В консультации для педагогов - Советы желающим овладеть культурой общения, говорится о том, что прежде чем осудить человека, постарайтесь понять и выяснить, почему он поступает так, а не иначе. Нужно иметь сильный характер и большое самообладание, чтобы научиться понимать других. Научитесь видеть достоинства в других людях, быть искренним, сердечным и щедрым в похвалах и одобрениях.
Одна из самых важных черт человека - стремление испытать чувство собственного достоинства, значительность. Развивать в человеке лучшее, что в нем заложено, можно, прежде всего пу¬тем высокой оценки его действий. Надо не скупиться на похва¬лы - и с глазу на глаз, и публично.В консультации для педагогов - Советы желающим овладеть культурой общения, говорится о том, что прежде чем осудить человека, постарайтесь понять и выяснить, почему он поступает так, а не иначе. Нужно иметь сильный характер и большое самообладание, чтобы научиться понимать других. Научитесь видеть достоинства в других людях, быть искренним, сердечным и щедрым в похвалах и одобрениях.
Одна из самых важных черт человека - стремление испытать чувство собственного достоинства, значительность. Развивать в человеке лучшее, что в нем заложено, можно, прежде всего пу¬тем высокой оценки его действий. Надо не скупиться на похва¬лы - и с глазу на глаз, и публично.
Консультация для педагогов
Советы желающим овладеть культурой общения
(психологи Р. С. Немов, А. И. Новиков)
1. Прежде чем осудить человека, постарайтесь понять и выяснить, почему
он поступает так, а не иначе.
Нужно иметь сильный характер и большое самообладание, чтобы научиться
понимать других.
2. Научитесь видеть достоинства в других людях, быть искренним,
сердечным и щедрым в похвалах и одобрениях.
Одна из самых важных черт человека стремление испытать чувство
собственного достоинства, значительность. Развивать в человеке лучшее, что в нем
заложено, можно, прежде всего путем высокой оценки его действий. Надо не
скупиться на похвалы и с глазу на глаз, и публично.
3. Проявляйте уважение к мнениям других людей.
Прямо говоря человеку, что он неправ, мы наносим удар его самолюбию,
чувству собственного достоинства. Это лишь вызывает раздражение и желание
ответить тем же, но редко заставит человека сразу же изменить свое мнение. Если
спор неизбежен, не следует начинать его со слов «ты не прав». Это звучит почти так
же, как «я умнее тебя». Человеку всегда можно дать понять, что он не прав,
интонацией, жестом, причем столь же красноречиво, как и словами. Доказывая свою
мысль, желательно изъять из лексикона безапелляционные выражения типа «не
сомненно», «абсолютно точно», «безусловно», «я убежден». Лучше пользоваться
словами «я полагаю», «возможно», «мне кажется». Их употребление не поколеблет
вашей убежденности и позволит скорее убедить собеседника.
4. Если вы не правы, открыто признайте это.
Признавая возможность своей неправоты, вы никогда не попадете впросак.
Кроме того, значительно легче самому критиковать себя, чем выслушивать
замечания со стороны. Допущение возможности своей неправоты быстрее заставит
вашего собеседника понять, что и он не прав.
5. Стремясь убедить человека,
выговориться.
дайте ему сначала возможность
Бесполезно прерывать человека, чтобы убедить его в чемто. Он все равно будет
занят своими мыслями и не воспримет с должным вниманием того, о чем вы с ним
будете говорить. Даже самый конфликтный человек умолкнет и поймет свою не
правоту в присутствии внимательного, спокойного и терпеливого слушателя.
6. Начинайте беседу, в которой вы хотите когото убедить или переубедить,
с демонстрации дружеского отношения.
Если человек находится во власти отрицательных эмоций, вряд ли можно
заставить его рассуждать логически. С позиций дружелюбия сделать это гораздолегче. Недружелюбное отношение ожесточает человека, восстанавливает его
против вас, убивает желание сотрудничать. Чтобы изменить мнение человека, не
вызвав в нем чувства протеста, лучше начать разговор с похвалы, с несомненных
достоинств в его поведении и образе мыслей. Гораздо легче выслушать неприятные
слова в свой адрес после того, как вас искренне похвалили.
7. Беседуя с людьми по вопросам, в которых у вас имеются разногласия, не
следует начинать разговор именно с них.
8. Проявляйте искренний интерес к людям.
интересуется другими, приносит людям вред.
Человек, который не
9. Помните имена людей.
Один из простых способов завоевать доброе отношение к себе помнить имена
людей. Техника запоминания имен проста. Если вы не особенно надеетесь на свою
память, скажите собеседнику: «Извините, я плохо расслышал Ваше имя. Как оно
пишется?» Повторите во время разговора имя собеседника несколько раз про себя,
стараясь связать его с внешним видом человека. Незаметно запишите его.
10. Улыбайтесь людям.
Улыбка ничего не стоит, но ценится дорого Она обогащает того, кто ее
получает, и не обедняет того, кто ее дарит другому. Она длится мгновение, но
оставляет след в памяти надолго. Она отдых для уставшего, свет для
отчаявшегося, солнце для печального и лучшее противоядие против любых
неприятностей. Улыбка говорит о том, что вы испытываете удовольствие,
встречаясь с этим человеком.
11. Укрепляйте у людей веру в себя.
Если вы скажете человеку, что он глуп и не понимает определенных вещей, что
он бездарен и делает все неправильно, то вы убьете в нем веру в себя, желание
совершенствоваться.Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги
/авт.сост. О.М.Ельцова. – Волгоград: Учитель, 2010г. стр.198 200
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь