Консультация для родителей и педагогов «Игра в жизни ребенка», говорится о том, что как правило, участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности. Необычное свойство – уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая.Консультация для родителей и педагогов «Игра в жизни ребенка», говорится о том, что как правило, участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности. Необычное свойство – уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая.
Консультация для родителей и педагогов
«Игра в жизни ребенка»
Как правило, участие родителей в жизни детей проявляется через игру.
Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности. Необычное свойство –
уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая. Например, ребенок
восхищается умением взрослых строить песочные замки, но воспринимает как друга
только того, кто ожесточенно старается построить замок лучше, соревнуясь с
ребенком, так как этот взрослый принимает серьезность игры и участвует в ней с
тем, же интересом, что и ребенок.
Известно, что лучшим и проверенным средством формирования детской
личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка.
Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством
контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской
непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и
строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных
взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских
взаимоотношений.
Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и
содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре,
руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи
проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.
Особенно большой интерес для детей представляет ролевая игра. Она захватывает их
своим содержанием, мотивами и занимательностью сюжета. Такая игра при умелом
руководстве существенно изменяет характер поведения детей. Но что бы она
полностью оправдывала себя, необходимо выразить в игре красоту человеческих
отношений и систематизировать детские представления об окружающем. Дети
способны на интересную выдумку, сами вносят разнообразие в ту или иную игру.
Детская инициатива, если она поддержана и получает развитие, оказывает огромное
влияние на воспитание как личности одного ребенка, так и всего детского
коллектива.
Можно выделить такие типы игр:
Сенсомоторные игры: это действия, направленные на желание получить
интересные для ребенка ощущения такие игры преобладают в первые, 23 года жизни.
Примеры погремушки, звон какимилибо предметами друг о друга.
Сюжетные игры: это такие игры, направленные на совместные действия предмет
ребенок, которые описывают определенный сюжет, взятый как из реальной жизни,
так и из сказки, мультфильмов и т.п. Катать машины, кормить и укладывать спать
куклу – примеры таких игр. Чаще всего они развиваются в 34 года, однако не
исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.
Ролевые игры: в таких играх ребенок выбирает для себя определенную роль
человека в обществе и воспроизводит те модели поведения, которые, как он считает,ему подходит. Это могут быть, например, позиции, связанные с профессиями
(например, в игре в магазин), ролях солдат и т.п. Именно эти игры наиболее значимые
для ребенка в возрасте 46 лет.
Игры с правилами: они представляют собой созданные ситуации, которые не
имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди
действуют на основе заранее сформированных правил. Чаще всего это игры
состязания. К этой группе относятся, например, спортивные игры – футбол, хоккей
или волейбол, а также разнообразного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки и
т.п. Подобные игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но
сохраняются и дальше, к некоторым из них неравнодушно и до сих пор большинство
взрослых.
Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным,
стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например,
наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя
времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Оно
становится дисгармоничным например, ребенок очень хорошо умеет считать,
писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в
худшем случае у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут
возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.
Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с
принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития
ребенка.
Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка.
Внимание, память, мышление, воображение наиболее интенсивно активизируются,
развиваются у дошкольников именно в игре, а не в других видах деятельности. Игра
способствует преодолению эгоцентрима у ребенка, учит его отграничивать свою
точку зрения от чужой. Он обучается соотносить различные точки зрения, вставать
на позицию других людей.
Играя, дети учатся жить!
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Че Ро, 2005. – 240 с.
2. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить поразному, любить поразному.
Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. –
Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.
3. Ада Делла Торре Ошибки родителей. – Пер. с итал./Послесл. Ю. Азарова. – 2е
изд. – М.: Прогресс, 1993. – 136 с. с ил.4. Нравственное воспитание дошкольника. – под редакцией О.В. Регель, И.В.
Сисиновой. – изд. – «народная асвета». – Минск, 1970.
5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для
воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.