В консультации для родителей - АУТОАГРЕССИЯ: ПОЧЕМУ ДЕТИ ВРЕДЯТ СЕБЕ, говорится о том, что если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.В консультации для родителей - АУТОАГРЕССИЯ: ПОЧЕМУ ДЕТИ ВРЕДЯТ СЕБЕ, говорится о том, что если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.
Психология для родителей.
АУТОАГРЕССИЯ: ПОЧЕМУ ДЕТИ ВРЕДЯТ СЕБЕ?
Если ребенок направляет агрессию на себя самого,
такое поведение называется аутоагрессией. Она
может проявляться как в словах (например, сын или
дочка ругает себя), так и в действиях битье головой
об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или
по ногам, кусание себя и т. д.
Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда
считают аутоагрессию своеобразной психологической
защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя
зависимым и потому не может нанести вред
обидчику, он направляет испытываемую агрессию
против себя. Почему? Потому что человек не может
никак не реагировать на экстремальную ситуацию.
Вспомните, у вас наверняка когданибудь возникало
желание постучаться головой о стену после выговора,
полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко
руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.
Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько
основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:
1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко
расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем
настроении.
2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости
благополучия собственного тела.
3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.
4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.
Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его
возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за
стремлением испытать боль.
От 0 до 3 лет
Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко
пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз
взрослых, таких как: «Будешь плеваться, отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее
всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится
потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы
увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье,
пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» начинает кусать
себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какоето другое действие.
1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, помогите ему. Переведите все в шутку:
«Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок
учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.
2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у
ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что
1конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение.
Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на
самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!
3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих
целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.
4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой,
обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на
милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное.
На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который
ослабляет действие адреналина.
от 4 до 6 лет
Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в
разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают
причинноследственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети
чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.
Например, если мама переживает изза неприятностей на работе и невпопад отвечает
на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому
многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.
Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников исследовательский интерес.
Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить
дошкольника бережно относиться к своему телу.
1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим,
если он когото обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.
2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери.
Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него чтото болит, имеются
синяки или ссадины.
3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или
раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться
делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.
4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он
будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за
провинности.
5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для
«чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам
его жидкостей и тканей.
6. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самыйсамый
любимый!
7. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно,
некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность
соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.
Материал был взят из журналов: Здоровье, Психология
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
2