Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
Система формирования творческого конструирования в дошкольном
возрасте
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание
замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с
созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на
выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью
конструкторского мышления даже у старших школьников является
непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических
актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др Новоселова С.Л., Зворыгина
Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра
дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988. С. 62..).
Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение
практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон.
При этом практические действия могут выступать как широкое
экспериментирование с материалом бескорыстное и целенаправленное,
связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется
и изменяется в результате поисковых практических действий, что является
положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого
конструирования.
Однако это происходит лишь при условии организации обучения,
направленного на преодоление следующих недостатков детского
конструирования:
1) нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;
2) неустойчивость замысла дети начинают создавать один объект, а
получают совсем иной и довольствуются этим;
3) поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность
ею замыслу уделяется крайне мало внимания;4) нечеткость представлений о последовательности действий и неумение
их планировать;
5) неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае
детское конструирование может протекать на очень низком уровне,
препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.
По мере обогащения разных видов детской деятельности новым
содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к
построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно
сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой
детской деятельности, в том числе и конструирования.
При этом особенно важным является умение оперировать образами в
пространстве как с целью изменения пространственного положения
целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью
преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей,
деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно
расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования
(из бумаги, из деталей конструктора, из модулей и др.). И это, как показали
исследования И.Ю. Пашилите, Лиштван З.В. Конструирование. М.:
Просвещение, 1981. С. 81., наиболее успешно формируется в процессе
компьютерного конструирования, организованного во взаимосвязи с
практическим.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в
процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предложили разные
формы организации обучения конструированию. Одни из них получили
широкое распространение в практике, а другие, либо изза малой их
известности, либо изза трудности организации, почти никогда педагогами не
используются.