КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ
Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования, решаемая педагогами, психологами и другими смежными специалистами, имеет субъективную составляющую, отражающую то, как сам ребенок переживает ситуацию перехода от одной системы обучения и воспитания к другой. В работе психологов, являющихся приверженцами модели психологической службы «сопровождения», это связано с проблемой свободного самоопределения ребенка: создания для него таких условий, чтобы он смог достичь чего-то в результате собственных усилий, чтобы ему было комфортно пребывать в состоянии свободы выбора, чтобы формировалась личность «ориентируемая изнутри».
Важнейшим принципом работы психолога в рамках данного направления, по мнению М.Р. Битяновой, Т.И. Чирковой, являются безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность его потребностей, целей, ценностей. Сопровождение предполагает следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза, с опорой на его реальные личностные достижения; создание условий для самостоятельного творческого освоения им системы отношений с миром и с самим собой, совершения личностно значимых жизненных выборов. Психологическое сопровождение создает в объективно данной ребенку социально-педагогической среде условия для амплификации развития. Продуктивная реализация идей сопровождения возможна при грамотном построении общения в системе «ребенок-взрослый».
Объективные изменения статуса 6-7-летнего ребенка в предшкольньгй период создают предпосылки качественных изменений в его общении с взрослыми. В связи с предстоящим поступлением детей в школу и включением в общественно-значимую, общественно-оцениваемую — учебную деятельность родители, воспитатели более настойчиво предъявляют к ним требования, касающиеся знаний, умений, уровня воспитанности, чем способствуют, с одной стороны обобщению их личного опыта, с другой - появлению у детей множества сомнений, тревог, связанных с ожиданием школьной жизни. В то же время картина внутренних переживаний 6-7-летних детей остается недостаточно изученной.
Специфика перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту определяется кризисом развития и связана, по Л.С. Выготскому, с открытием детьми 6-7 лет факта собственных переживаний, осмысленной ориентировкой в них, появлением знания о своем Я. Поиск путей формирования возрастных новообразований у детей при подготовке к школе чрезвычайно важен, так как именно они обусловливают становление рефлексивного отношения ребенка 6-7 лет к собственным изменениям, что соответствует требованиям систематического обучения. Согласно разработанной в отечественной психологии теории формирования высших психических функций (Л.С. Выготский), мы исходим из посылки, что осознание ребенком себя, своей уникальности возможно только через другого человека, партнера по общению. Соответственно, становление возрастных кризисных новообразований определяется содержанием и формой общения детей с взрослыми.
Исследования, выполненные в контексте проблемы общения ребенка с взрослыми при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту (М.И. Лисина, ТА. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.), показывают, что существующие содержание и формы общения 6-7-летних детей с взрослыми, находящиеся в зоне их актуального развития, «настраивают» ребенка этого возраста «на волну» взрослого и обеспечивают стремление к личностным контактам с ним, обусловленное интересом ребенка к другим людям и к самому себе.
Вместе с тем проблема общения ребенка с взрослыми в рамках возрастного кризиса семи лет, согласно Д.Б. Эльконину, - «кризиса личности, самосознания», - является мало разработанной. Дети 6-7 лет обнаруживают в этот период чувствительность к обсуждению собственных мыслей, чувств, переживаний, и развитие у них рефлексивного отношения к себе, на наш взгляд, будет возможным при инициации нового содержания общения, «поворачивающего ребенка на себя». При этом важное значение приобретают соответствующие социальные воздействия взрослых, инициация ими нового содержания общения. Создание зоны ближайшего коммуникативного развития ребенка 6-7 лет в период возрастного кризиса возможно при условии перефокусировки содержания общения взрослого с ребенком, предполагающей появление в качестве предмета общения различных сторон внутреннего мира ребенка - мыслей, чувств, переживаний и др.
В связи с особенностями протекания кризиса семи лет успешное решение задач развития детей на этом возрастном этапе становится возможным при актуализации у них в этот момент базовой потребности, удовлетворяемой в общении, - потребности в самопознании, которая может быть «опредмечена» во взрослом, способном увидеть, объективировать, обсудить содержание картины внутреннего мира ребенка. В результате открытие и осмысление детьми предшкольного периода своего внутреннего мира приводят к появлению новой «настроенности» — на самого себя как изменяющегося субъекта. Это определяется, по нашим данным, целым рядом внешних и внутренних условий.
Внешние условия успешного решения задач развития детей 6-7 лет, относящиеся к общению с взрослыми, связаны, во-первых, с построением взрослыми общения с ребенком, содержанием которого является его внутренний мир: мысли, чувства, различные стороны Я-концепции; во-вторых, наиболее полно и адекватно данное содержание общения может быть задано педагогом-психологом, предметом профессионального общения которого является фиксация свойств субъектное™ ребенка; в-третьих, задача актуализации такого общения в 6-7 лет может быть решена средствами группового развивающего общения.
Внутренние условия детерминированы, во-первых, спецификой переходного - от дошкольного к младшему школьному возрасту -периода, основные задачи которого связаны с освоением предпосылок учебной деятельности, цель которой (по Д. Б. Эльконину) состоит в самоизменении, самосовершенствовании ребенка; во-вторых, особенностью кризиса семи лет, когда возникновение личного сознания создает основу для качественного изменения переживаний ребенка; в-третьих, моментом проживания ребенком 6-7 лет соответствующей стадии возрастного кризиса. Наиболее сензитивным периодом для развития новой «настроенности» ребенка на самого себя, по нашему мнению, является критическая фаза кризиса, когда происходит первичная дифференциация внешней и внутренней сторон жизни ребенка, обнаружение им самого факта существования собственных переживаний, осмысленная ориентировка в них.
В нашем исследовании была создана программа, реализуемая в форме специально организованного группового общения, с помощью которой возможно добиться существенной амплификации возрастного развития детей 6-7 лет.
Организация групп общения со старшими дошкольниками, первоклассниками не является типичным, распространенным явлением, однако в психологической литературе описаны некоторые варианты групповой работы с детьми данного возрастного периода (А.Я. Варга, НИ. Гуткина, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова и др.). Большинство авторов в качестве неоспоримых преимуществ групповой работы с детьми выделяют такие ее эффекты, как изменение самооценки участников групп, приведение ее в соответствие с их реальными возможностями и — как следствие — принятие и усиление ребенком рефлексивной позиции за счет ориентации на партнера по общению; расширение представлений о себе посредством актуализации межличностной обратной связи; увеличение арсенала средств общения; снятие тревожности и др.
В основе групповой развивающей работы с детьми 6-7 лет, осуществляемой с целью создания в кризисный период их жизни условий становления нового возрастного статуса, лежат идеи, отражающие:
1)специфику кризиса семи лет как периода дифференциации внешней и внутренней сторон жизни ребенка, возникновения смыслового переживания (Л.С. Выготский); кризиса семи лет как кризиса личности, самосознания (Д.Б. Эльконин); как момента появления эмоционального предвосхищения (А.В. Запорожец);
2)роль общения как средства, способствующего открытию и развитию индивидуальной психической жизни детей, «поворачивающего» ребенка на себя, на свои качества при построении взаимоотношений с другими людьми (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, М. Дональдсон);
3)особенностей смены ведущих деятельностей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту; требования учебной деятельности к мотивации ребенка (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
На основе приведенных теоретических положений была построена система принципов развивающих занятий в форме группового общения с 6-7-летними детьми в период возрастного кризиса.
Принцип личностно-ориентированного общения (К. Роджерс, В. Экслайн, Г. Лэндрет). Данный принцип предполагает субъект-субъектную парадигму во взаимодействии взрослого с ребенком, построение общения в рамках гуманистической традиции, опирающейся на безусловное принятие ребенка, отражение содержания его мыслей и чувств и др.
Принцип актуализации эмоционально-познавательной деятельности (А.В. Запорожец). Действенной формой реализации эмоционально-познавательной деятельности, применяемой в нашей развивающей работе с детьми 6-7 лет, выступали образно-выразительные коммуникативные средства. В результате осуществления этой деятельности появлялись такие ее продукты, как: эмоциональное предвосхищение (возникновение аффектов до выполнения действия, представление его возможных последствий); эмоциональное смещение (возрождение следов прошлого опыта, перенос в будущее), эмоциональная децентрация (идентификация с другим при отчетливо выраженном переживании).
Принцип комплементарности (Т.Ю. Андрущенко). На протяжении занятий с детьми 6-7 лет выполнялись задания коммуникативной направленности, имеющие одновременно игровой и учебный характер. Упражнения, развивающие коммуникативную компетентность детей, позволяли им получать и применять обобщенное знание-о внутреннем мире - своем и другого человека.
Построенная нами программа включала следующие направления в работе с детьми: а) помощь детям, не пережившим возрастной кризис, в открытии ими факта существования своих переживаний и рефлексии момента дифференциации внешнего и внутреннего мира; б) формирование мотивационного и операционального компонентов общения ребенка по поводу своего внутреннего мира; в) создание условий для осознания и принятия ребенком себя как субъекта возрастного развития (уникального, неповторимого, изменяющегося).
Разработанная и реализованная программа специально организованного развивающего общения ребенка с ровесниками под руководством психолога в предшкольный период способствует принятию им нового возрастного статуса на основе становления ряда новообразований: содержательных характеристик самооценки - ее дифференцированности, рефлексивности, обоснованности; проявлению положительной динамики в способности к децентрации. В целом предлагаемая программа - это реальная возможность «культурного оформления кризиса семи лет» и создания предпосылок дальнейшей ориентации ребенка на себя при решении социальных и учебных задач.
Материал подготовлен педагогом-психологом – Е.М.Бондарь
Литература:
1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития
ребенка семи лет. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа
психолога. М., 2003.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.