Консультация для педагогов Система формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте

  • Семинары
  • docx
  • 04.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
Иконка файла материала Система формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте.docx
Система формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание  замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с  созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на  выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью  конструкторского мышления даже у старших школьников является  непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических  актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др Новоселова С.Л., Зворыгина  Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра  дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988. ­ С. 62..). Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение  практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое  экспериментирование с материалом ­ бескорыстное и целенаправленное,  связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является  положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого  конструирования. Однако это происходит лишь при условии организации обучения,  направленного на преодоление следующих недостатков детского  конструирования: 1) нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа; 2) неустойчивость замысла ­ дети начинают создавать один объект, а  получают совсем иной и довольствуются этим; 3) поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность  ею ­ замыслу уделяется крайне мало внимания;4) нечеткость представлений о последовательности действий и неумение  их планировать; 5) неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае  детское конструирование может протекать на очень низком уровне,  препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера. По мере обогащения разных видов детской деятельности новым  содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к  построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно  сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой  детской деятельности, в том числе и конструирования. При этом особенно важным является умение оперировать образами в  пространстве как с целью изменения пространственного положения  целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью  преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей,  деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно  расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования  (из бумаги, из деталей конструктора, из модулей и др.). И это, как показали  исследования И.Ю. Пашилите,  Лиштван З.В. Конструирование. М.:  Просвещение, 1981. ­ С. 81., наиболее успешно формируется в процессе  компьютерного конструирования, организованного во взаимосвязи с  практическим. С целью развития детского конструирования как деятельности, в  процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили  широкое распространение в практике, а другие, либо из­за малой их  известности, либо из­за трудности организации, почти никогда педагогами не  используются.

Посмотрите также