Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»
Оценка 4.6

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
дефектология
Детсад
04.12.2017
Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»
Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!
январь.doc
Консультация "Фонематический слух ­ основа правильной речи ребёнка ­ дошкольника" Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика   показывает,   знание   букв   не   исключает   серьезных   затруднений   у школьников   при   обучении   грамоте.   Как   сильно   переживает   малыш   из­за ошибок,   исправленных   красной   ручкой   учительницы!   Как   скучно   делать «Работу над ошибками»! Основной   причиной   ошибок   является   нарушение   фонематического слуха,   т.е.   умения   различать   и   выделять   речевые   звуки.   Для   того   чтобы написать   правильно,   ребенку   необходимо   представлять,   что   предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.   Поэтому,   важно   развивать   у   ребенка   фонематический слух. Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом. В отличии от звуковысотного (музыкального) слуха, направленного на развитие   звуков   разной   высоты,   фонематический   слух   «обслуживает» различение   фонем   –   частичек   слова,   имеющих   смысловое   содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и так далее. Нужно   научиться   не   путать   между   собой   фонемы,   различающиеся   одним звуком, понимать  смысл  ударений  в  словах  и значение смыслообразующих частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее. Попробуем представить себе, как мы взрослые, изучаем иностранный язык ­ сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей – они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать   это   в  буквах.   В   дошкольном   возрасте   ребёнок   вполне   готов   к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего в середине слова. Некоторые   сложности   возникают   у   детей   с   логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо “дом” – “том”); звук –[Р] на [Л] и обратно (вместо “три” – “тли”); звук [М] ­ [Н] и обратно; шипящие свистящими (вместо “здорово” ­ “ждорово”) и другое. В   этом   случае   важно   сосредоточиться   на   специальных   упражнениях   по звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности. Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что   работа   по   развитию   фонематического   восприятия   готовит   детей   к овладению   правильным   произношением,   направлена   на   предупреждение грамматических ошибок. Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания: 1. Предложите повторить за вами слоги: са­ша, ша­са, са­ца, ач­ащ, ра­ла, ша­ жа.   Если   ребенок   неправильно   произносит   некоторые   звуки,   различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить   какое­либо   действие.   Например,   если   среди   слогов   са,   ца,   ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши. 2.  Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Предложите ему выбрать нужную картинку (или повторить на слух): жук­сук, дом­сом, миска­мышка, коза­коса, лужа­лыжа. 3.     Следующий   прием   позволит   выявить   степень   развития   внимания   и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та­да­та, ка­га­га, па­ба­ба,ма­ на­ма. Повторять сходные слова: Маша­Даша­каша; тень­день; день­пень; лак­ мак­ рак;жук­лук сук­тук. Затруднения   при   выполнении   заданий   указывают   на   снижение фонематического слуха. Работа   по   развитию   фонематического   восприятия   начинается   на материале   неречевых   звуков   и,   постепенно,   охватывает   все   звуки   речи.   Задания   предлагаются   в   строгой   последовательности,   условно подразделяясь на шесть этапов: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз; различение слов, близких по звуковому составу; различение слогов; различение звуков; анализ звукового состава слова. Давайте же приступим к занятиям по развитию фонематического слуха у Вашего малыша! 1 этап – узнавание неречевых звуков. Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно   важно   для   успешного   развития   фонематического   восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать. Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы. Предложите   малышу   послушать   звуки   за   окном:   «   Закрой   глазки   и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?». 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса. На   этом   этапе   необходимо   научить   ребенка   понимать   интонацию   речи   и самому   владеть   теми   средствами,   которыми   выражаются   эмоциональные оттенки речи. Игра «Далеко ­ близко». Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Взрослый   показывает   ребенку   игрушечного   котенка   и   просит   внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» ­ «близко». Дальнейшее  усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье,   ориентируясь   на   тембр   и   индивидуальные   особенности   голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок  должен мяукнуть, изображая страх. Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у­у­у) ­ далеко ­ (тихо)   или   близко­   (громко);   какая   дудочка   играет   –   большая   («у­у­ у»произносит низким голосом) или маленькая («у­у­у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а­а­а» низким голосом) или девочка («а­а­ а»высоким голосом). Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи.  Помогут   в   этом     игры   на   выполнение   движений   в   соответствующем темпе. Игра «Угадай, как надо делать». Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи: Капля раз, капля два, Капля медленно сперва  – Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять –  Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (руки над головой). 3 этап – различение слов, близких по слоговому составу. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову.   Малыш   к   концу   второго   года   жизни   становится   настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по  звучанию.  Он  вслушивается  в их сочетание,  наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Воспользуемся   природной   одаренностью   к     рифмованию   слов   каждого малыша. Игра «Не ошибись». Взрослый   показывает   картинку   и   громко,   четко   называет   изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем   произносит:   «Бумага   –   пумага   –   тумага   –   пумака   –   бумага».   Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее. Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному. Можно использовать  стихи для включения в них недостающего слова,  что развивает   в   детях   чувство   ритма   и   рифмы,   способствует   пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка. ­ В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). ­ Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки). 4 этап – различение слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания. Игра   «Кто   как   кричит?»   Взрослый   выставляет   картинки   и   говорит:   « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори». ­   Другой   вариант   игры:   картинки   у   ребенка.   Взрослый   называет   слоги,   а малыш поднимает соответствующую картинку. 5 этап – различение звуков В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется  фонемой (отсюда и «фонематический  слух»). Каждый   помнит   такую   характеристику,   как   согласные   и   гласные   звуки. Начинать надо с различения гласных звуков. ­ Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у­у­у­у; девочка плачет а­а­а­а; птичка поет и­и­и­и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков. Игра «Прогулка на велосипедах». ­ Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо   ли   накачены   шины.   Подкачаем   еще   насосом:   с­с­с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш­ш­ш…». ­ Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с­с­с», а если с изображением шины: «ш­ш­ш». Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж). 6 этап – анализ звукового состава слова. Термином   «фонематический   (звуковой)   анализ»   определяют   как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение   первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности   звуков   в   слове.   Сложные   формы   возникают   лишь   в процессе   обучения,   да   и   то,   только   после   того,   как   ребенок   овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова. Лучше   всего   дети   слышат   и   выделяют   ударный   гласный   в   начале   слова: Назови первый звук в слове Аист, Ира, Оля. Дать   ребенку   несколько   одинаковых   кружков.   Взрослый   произносит   один, два, три гласных  звука:  а,  ау, ауи.  Ребенок откладывает  на столе  столько кружков, сколько звуков произнес взрослый. А в эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр. «Первый звук». Нужно выделить голосом первый звук в словах (а­а­аист, у­у­ ухо, о­о­облако, и­и­ива). «Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее   слово   должно   начинаться   на   звук,   которым   закончилось предыдущее ( мяч – чемодан – нос – санки –игла –абрикос. И т.д.) «Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, липа, ель, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья). А также посуда, обувь, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, птицы, игрушки, инструменты… «Придумай   рифму».   Взрослый   и   ребёнок   поочерёдно   называют   слова   и подбирают к ним рифму. «Скажи наоборот». Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг,   горько,   смеяться   и   т.п.),   а   ребёнок   подбирает   к   ним   слова   с противоположным значением (антонимы). «Подбери   как   можно   больше   слов».   Взрослый   называет   глагол,   а   ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.) «Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма ­ га­зин. В слове три части.) «Что   из   чего?»   Взрослый   составляет   словосочетания   (существительное   + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным.   (Мяч   из   резины   –   резиновый   мяч,   стакан   из   стекла   – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка  из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка).

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»

Консультация для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2017