Что есть «анализ»
логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Нужен ли анализ педагогу?
Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества образовательного процесса
«Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы образовательной деятельности.
Методологически грамотный педагог
Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Самоанализ - показатель профессионализма педагога, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного занятия
Сущность самоанализа
Краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
Структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей воспитанников
Системный: рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений, навыков воспитанников, усвоения ими способов обучения
Структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия
Дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности воспитанников и т. п.
Аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели занятия во взаимосвязи с результатами деятельности воспитанников:
Реализация задачи занятия;
Использование развивающих методов;
Изучение способов активизации познавательной деятельности воспитанников;
Пути развития познавательного интереса;
Проверка и оценка знаний, умений и навыков;
Организация проблемного обучения.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ДИДАКТИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА
-Своевременность явки педагога на занятие.
-Готовность к началу занятия.
-Санитарное состояние группы и личная гигиена воспитанников.
-Организация группы воспитанников.
-Подробный анализ проверки домашнего задания//знаний с прошлого занятия
-Методы и приемы, используемые педагогом при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям.
-Ценность используемых методов и приемов проверки задания.
-Качество знаний воспитанников.
-Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков.
-Анализ поведения воспитанников на занятии.
-Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы:
*ясность и доступность изложения материала педагогом;
*используемые методы и их соответствие целям занятия.
-Анализ последнего этапа занятия:
*домашнее задание: как задается, объем;
*осуществление подведения итогов, оценка деятельности воспитанников;
*своевременность окончания занятия.
Уровни самоанализа занятия
Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью).
Оценочный- оценка соответствия результата деятельности намеченной цели и триединой задачи.
Методический- анализ с позиции существующих требований к образовательной деятельности.
Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов занятия (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).
«…На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику.
Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм.
Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без.»
(Борис Натанович Стругацкий)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.