Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Оценка 4.6

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Оценка 4.6
Лекции
doc
психологическая работа +1
Детсад
23.02.2018
Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте», помогает педагогам лучше разобраться, что же такое интегративное качество? Педагоги узнают, что это системное образование, которое формируется в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования, способствует самостоятельному решению ребенком жизненных задач и является показателем трех сфер развития у ребенка, это таких как личностная, интеллектуальная и физическая.Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте.doc
муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте» 1 Подготовила педагог­психолог высшей категории – Е.М.Бондарь Интегративные качества дошкольника в психологическом г. Волгодонск  аспекте В   современном   дошкольном   образовании  происходит     перестроение   всего воспитательно­образовательного   процесса  в   дошкольном   учреждении.   Это   и отмена   учебной   деятельности,   и  обновление   планирования  и  перевод   его   в комплексно­тематический   вид,   и  интеграция   образовательных   областей,   и совершенствование   мониторинга.   Если   ранее   в   дошкольном   учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений и навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Педагоги  должны стремиться к развитию ребёнка, а не к овладению им большим багажом знаний.  Интеграция  –   это   (от   лат.   integratio   –   соединение,   восстановление) представляет   собой   объединение   в   единое   целое   ранее   разрозненных   частей   и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.  Качество —   это   системное   (интегративное)   образование,   формирующееся   у воспитанника   в   процессе   освоения   основной   общеобразовательной   программы дошкольного   образования,   являющееся   показателем   его   развития   в   личностном, интеллектуальном   и   физическом   планах   и   способствующее   самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту. (слайд2) Что означает понятие «интегративное качество»? Интегративное качество – это системное образование, которое: 1. формируется в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 2. способствует   самостоятельному   решению   ребенком   жизненных   задач (проблем), адекватных возрасту. 3. является   показателем   и   характеризует   3   сферы   развития   ребенка   – личностную, интеллектуальную, физическую; Личностные   качества характеризуют   развитие   личностной   сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально­нравственное развитие. Интеллектуальные   качества   характеризуют   развитие   интеллектуальной сферы   воспитанника   (формирование   высших   психических   функций,   накопление социального опыта). Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость). (слайд 3) 2 Таким   образом,  интегративное   качество  понимается  как   системное образование,   формирующееся   у   воспитанника   в   процессе   освоения   основной общеобразовательной   программы   дошкольного   образования,   являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах, и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.  (слайд 4) Согласно ФГТ «социальный портрет» ребенка 7­ми лет на выходе из детского сада состоит из совокупности  9­ти интегративных качеств. При этом употребление словосочетания  «социальный   портрет»  ВМЕСТО  «психолого­педагогический портрет» обусловлено тем, что система образования в России является социальной и  ориентирована   на  удовлетворение   потребностей   общества   и   семьи,  и   результат образования должен соответствовать этим требованиям. (слайд 5) Интегративные качества: 1. Физически   развитый,   овладевший   основными   культурно­гигиеническими навыками. 2. Любознательный, активный. 3. Эмоционально отзывчивый. 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия. 6. Способный   решать   интеллектуальные   и   личностные   задачи,   адекватные возрасту. 7. Имеющий   первичные   представления   о   себе,   семье,   обществе,   государстве, мире и природе. 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. 9. Овладевший   необходимыми   умениями   и   навыками,   необходимыми   для осуществления различных видов деятельности. (слайд 6)       Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения содержит описание   планируемых   результатов,   которые   представляют   собой   интегративные показатели качества усвоения программы детьми 3­х , 4­х лет, 5­ти лет 6 и 7­ми лет. Сформированные интегративные качества ребёнка ­ итоговый результат освоения   основной   общеобразовательной   программы   дошкольного образования. (слайд 7) Но   каждое   качество,   осуществляя   собой   совокупность   признаков,   свойств, позволяет   на   протяжении   всего   периода   освоения   Программы   (от   3   до   7   лет) позволяет   формировать   его   отдельные   составляющие   — промежуточные результаты (промежуточная   оценка   ­ это   описание   динамики   формирования интегративных   качеств  воспитанников   каждой   возрастной   группы   по   освоению ими  Программы  по всем направлениям развития детей. Промежуточные результаты раскрывают   динамику   формирования   интегративных   качеств   воспитанников   в каждый   возрастной   под   период   освоения  Программы   по   всем   направлениям 3 развития   детей   и   образовательным   областям   и   отвечают   следующим требованиям: (слайд 8) • соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста; •  возможности   достижения   их   нормально   развивающимися   детьми   в   ходе освоения Программы; • проверяемости (достоверности подтверждения их достижения).   Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание  интегративных качеств  выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную   общеобразовательную   программу   дошкольного   образования.   Являясь целевым   ориентиром   системы   дошкольного   образования,   указанный   социальный портрет   отражает   согласованные   интересы   и   потребности   семьи, общества   и государства в области образования детей дошкольного возраста.                       Социальный портрет ребёнка 7 лет При   успешном   освоении   основной   общеобразовательной   программы дошкольного образования к семи годам достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка: (слайд 9) 1. Физически,   психически   развитый, овладевший основными культурно­гигиеническими навыками (в соответствии с возрастными особенностями), сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья. и   нравственно  Ребёнок   достиг   максимально   возможного   уровня   гармоничного   физического развития   (с   учётом   индивидуальных   данных).   У   него   сформированы   основные физические   качества   и   потребность   в   двигательной   активности.   Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. 2. Любознательный, активный. Интересуется   новым,   неизвестным   в   окружающем   мире   (мире   предметов   и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в   различных   видах   детской   деятельности).   В   случае   затруднений   обращается   за помощью   к   взрослому.   Принимает   живое,   заинтересованное   участие   в образовательном   процессе.   Бережно   и   созидательно   относится   к   природе   и   к окружающему миру. 3. Эмоционально отзывчивый. Откликается   на   эмоции   сверстников   и   взрослых.   Сопереживает   близким   и окружающим   его   людям,   персонажам   сказок,   историй,   рассказов.   Эмоционально проявляет свои чувства  при восприятии произведений  изобразительного искусства, музыкальных,  художественных  произведений и мира природы; 4 4.   Овладевший   средствами   общения   и   способами   взаимодействия   со взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства  общения, владеет   диалогической   речью   и   конструктивными   способами   взаимодействия   с детьми   и   взрослыми   (договаривается,   обменивается   предметами,   распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Имеет опыт позитивного и эффективного взаимодействия, умеет присоединяться к партнёру по общению, видеть,   слышать, чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от своего,  мнению;                                                             (слайд 10) 5.  Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на   основе   первичных   ценностных   представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение   ребёнка   преимущественно   определяется   не   сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными   представлениями   о   том,   “что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо” (например,   нельзя   драться,   обижать   маленьких,   нехорошо   ябедничать,   нужно делиться,   нужно   уважать   взрослых   и   т.   д.).   Ребёнок   способен   планировать   свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в семье, группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах; 6.  Способный определять главное в жизни, решать интеллектуальные и личностные   задачи   (проблемы),   адекватные   возрасту.   Ребенок   может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от   ситуации   может   преобразовывать   способы   решения   задач   (проблем).   Ребенок способен   предложить   собственный   замысел,   отразить   свои   знания,   чувства   и социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; (слайд 11) 7.  Имеющий   первичные   представления   о   себе, семье,  (ближайшем социуме),  государстве (стране), мире и природе.   обществе Ребёнок имеет представление: •  о   себе,   собственной   принадлежности   и   принадлежности   других   людей   к определённому полу; •  о   составе   семьи,   родственных   отношениях   и   взаимосвязях,   распределении семейных обязанностей, семейных традициях; • об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своём месте в нём; • о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; •  о   мире   (планете   Земля,   многообразии   стран   и   государств,   населения,   природы планеты). Ребёнок   приобщён   к   базовым   социокультурным   ценностям   Российской цивилизации, уважает традиции своего народа; 5 8. Овладевший универсальными учебной деятельности: умениями   работать   по   правилу   и   по   образцу,   слушать взрослого   и   выполнять   его   инструкции.  Умеет   управлять   собственной деятельностью   и   деятельностью   группы,   работать   в   паре,   микрогруппе, структуировать время, приходить к согласию.  (слайд 12)   предпосылками   9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У   ребёнка   сформированы   умения   и   навыки   (речевые,   изобразительные, музыкальные,  конструктивные  и  др.),  необходимые   для  осуществления  различных видов детской деятельности. ( слайд 13) Стоит   отметить,   что   каждое   качество   формируется   в   рамках   всех образовательных областей. Таким   образом,  интегративные   качества   закладываются   в   дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования.  Интегративные качества выпускника ДОУ При   успешном   освоении   основной   общеобразовательной   программы дошкольного образования и программы «Социокультурные истоки» к семи годам   достигается   следующий   уровень   развития   интегративных   качеств ребёнка: ­  физически,   психически   и   нравственно  (в   соответствии   с   возрастными особенностями)   развитый,   сознательно   относящийся   к   сохранению   и   укреплению здоровья. —  любознательный,   активный.   Интересуется   новым,   неизвестным   в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Бережно и созидательно  относится к природе и к окружающему миру. —  эмоционально   отзывчивый.   Откликается   на   эмоции   сверстников   и взрослых. Сопереживает  близким  и окружающим  его людям,   персонажам сказок, историй,   рассказов.   Эмоционально   проявляет   свои   чувства   при   восприятии произведений   художественных  произведений и мира природы; изобразительного   искусства,   музыкальных,   —  овладевший   средствами   общения   и   способами   взаимодействия   со взрослыми   и   сверстниками.  Ребенок   адекватно   использует   вербальные   и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами   взаимодействия   с   детьми   и   взрослыми   (договаривается,   обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Имеет опыт позитивного и эффективного   взаимодействия,   умеет   присоединяться   к   партнёру   по   общению, видеть,   слышать, чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от своего,  мнению; — способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе   первичных   ценностных   представлений,   соблюдающий   элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно 6 определяется   не   сиюминутными   желаниями   и   потребностями,  а   требованиями   со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо   и   что   такое   плохо”.   Ребенок   способен   планировать   свои   действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в семье, группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах; —  способный   определять  главное   в  жизни,  решать   интеллектуальные   и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно   усвоенные   знания   и   способы   деятельности   для   решения   готовых задач  (проблем),  поставленных   как   взрослым,  так   и  им   самим;   в  зависимости   от ситуации   может   преобразовывать   способы   решения   задач   (проблем).   Ребенок способен   предложить   собственный   замысел,   отразить   свои   знания,   чувства   и социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; — имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и   принадлежности   других   людей   к   определенному   полу;   о   составе   семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об обществе,  его культурных ценностях; о  государстве  и  принадлежности  к  нему,  о мире.   Ребёнок   приобщён   к   базовым   социокультурным   ценностям   Российской цивилизации, уважает традиции своего народа; —  овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его   инструкции.  Умеет   управлять   собственной   деятельностью   и   деятельностью группы, работать в паре, микрогруппе, структуировать время, приходить к согласию. —  овладевший   необходимыми   умениями   и   навыками.   У   ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.                                   ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА Цель   мониторинга ­   изучить   процесс   достижения   детьми планируемых итоговых   результатов   освоения   основной   общеобразовательной   программы дошкольного   образования   на   основе   выявления   динамики   формирования   у воспитанников   интегративных   качеств,   которые   они   должны   приобрести   в результате ее освоения к 7 годам. Каждое   интегративное   качество,   определенное   ФГТ,   представлено   рядом мониторинговых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки которых   разработаны   оценочные   шкалы.   Совокупность   мониторинговых индикаторов составляет содержание мониторинга. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не   менее   двух   раз   в   год  и   должна   обеспечивать   возможность   оценки   динамики достижений детей, 7 сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. В   начале   учебного   года по   результатам   мониторинга   определяется   зона образовательных   потребностей   каждого   воспитанника:   высокому   уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню ­ зона   базовых   образовательных   потребностей,   низкому   и   низшему   ­   зона   риска. Соответственно   осуществляется   планирование   образовательного  процесса   на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации. В   конце   учебного   года делаются   выводы   о   степени   удовлетворения образовательных   потребностей   детей   и   о   достижении   положительной   динамики самих образовательных потребностей. Физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка в  процессе мониторинга исследуются путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, тестовых   заданий  и   др.   Обязательным   требованием   к   построению   системы мониторинга является использование  тех   методов,   применение   которых   позволяет   получить необходимый объем информации в оптимальные сроки; сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА 1 этап: Мониторинговые индикаторы  соответствуют одному из уровней достижения планируемых   результатов   (показателей)   формирования   того   или   иного   интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему (критическому). Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.  Низший уровень ­ 1­3 балла,   низкий ­ 4­6 баллов,  средний ­ 7­9 баллов,  высокий ­ 10­12 баллов. Разброс баллов по уровням, например при высоком уровне ­ 10­12 баллов, позволяет отразить   степень   выраженности   и   устойчивости   мониторинговых   индикаторов, характеризующих динамику формирования интегративных качеств у каждого ребенка. Распределение   баллов   по   степени   соответствия   достижения   ребенком планируемых результатов (показателей) определенному уровню Уровень Более2/3  показателей  являются  стабильными  характеристиками,  проявляются  постоянно, в разных  ситуациях,  Более половины  показателей, но  менее 2/3, являются  стабильными  характеристиками,  проявляются  постоянно, в разных  ситуациях,  Менее половины  показателей являются  стабильными  характеристиками,  проявляются постоянно, в  разных ситуациях,  остальные показатели  наблюдаются  8 остальные  показатели  наблюдаются  периодически,  нестабильны остальные  показатели  наблюдаются  периодически,  нестабильны периодически,  нестабильны Высокий Средний Низкий Критический 12 баллов 9 баллов 4 балла 1 балл 11 баллов 8 баллов 5 баллов 2 балла 10 баллов 7 баллов 6 баллов 3 балла Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребенка и проставляется в соответствующую   графу   таблицы   (всего   баллов).   На   основании   суммы   баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества и вносится в графу «Суммарный уровень»:  55­72 балла ­ высокий,  36­54 балла ­ средний,  18­35 баллов ­ низкий,  1­17 баллов ­ низший. 2 этап: В сводной таблице по группе детей подсчитывается количество детей в %, имеющих тот или иной суммарный уровень. 3 этап: Все полученные данные заносятся в итоговую таблицу формирования интегративных показателей.                                                                          9

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов по теме: «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»

Консультация для педагогов  по теме:  «Интегративные качества дошкольника в психологическом аспекте»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018