Информация для родителей. Цель - способствовать общению детей через разнообразные виды игр. Задачи: 1. Формировать у ребенка интерес к игре, желание участвовать в ней, коммуникативным умениям, как способам выражения друг к другу.
2. Развивать активность, самостоятельность детей.
3. Активизировать речь детей.
Игра - универсальный метод обучения, воспитания, отдыха.
АТААНАЛАР КОНСУЛЬТАЦИЯ
«АРАЛАШУ ЧАРАСЫ
БУЛАРАК УЕН»Игра как средство общения дошкольников
Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха.
Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной
деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия,
наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил
личности. Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает
нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним из
самых древних занятий людей. Наверное, с появлением человека у него родилась
потребность играть. Игра издревле считалось универсальным методом воспитания
и обучения. На протяжении длительного времени изучению понятия «игра»
посвящали свои работы многие исследователи: философы, педагоги, социологи.
Они рассматривали игру с разных позиций, во многих аспектах. Дать единственное,
правильное определение понятия игры весьма трудно, она слишком многогранна.
Первым это подметил Й. Хейзинга. Он установил, что в древнегреческом языке
было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра забава,
пустое развлечение), агон (поединок, соревнование). В санкрите он выделяет пять
значений игры: игра детей; игра шутка; игра представление, фокусы; игра, как ряд
случайных совпадений; игра как притворство. «Психологический словарь»
рассматривает понятие «игра» следующим образом: «Игра один из видов
деятельности человека и животных. Детская игра исторически возникающий вид
деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых
и отношений между ними и направленный на познание окружающей
действительности». Философы утверждают, что игра представляет собой особую
форму детской жизни, выработанную или созданную обществом для управления
развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя
творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом. Исследователи даннойпроблемы указывают на то обстоятельство, что в теоретической литературе игра
рассматривается следующем образом:
1.Игра представляет собой отношение личности к окружающему миру;
2.Игра рассматривается как особая деятельность ребенка, которая изменяется
и развертывается как его субъективная деятельность;
3.Игра представляет собой социально заданный ребенку и усвоенный им вид
деятельности(или отношение к миру);
4.Игра является деятельностью, в ходе которой происходит развитие психики
ребенка;
5.Игра определяется как социально — педагогическая форма детской жизни,
«детского общества».
Следовательно, все эти функции детской игры определяются ее
психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского,
С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. Интерес человека к игровой деятельности
постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все
необходимые для жизни навыки. Ребенку, который не доиграл в детстве, будет
труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый
жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой
деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре
происходит то самое главное, что дает нам игра это самосовершенствование,
стремление стать лучше. Исторически сложившись как средство приобщения
ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, передающимся
детям. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для
игры — игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты. Вообще,
сущность игры состоит в том, сто в ней важен не результат, а сам процесс. Процесс
переживаний, связанных с игровыми действиями. Д. Б. Эльконин считает, что
мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роли других людей и реализует
типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная
единица игры. Причем существенным моментом создания такой игровой ситуацииявляется перенос значений с одного предмета на другой. Таким образом, когда
ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком.
Следовательно, игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт,
свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над
даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
ситуацией,
Проанализировав все что выше сказано мною была разработана программа «Веселые
минутки» для детей дошкольного возраста, в ней учитываются психологические
В этом возрасте происходит интенсивное развитие
особенности детей.
познавательной и интеллектуальной сферы ребенка. Это наиболее благоприятный
период для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления
и воображения. Целью программы стало изучение возможности игры, как средство
формирования навыков общения детей дошкольного возраста. Для достижения цели
необходимо выполнить ряд задач: наполнить игровую деятельность детей
дошкольного возраста активнодеятельным и эмоционально комфортным
содержанием; выявить творческие возможности детей дошкольного возраста
посредством игр; сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для
активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; расширить
кругозор ребенка посредством игры; развить коммуникативные способности детей;
сформировать художественно — эстетический вкус детей дошкольного возраста.
Программа разработана в три этапа: Подготовительный этап, включает в себя
несколько задач: познакомить с разнообразием игр; раскрыть индивидуальность
каждого ребенка; развить основы коллективных отношений. И основная задача
воспитателя, на этом этапе, не объяснять как надо играть, а принимать позицию
партнера, играть вместе с ребенком. На данном этапе у детей дошкольного возраста
К концу
формируется позитивное отношение к игровой деятельности.
подготовительного этапа дети должны: знать и соблюдать при организации игр
«главные правила»; уметь выбрать среди участников игры «водящего», «голящего»
с помощью разнообразных считалок; принимать активное участие в игровой
деятельности; иметь навыки совместной, коллективной деятельности. Продолжатьработу по развитию личности в коллективе и формированию внутри коллективных
отношений продолжает общеразвивающий этап. Он также включает в себя
следующие задачи: обучать детей основным приемам проведения игры; реализовать
творческие возможности ребенка путем самостоятельного проведения игры под
руководством воспитателя. На данном этапе следует постепенно переходить
к более сложным способам игры, используя для этого особые формы игры
и развертывая сюжет. Игровая методика данного этапа направлена на пополнение
запаса игрового материала, овладения навыками проведения игры. К концу
общеразвивающего этапа дети должны: уметь быть участником и организатором
игр; проявлять фантазию и творчество; иметь навыки коллективной деятельности;
активно участвовать в различных формах социально культурной деятельности. И
заключительный этап программы: практикодейственный этап. Задачи этого этапа:
закрепить полученные знания, умения, навыки; создание творческого коллектива.
На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных
способностей, формированию художественно эстетических вкусов и нравственных
качеств воспитанников. Ребенок должен научится согласовывать игровые действия
с партнерами. Для этого следует приучать его пояснять смысл игровых действий.
В конце этого этапа дети должны уметь использовать многообразие игр
в предлагаемых обстоятельствах; принимать участие в игровых программах. Таким
образом, предмет игра является основным предметом программы «Веселые
минутки». В этой программе игру можно определить как вид деятельности детей,
способствующий их физическому и психическому развитию, эмоциональному
состоянию, сплочение коллектива. Для успешного решения поставленных
в программе педагогических задач требуется выполнения условий:
1. Организационные условия — проведения игровой деятельности с детьми
два раза в неделю;
2. Научнометодические условия — разработка планов работы на учебный
год, обеспечение методической литературой;3. Материально технические условия — спортивный зал, игровой
реквизит, музыкальный материал для оформления занятий;
4. Мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных
условий для проведения игр.
В последнее время в досуговой деятельности у дошкольников широкое
распространение получили театрализованные программы и конкурсы, которые
включают в себя комплексное использование различных типов игр: подвижных,
спортивных, игр аттракционов, игр конкурсов. Каждая игра имеет свои цели,
Игровые программы развивают у детей
задачи, сюжет, своих героев.
внимательность, стремление к победе, общительность, способность сопереживать,
способность предвидеть нестандартное решение. Поэтому были включены
в программу «Веселые минутки» ряд сценариев. Таким образом, игровая
деятельность развивает у детей чувство ритма, фантазию, чувство гармонии к себе
и к окружающему миру, учит владению своим эмоциональным состоянием, речью,
голосом и физическим телом. В данном случае программа «Веселые минутки»
воспитывает у детей, среднего дошкольного возраста, навыки коллективной
творческой деятельности, ответственное решение к результатам своей работы
и всего коллектива сверстников, тем самым адаптируя его к социокультурной
деятельности. И в заключении хотелось бы отметить, что игра в дошкольной сфере
занимает достаточно важное место. В игре ребенок развивается как личность, у него
формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть
практики.
успешность
социальной
его
//Юрьева Л. А. Игра как средство общения дошкольников // Молодой ученый. —
2014. — №10. — С. 461463.