В данной консультации предоставляется подробная информация об особенностях восприятия цвета детей дошкольного возраста в детском саду. Даны важные советы не только родителям, но и педагогам о важности формирования творческого начала у детей младшего дошкольного возраста. А так же как это нужно делать с профессиональной точки зрения.
Консультация для родителей
“ ОСОБЕННОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ”
Старшая группа
Воспитатель: Русакова
Н.В.
МАДОУ детский сад №3 «Светлячок»
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИНаука о цвете различает хроматические (красный, зеленый,
желтый и др.) и ахроматические цвета (белый, все оттенки серого,
черный). Рассмотрим основные характеристики цвета:
1. Свойства хроматических цветов. Они характеризуются и
отличаются друг от друга такими показателями как цветовой тон,
светлота, насыщенность.
а) Цветовой тон это свойство хроматических цветов, которое
имеется в виду, когда один из цветов называют красным, синим,
зеленым, желтым. Цветовых тонов существует гораздо больше, чем
названий для них. Например, все цвета между желтым и зеленым
обычно называют желтозелеными. В действительности же, между
желтым и зеленым существует целый ряд переходных оттенков,
каждый из которых имеет свой особый тон. Существует, так же,
много переходных оттенков между красным и оранжевым, голубым и
синим и т.д.
б) Светлота (яркость) зависит от количества падающей на глаз
световой энергии. В художественной практике термин «светлота»
заменяется иногда словом «светосила».
в) Насыщенность определяется степенью отличия данного цвета
от ахроматического цвета той же светлоты. Ахроматические цвета
(белый, серый и другие) характеризуются и отличаются друг от друга
только светлотой.
2. «Теплые» и «холодные» цвета, их свойства.
Цветовой круг, состоящий из семи основных цветов можно
разделить на две части. В одну часть войдут: красный, оранжевый,желтый и желтозеленые цвета. Во вторую: голубозеленый, голубой,
синий, фиолетовый. Цвета, которые входят в красно желтую часть
спектра, называются «теплыми», а цвета, лежащие в синефиолетовой
части спектра «холодными». Понятие о теплоте цвета, в известной
мере, относительно. Цвета, лежащие на границе перехода от одной
половины цвета к другой, могут быть отнесены либо к теплым, либо к
холодным, в зависимости от их тональности. Например, зелено
желтый цвет можно отнести к теплым, а зеленоголубой к холодным
и т.д. Каждый цвет спектрального круга имеет большое количество
оттенков, но не более 150 (большего количества глаз не различает).
Таким образом, возможно различение около 1050 оттенков (нюансов)
семи цветов спектра. «Теплые» насыщенные хроматические цвета
воспринимаются нашим глазом как выступающие вперед,
приближающиеся. «Холодные» цвета (синие) и ахроматические
(серые) и малонасыщенные цвета создают впечатление несколько
отступающих, удаляющихся. Не менее существенно соотношение
теплых и холодных цветов многоцветной композиции. Следует
учесть, что когда берется главный теплый цвет в качестве фона, а
холодный в качестве узора, то фон будет выступать вперед. Иногда
создается впечатление, что не узор расположен на фоне, а наоборот,
фон на узоре.
3. Контраст цветов это изменение светлоты тональности
или насыщенности, либо одновременно того, другого и третьего, в
зависимости от окружения, фона, от взаимодействия с другими
цветами. Например, на зеленом фоне красный цвет приобретаетфиолетовый оттенок (наиболее сильный контраст), желтый
становится более оранжевым, синий приобретает фиолетовый
оттенок, оранжевый красноватый. На красном фоне желтый и
синий приобретают зеленоватый оттенок, зеленый становится более
насыщенным, приобретая зеленоватый оттенок. Каждый цвет на фоне
своего дополнительного цвета приобретает большую насыщенность.
На фоне же своего цвета, но более насыщенного, он кажется менее
насыщенным.
Цвет в творческом процессе художника является одним из
ведущих художественных выразительных средств. Вопрос о красоте
цвета и его сочетаний давно привлекал к себе ученых и художников.
До сих пор, на протяжении ряда лет, одним из самых сложных и
неразработанных вопросов художественного воспитания является
вопрос: как отличить красивое от некрасивого? (Это относится, в
частности, и к цвету). Какие цвета или цветовые сочетания следует
считать красивыми, а какие некрасивыми, какие гармоничными и
какие дисгармоничными.
На этот вопрос нельзя ответить одной фразой, т.к. в каждом
конкретном случае цвет является носителем определенного
содержания.«Цветовая гармония» в произведениях искусства
понимается нами, как цветовой строй колорит произведения,
наиболее полно выражающий его идею и содержание. Это,
разумеется, и тонкое чувство цвета, и культура художественного
восприятия действительности. Художник и психолог Н. Н. Волков
считает, что любая попытка дать точное определение, рецепт«красоты», будет прямой попыткой «вульгаризировать чувство
красоты», но «... чувство красоты цвета можно и необходимо
развивать».Условно в художественной практике выделены
положения, которые объединяют разнообразие цветовых гармоний
примерно 3х категорий:
1) гармонии ахроматические (бесцветные);
2) гармонии хроматическо ахроматические;
3) гармонии хроматические, которые в свою очередь включают в
гармония
гармония контрастных;
♦
себя две основные группы:
♦
сближенных.
Впервые исследованию цвета была посвящена работа Е.
А. Флериной. Она считала, что формированию чувства цвета у детей
необходимо уделять большое внимание при обучении
изобразительной деятельности.
Работа с изобразительными
материалами и интерес к появлению новых сочетаний, увлекает
маленького ребенка. К 34 годам возникает потребность знать,
называть и различать 56 различных цветов. Основное внимание дети
обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета
производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок,
пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте
отношение детей к цвету неустойчиво.
В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу
и правильно воспринимать основные качества цветов. Без обучения
могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный,
зеленый, желтый и т. д. Названия цветов серый, голубой, розовый устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания.
Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей
представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют
представлениям о них детей. Вступая в дошкольный возраст, ребенок
владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве.
Глаз детей приучается сначала к простейшим, а затем к более
сложным цветосочетаниям.
Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим,
употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все
более точно оценивать их цвет. Период дошкольного детства
является периодом интенсивного сенсорного развития. Считая
проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной
в изобразительной деятельности, Е. А. Флерина отмечала, что дети
любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя
красками, маленький ребенок не столько занят цветовым
изображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет,
который его особенно привлекает.
Он пользуется цветом как выразительным средством (яркая
расцветка того, что особенно нравится, что он любит. Имея
представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого
цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные
или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на
называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда
детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такогоже цвета. Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу
подбирают только желтые объекты, а по красному красные и
оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по
голубому и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в
случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и
выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор
производится правильно, а по образцу малознакомого цвета
ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец,
дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают
как желтый.
После этого они отбирают желтые объекты, а остальные
отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в
затруднительное положение, так как у него нет представления об
оранжевом цвете,
Усложнение
продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно
и он использует желтый.
усваивает все новые и новые цвета.
Таким образом, вопросы формирования представлений о
цвете у детей дошкольного возраста широко представлены в истории
педагогики, в исследованиях по сенсорному воспитанию и методике
обучения детей изобразительной деятельности. На основе анализа
литературы можно сделать вывод о том, что формирование
представлений о цвете имеет большое значение для эмоционального
развития дошкольника.
Психологопедагогические исследования,
обращенные к
проблеме развития представлений о цвете у детей дошкольноговозраста, позволили выявить характер и особенности восприятия
цвета и цветовых сочетаний детьми 14 лет, определить пути
развития эстетического чувства у детей этого возраста.