и
механизмы настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир
человек разрушающий. Если представить архетип как кристалл, то каждая грань этого кристалла
– это сюжет, через которую проявляется архетип, в котором «работают» его закономерности . И
эту грань архетипа, сюжет в котором он проявляется, назовем мифологемой.
Мифологема – это символическое, метафорическое изображение архетипа.
Именно благодаря мифологемам мы можем осознать присутствие в действие архетипа.
Например, архетип Божественного помощника проявляет себя через многочисленных
помощников героя. Характерной чертой всех их является то, что они оказывают именно
необходимую помощь в нужное время, тогда, когда герой не справляется с заданием сам.
Итак, архетипы создают своеобразную «матрицу Бытия» и в нашей жизни проявляют себя
через различные сценарии, закономерности развития событий . Знание этих законов передается
нам через «метафороносители». Предполагается, что мы будем использовать эти знания для того,
чтобы с пониманием относиться к периодически возникающим в нашей жизни проблемным
ситуациям, ведь это звенья в сюжетной цепочке действия архетипа. Предполагается, что мы
получаем возможность экономить свою энергию и не «накручивать» себя деструктивными
мыслями.
Но… Приключения превращаются в неприятности вследствие «зависания» определенного
архетипического сценария. Например. Сценарий «загрузился», начались первые события,
появились первые достижения и тут чтото происходит. Это «чтото» у каждого свое – начал
действовать приобретенный в детстве комплекс, актуализировалась ранняя психологическая
травма, произошло «заражение ментальными вирусами» деструктивными идеями. Когда
программа зависает, пользователь старается быстро принять меры и обращается к психологу.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь