Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Оценка 4.6
Лекции
doc
психологическая работа +1
Детсад
23.02.2018
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте», помогает педагогам лучше разобраться, что же такое интегративное качество? Педагоги узнают, что это системное образование, которое формируется в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования, способствует самостоятельному решению ребенком жизненных задач и является показателем трех сфер развития у ребенка, это таких как личностная, интеллектуальная и физическая.Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте.doc
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска
Консультация для педагогов
по теме:
«Интегративные качества дошкольника
в психологическом аспекте»
1 Подготовила педагогпсихолог высшей категории – Е.М.Бондарь
Интегративные качества дошкольника в психологическом
г. Волгодонск
аспекте
В современном дошкольном образовании происходит перестроение всего
воспитательнообразовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и
отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в
комплекснотематический вид, и интеграция образовательных областей, и
совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении
стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений и
навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на
развитие интегративных качеств дошкольника. Педагоги должны стремиться к
развитию ребёнка, а не к овладению им большим багажом знаний.
Интеграция – это (от лат. integratio – соединение, восстановление)
представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и
элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Качество — это системное (интегративное) образование, формирующееся у
воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном,
интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному
решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту. (слайд2)
Что означает понятие «интегративное качество»?
Интегративное качество – это системное образование, которое:
1. формируется в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
2. способствует самостоятельному решению ребенком жизненных задач
(проблем), адекватных возрасту.
3. является показателем и характеризует 3 сферы развития ребенка –
личностную, интеллектуальную, физическую;
Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы
воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе
моральнонравственное развитие.
Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной
сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление
социального опыта).
Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу,
выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость). (слайд 3)
2 Таким образом,
интегративное качество понимается как системное
образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования,
являющееся
показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах, и
способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных
возрасту. (слайд 4)
Согласно ФГТ «социальный портрет» ребенка 7ми лет на выходе из детского
сада состоит из совокупности 9ти интегративных качеств. При этом употребление
словосочетания «социальный портрет» ВМЕСТО «психологопедагогический
портрет» обусловлено тем, что система образования в России является социальной
и ориентирована на удовлетворение потребностей общества и семьи, и результат
образования должен соответствовать этим требованиям. (слайд 5)
Интегративные качества:
1. Физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими
навыками.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные
возрасту.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для
осуществления различных видов деятельности. (слайд 6)
Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения содержит
описание планируемых результатов, которые представляют собой интегративные
показатели качества усвоения программы детьми 3х , 4х лет, 5ти лет 6 и 7ми лет.
Сформированные интегративные качества ребёнка итоговый результат
освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
образования. (слайд 7)
Но каждое качество, осуществляя собой совокупность признаков, свойств,
позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет)
позволяет формировать его отдельные составляющие — промежуточные
результаты (промежуточная оценка это описание динамики формирования
интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению
ими Программы по всем направлениям развития детей. Промежуточные результаты
раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в
каждый возрастной под период освоения Программы по всем направлениям
3 развития детей и образовательным областям и отвечают следующим
требованиям: (слайд 8)
• соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
• возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе
освоения Программы;
• проверяемости (достоверности подтверждения их достижения).
Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и
включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно
в подготовительной к школе группе.
Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения
Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего
основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь
целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный социальный
портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и
государства в области образования детей дошкольного возраста.
Социальный портрет ребёнка 7 лет
При успешном освоении основной общеобразовательной программы
дошкольного образования к семи годам достигается следующий уровень развития
интегративных качеств ребёнка: (слайд 9)
1. Физически,
психически
развитый, овладевший
основными культурногигиеническими навыками (в соответствии с возрастными
особенностями), сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья.
и нравственно
Ребёнок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического
развития (с учётом индивидуальных данных). У него сформированы основные
физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно
выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и
вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит
экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни,
в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за
помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе. Бережно и созидательно относится к природе и к
окружающему миру.
3. Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции сверстников и взрослых. Сопереживает близким и
окружающим его людям, персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально
проявляет свои чувства при восприятии произведений изобразительного искусства,
музыкальных, художественных произведений и мира природы;
4 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками.
Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с
детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет
действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником в зависимости от ситуации. Имеет опыт позитивного и эффективного
взаимодействия, умеет присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать,
чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от своего, мнению;
(слайд 10)
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными
желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”
(например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно
делиться, нужно уважать взрослых и т. д.). Ребёнок способен планировать свои
действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в
семье, группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах;
6. Способный определять главное в жизни, решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может
применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения
готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости
от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок
способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и
социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его
в рисунке, постройке, рассказе и др.; (слайд 11)
7. Имеющий первичные представления о себе, семье,
(ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
обществе
Ребёнок имеет представление:
• о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определённому полу;
• о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении
семейных обязанностей, семейных традициях;
• об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своём месте в нём;
• о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе)
и принадлежности к нему;
• о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы
планеты).
Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской
цивилизации, уважает традиции своего народа;
5 8. Овладевший
универсальными
учебной
деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции. Умеет управлять собственной
деятельностью и деятельностью группы, работать в паре, микрогруппе,
структуировать время, приходить к согласию. (слайд 12)
предпосылками
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребёнка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные,
музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности. ( слайд 13)
Стоит отметить, что каждое качество формируется в рамках всех
образовательных областей.
Таким образом, интегративные качества закладываются в дошкольном
возрасте и определяют результативность других ступеней образования.
Интегративные качества выпускника ДОУ
При успешном освоении основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и программы «Социокультурные истоки» к семи
годам достигается следующий уровень развития интегративных качеств
ребёнка:
физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными
особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению
здоровья.
— любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем
мире). Бережно и созидательно относится к природе и к окружающему миру.
— эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции сверстников и
взрослых. Сопереживает близким и окружающим его людям, персонажам сказок,
историй, рассказов. Эмоционально проявляет свои чувства при восприятии
произведений
художественных
произведений и мира природы;
изобразительного искусства,
музыкальных,
— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается
предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Имеет опыт позитивного и
эффективного взаимодействия, умеет присоединяться к партнёру по общению,
видеть, слышать, чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от
своего, мнению;
— способный управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно
6 определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со
стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое
хорошо и что такое плохо”. Ребенок способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в семье,
группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах;
— способный определять главное в жизни, решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять
самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых
задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от
ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок
способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и
социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его
в рисунке, постройке, рассказе и др.;
— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности
и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об
обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о
мире. Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской
цивилизации, уважает традиции своего народа;
— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности —
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции. Умеет управлять собственной деятельностью и деятельностью
группы, работать в паре, микрогруппе, структуировать время, приходить к согласию.
— овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА
Цель мониторинга изучить процесс достижения детьми планируемых
итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы
дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у
воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в
результате ее освоения к 7 годам.
Каждое интегративное качество, определенное ФГТ, представлено рядом
мониторинговых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки
которых разработаны оценочные шкалы.
Совокупность мониторинговых
индикаторов составляет содержание мониторинга.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но
не менее двух раз в год и должна обеспечивать возможность оценки динамики
достижений детей,
7 сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и
не нарушать ход образовательного процесса.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона
образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню
соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню
зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему зона риска.
Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на
основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения
образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики
самих образовательных потребностей.
Физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка в процессе
мониторинга исследуются путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок,
тестовых заданий и др. Обязательным требованием к построению системы
мониторинга является
использование тех методов, применение которых позволяет получить
необходимый объем информации в оптимальные сроки;
сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и
др.) и высоко формализованных (тестов) методов, обеспечивающее объективность и
точность получаемых данных.
ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА
1 этап: Мониторинговые индикаторы соответствуют одному из уровней достижения
планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного
качества: высокому, среднему, низкому и низшему (критическому). Степень соответствия
выражается в определенном количестве баллов.
Низший уровень 13 балла,
низкий 46 баллов,
средний 79 баллов,
высокий 1012 баллов.
Разброс баллов по уровням, например при высоком уровне 1012 баллов, позволяет
отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов,
характеризующих динамику формирования интегративных качеств у каждого ребенка.
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком
планируемых результатов (показателей) определенному уровню
Уровень
Более2/3
показателей
являются
стабильными
характеристиками,
проявляются
постоянно, в разных
ситуациях,
Более половины
показателей, но
менее 2/3, являются
стабильными
характеристиками,
проявляются
постоянно, в разных
ситуациях,
Менее половины
показателей являются
стабильными
характеристиками,
проявляются постоянно, в
разных ситуациях,
остальные показатели
наблюдаются
8 остальные
показатели
наблюдаются
периодически,
нестабильны
остальные
показатели
наблюдаются
периодически,
нестабильны
периодически,
нестабильны
Высокий
Средний
Низкий
Критический
12 баллов
9 баллов
4 балла
1 балл
11 баллов
8 баллов
5 баллов
2 балла
10 баллов
7 баллов
6 баллов
3 балла
Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребенка и проставляется в
соответствующую графу таблицы (всего баллов). На основании суммы баллов
определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики
формирования интегративного качества и вносится в графу «Суммарный уровень»:
5572 балла высокий,
3654 балла средний,
1835 баллов низкий,
117 баллов низший.
2 этап: В сводной таблице по группе детей подсчитывается количество детей в
%, имеющих тот или иной суммарный уровень.
3 этап: Все полученные данные заносятся в итоговую таблицу формирования
интегративных показателей.
9
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.