Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
04.12.2017
Что же такое фонематический слух?
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!Что же такое фонематический слух?
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!
январь.doc
Консультация "Фонематический слух основа правильной речи ребёнка
дошкольника"
Что же такое фонематический слух?
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком
буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у
школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш изза
ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать
«Работу над ошибками»!
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического
слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы
написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение
состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной
последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический
слух.
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная
особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это
умение называется фонематическим слухом.
В отличии от звуковысотного (музыкального) слуха, направленного на
развитие звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает»
различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание,
обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и так далее.
Нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним
звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих
частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее.
Попробуем представить себе, как мы взрослые, изучаем иностранный
язык сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении
разных людей. Так же и у детей – они не всегда могут понять, что постоянно в
словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека.
Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и
изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к
тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, как в
начале, так и в конце и, что труднее всего в середине слова.
Некоторые сложности возникают у детей с логопедическими
недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в
дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо “дом” –
“том”); звук –[Р] на [Л] и обратно (вместо “три” – “тли”); звук [М] [Н] и
обратно; шипящие свистящими (вместо “здорово” “ждорово”) и другое.
В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по
звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка
основам грамотности.
Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит,
что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение
грамматических ошибок.
Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки.
Помогут в этом следующие несложные задания:
1. Предложите повторить за вами слоги: саша, шаса, саца, ачащ, рала, ша
жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение
проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог,
выполнить какоелибо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча,
называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по
смыслу.
Предложите ему выбрать нужную картинку (или повторить на слух): жуксук,
домсом, мискамышка, козакоса, лужалыжа.
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и
слуховой памяти.
Предложите ребенку повторять сходные слоги: тадата, кагага, пабаба,ма
нама. Повторять сходные слова: МашаДашакаша; теньдень; деньпень; лак
мак рак;жуклук суктук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение
фонематического слуха.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на
материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи.
Задания предлагаются в строгой последовательности, условно
подразделяясь на шесть этапов:
узнавание неречевых звуков;
различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков,
сочетаний слов и фраз;
различение слов, близких по звуковому составу;
различение слогов;
различение звуков;
анализ звукового состава слова.
Давайте же приступим к занятиям по развитию фонематического слуха
у Вашего малыша!
1 этап – узнавание неречевых звуков.
Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что
особенно важно для успешного развития фонематического восприятия
вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из
причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать
звуки, уметь их сравнивать.
Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом
этапе работы.
Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и
прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?». 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и
самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные
оттенки речи.
Игра «Далеко близко».
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно
послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и
как – когда далеко (тихо).
Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или
далеко мяукает котенок.
Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» «близко».
Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать
мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса
говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает
жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (ууу) далеко
(тихо) или близко (громко); какая дудочка играет – большая («уу
у»произносит низким голосом) или маленькая («ууу» произносит высоким
голосом); кто плачет – мальчик («ааа» низким голосом) или девочка («аа
а»высоким голосом).
Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп
речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем
темпе.
Игра «Угадай, как надо делать».
Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница
зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками
в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие
фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).
3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.
Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему
слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим
выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и
слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над
звуковой стороной слова.
Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого
малыша.
Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение:
«Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то
неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши».
Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра
интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.
Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому
составу. Постепенно переходя к более сложному.
Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что
развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению
словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.
В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
4 этап – различение слогов.
Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение
слогов хорошо брать звукоподражания.
Игра «Кто как кричит?» Взрослый выставляет картинки и говорит: «
Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».
Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а
малыш поднимает соответствующую картинку.
5 этап – различение звуков
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают
звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его
лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом,
ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки.
Начинать надо с различения гласных звуков.
Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки,
птички и объясняет: «Поезд гудит уууу; девочка плачет аааа; птичка поет
ииии». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает
соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
Игра «Прогулка на велосипедах».
Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим,
хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: ссс…(Дети
имитируют). Слышите, воздух шипит: шшш…».
Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы
должны сказать: «ссс», а если с изображением шины: «шшш».
Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж). 6 этап – анализ звукового состава слова.
Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как
элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это
выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из
слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится
к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение
последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в
процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет
навыками элементарного анализа звукового состава слова.
Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова:
Назови первый звук в слове Аист, Ира, Оля.
Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один,
два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько
кружков, сколько звуков произнес взрослый.
А в эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад
и домой, ожидая приёма у врача и пр.
«Первый звук». Нужно выделить голосом первый звук в словах (аааист, уу
ухо, оооблако, ииива).
«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое
последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось
предыдущее ( мяч – чемодан – нос – санки –игла –абрикос. И т.д.)
«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, липа, ель,
осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).
А также посуда, обувь, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные,
птицы, игрушки, инструменты…
«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и
подбирают к ним рифму.
«Скажи наоборот». Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь,
друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с
противоположным значением (антонимы).
«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок
подбирает к нему слово, подходящее по смыслу.
(Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.)
«Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его,
сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит,
сколько в слове частей. (Например: ма газин. В слове три части.)
«Что из чего?» Взрослый составляет словосочетания (существительное +
существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим
прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла –
стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы –
соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка).
Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»
Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»
Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»
Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»
Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.