Работу по формированию фонематических функций условно можно разделить на несколько этапов:
1. Узнавание и различение неречевых звуков, развитие слухового внимания.
2. Различение слов, близких по звуковому составу.
3.Различение звуков, фраз, одинаковых слов по силе, высоте и тембру голоса.
4. Дифференциация слогов и фонем.
5. Развитие навыков звукового анализа.
Звуковой анализ делится на элементарный и сложный.
Элементарный звуковой анализ это:
- выделение (узнавание) отдельных звуков на фоне слова;
- выделение первого ударного гласного;
- определение звука по качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)
Сложный звуковой анализ:
- вычленение первого или последнего звука из слова;
- определение места звука в слове;
- определение последовательности звуков в слове, их количество
6. Обучение правильному слогоделению.
Деление слов на слоги – сложная задача для ребенка. Можно использовать игровой прием «Позови слово». Для этого слово надо произнести так, как мы делаем, когда зовем кого – то: ма-ма, ко-шка, му-ха.Работу по формированию фонематических функций условно можно разделить на несколько этапов:
1. Узнавание и различение неречевых звуков, развитие слухового внимания.
2. Различение слов, близких по звуковому составу.
3.Различение звуков, фраз, одинаковых слов по силе, высоте и тембру голоса.
4. Дифференциация слогов и фонем.
5. Развитие навыков звукового анализа.
Звуковой анализ делится на элементарный и сложный.
Элементарный звуковой анализ это:
- выделение (узнавание) отдельных звуков на фоне слова;
- выделение первого ударного гласного;
- определение звука по качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)
Сложный звуковой анализ:
- вычленение первого или последнего звука из слова;
- определение места звука в слове;
- определение последовательности звуков в слове, их количество
6. Обучение правильному слогоделению.
Деление слов на слоги – сложная задача для ребенка. Можно использовать игровой прием «Позови слово». Для этого слово надо произнести так, как мы делаем, когда зовем кого – то: ма-ма, ко-шка, му-ха.
«Что бывает….? Какое бывает…?»
1.
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а
еще мягким может быть…" и подождите,
пока ребенок придумает свой вариант (хотя
бы один). Если малыш не продолжает вашу
фразу, закончите ее сами и предложите
аналогичную - с еще одним признаком:
любым другим или противоположным по
значению, если это возможно (в данном
случае: твердым бывает…)..
Или наоборот:
"Мячик может быть большим или
маленьким, красным, зеленым или желтым,
резиновым или пластмассовым. А еще… " и
так далее о других предметах или живых
существах.
"А может мячик быть одновременно мягким
и жестким? Или одновременно большим и
маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое?
Что бывает жидкое? Что бывает длинное?
Что бывает пушистое? Что бывает твердое?
Что бывает квадратное? Что бывает
ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно
по дороге в детский сад или на площадку,
сидя в машине или в очереди к врачу.
Предложите ребенку задавать вам
подобные задания. А вы время от времени
допускайте ошибки, чтобы понять,
насколько внимателен малыш или
насколько хорошо он понимает суть игры и
свойства предметов.
2.
«Что сначала, что потом»
Познакомьте ребенка с понятиями
«Что будет, если…»
Или, наоборот, "запутывайтесь",
произносите "неправильные" фразы, в
которых нарушена последовательность
действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а
потом помыть и почистить. И т.д.
3.
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет
мячик? Палка? Полотенце? Котенок?
Камень?" и так далее. Затем меняйтесь
ролями.
4.«Что можно делать с …? С чем можно
делать… ?»
Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять ,
отбивать его ногой, ракеткой, а еще…",
"Воду можно пить, ею можно умываться, в
ней можно плавать, а еще..." - ребенок
продолжает.
Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на
лестницу…
"Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте
меняться ролями - ребенок начинает, вы
продолжаете.
5.«Кто что делает?» .
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
Или называете два предмета или живых
существа. Ребенок должен назвать общее
для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
«Что внутри?»
«Угадай, кто это?»
«Что где? Кто где?»
6.
Сначала можно производить устный экскурс
по знакомым местам, например, по
комнатам своей квартиры: Что есть у нас на
кухне?
Где у нас стоит телевизор? И т.д. Потом
"отправиться" в путешествие. Мы идет
гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит
на ветке? Кто ползает в траве и так
далее…
7.
Взрослый называет предмет или место, а
ребенок в ответ называет что-то или кого-
то, что может быть внутри названного
предмета или места.
дом - стол, шкаф - свитер,
холодильник - кефир, тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство, кастрюля - суп,
дупло - белка, нора – лиса…
8.
Взрослый называет несколько слов,
описывающих то или иное животное.
Задача ребенка, как можно быстрее
угадать, о ком идет речь.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый,
длинноухий. (заяц)
«Больше, чем… Меньше, чем…»
9.
Взрослый ставит задачу:
"Я буду называть слово, а ты называешь
предмет или животное (до трех), которое
по размеру больше, чем я назвал."
Например, муравей - коробок, слон - дом,
мышка - кошка, карандаш - самовар. И так
далее.
Или наоборот.
10.
Взрослый для примера дает несколько
законченных заданий, потом делает паузу
там, где ждет ответа от ребенка.
"Стол - столы, кот - коты, сы дом - …., рот -
… и так далее".
Вариант: "Стол - много столов, нос - много
«Один – много»И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а
еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Чистоговорки
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так
далее.
Скороговорки
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.
- Карл украл у Клары кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
- На дворе трава,
на траве дрова.
На дворе трава,
на траве дрова.
- Кукушка кукушонку купила капюшон ,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
"сначала" и "потом" на наглядных
жизненных примерах, с помощью детских
книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих
слов, предложите ему продолжить фразы
типа:
-сначала чай наливают, потом пьют
-сначала человек ложится спать, потом
встает
-сначала самолет взлетает, потом…
-сначала птичка откладывает яичко,
потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем
смысл фраз должен быть проще, понятнее
ему.
Пальчиковые игры
Срока белобока - эта старинная игра,
однако, до сих пор популярна и любима
малышами.
(Водя пальцем по ладошке малыша)
Сорока-белобока, кашку варила
детей кормила
(трогая каждый пальчик в отдельности)
Этому дала, этому дала..
А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не
досталось
Пальчики-мальчики (поочередно загибая
каждый пальчик, начиная с мизинца)
Этот пальчик - в лес пошел
Этот пальчик - гриб нашел
Этот пальчик - леденец
Этот пальчик - огурец
Этот пальчик - много ест, оттого и молодец.
Прогулка (начинаем большим и
указательным по столу "шагая")
Раз, два, три, четыре, пять,
носов, дочь - много дочерей , …"
Сначала не старайтесь запутывать ребенка
- давайте слова, которые изменяются по
числам довольно похоже. Когда
натренируетесь, усложняйте задания.
Выдавайте слова в быстром темпе.
МБДОУ № 24 «КОСМОС»
В
помощь
родител
ямИгры для
развития
СловарногоМы пошли во двор гулять
Тут увидели собаку,
там увидели кота,
А потом пришла корова - разбежались кто-
куда.
(Используйте известные стишки, собирая по
одному пальчику в кулачок)
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для крота,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь, кто - куда!
И т.д.