Игра - это фантастический мир,
освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых,
мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого».
А.С. Спиваковская
Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
1
Консультация
«ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
«Игра это фантастический мир,
освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых,
мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого».
А.С. Спиваковская
Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников игровая. Именно
в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром,
развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок,
свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игровая деятельность:
другом;
пользования инициативной речью;
разговорной речи;
грамматического строя языка.
побуждает детей к общению друг с
способствует закреплению навыков
способствует совершенствованию
способствует обогащению словаря;
оказывает влияние на формирование
Уровень развития речи ребёнка, несомненно, говорит о его развитии. Чтобы речь
ребенка была правильной и богатой, нужно попутно развивать логику, память и мышление,
разговаривать с ребенком, читать книги, а также использовать игры на развитие связной
речи.
Игры
1. Разговариваем по телефону. Поскольку ребёнок, разговаривая по телефону, не
может собеседнику ничего показать жестом, увидеть его, это способствует развитию
устной речи. Договоритесь предварительно с собеседником о том, какие слова знает
хорошо малыш, на какие вопросы сможет ответить. Пусть сначала ребёнок отвечает
коротко «да» или «нет». Постепенно начинайте задавать более сложные вопросы. Сделайте
каждодневный разговор с бабушкой, дедушкой, тетей ритуалом.
2. Отвечаем на вопросы. Задавайте ребенку больше вопросов за день. Только не надо
его экзаменовать и перегружать вопросами в духе, какой домик большой или маленький,
какого цвета машина. Постарайтесь жить его интересами, интересоваться его проблемами.
Ваша задача – чтобы ребенок получал удовольствие от того, что он общается с вами,
сделать его оживленной, красочной. Пусть ребенок проявляет различные эмоции, а вы
восхищайтесь и искренне интересуйтесь его мыслями., мнением в отношении самых разных
вещей. Подключите к игре папу. Пусть ребёнок вечером расскажет отцу, где гулял, что ему2
понравилось, что он видел. Если речь ребенка затруднена, задавайте ему наводящие
вопросы. Играя в ролевые игры с машинами или солдатиками, спросите, что дальше будут
делать персонажи игры, куда поедут, во что оденутся, что будут кушать и тому подобное.
Развитие речи детей через игру приносит прекрасный результат. Главное, сделать этот
процесс интересным и увлекательным.
3. Что бывает…. Какое бывает… Описывайте с ребенком свойства знакомых
предметов. Например, начните фразу «Мягкой может быть подушка, а ещё хлеб, а что ещё
может быть мягким…». Пусть малыш придумает свой вариант. Если не получится,
закончите фразу сами. И попробуйте предложить другой вариант прилагательного. Ещё
один вариант: «Мячик может быть большим и маленьким, красным или синим, резиновым
или пластмассовым».
Предложите поговорить о других живых существах или предметах. Спросите, а
может мяч быть одновременно большим и маленьким, или красным и синим. В такую игру
можно играть по дороге в детский сад или сидя гденибудь в очереди. Попросите ребенка
задать вам задание, а вы умышленно допускайте ошибки. Так вы сможете проверить
малыша на внимательность.
4. Что сначала, что потом. С помощью игр с карточками, книг, познакомьте ребёнка
со словами «сначала» и «потом». Когда он станет понимать смысл этих слов, предложите
ему продолжить фразы: сначала наливают компот, потом пьют, сначала надевают кофту,
потом куртку и т.д. Дальше начните запутывать ребёнка, пусть он ищет ваши ошибки в
речи. Сначала морковку кладут в суп, потом моют и чистят и др. Меняйтесь с малышом
местами, он начинает фразу – вы заканчиваете.
5. Что будет, если… Очень простая, но развивающая устная игра как средство
развития речи. Вопрос задаёте вы – малыш отвечает. «Что будет, если мяч упадёт в лужу?»
Потом пусть он задаст вам подобный вопрос.
6. Что можно делать с … С чем можно делать… Вы говорите: «Мяч можно бить
ногой, катать, кидать, ронять, отбивать ракеткой, а ещё…», «Воду можно налить, в ней
можно купаться, а ещё…». Или так попробуйте: На стуле сидят, а на кровати лежат.
Печенье едят, а компот …. Суп варят, а котлеты …..
7. Кто что делает. Правило такое же, как и в других устных играх, ребёнок должен
ответить на вопросы. Начните так: Снег – тает, идёт, ….. Машина – гудит, едет …
Попробуйте назвать два предмета или живых существа, а малыш общее для них свойство. И
зайка, и лягушка – прыгают. И снег, и лёд – … Назовите одно действие, а ребёнок пусть
подберёт к нему предмет: Горит – огонь, звезда, печь и т.д. Спросите у ребёнка о какой
нибудь профессии или животном: Кто водит машину? Кто готовит еду? Кто носит орешки
в дупло? Придумывайте вместе с ребенком интересные детские игры для развития речи.
Спросите, в какую устную игру он хочет поиграть? Можно предложить такой вариант.
8. Что где? Кто где? Попробуйте вместе определить, что у вас находится в каждой
комнате. Что стоит у нас в зале? Где у нас находится холодильник? Ребёнок может
отвечать односложно – на кухне, в ванной комнате, или более развёрнуто – на кухне в
верхнем шкафу. Затем отправьтесь в путешествие на улицу или в лес. Кто сидит и
умывается у подъезда? Где птенец? Куда прыгает заяц?3
9. Что внутри? Родитель называет место или предмет, а ребёнок должен сказать что
внутри. Больница – врач Булочная – хлеб Магазин – продукты Шкаф – штаны.
10. Угадай, кто это? Взрослый называет прилагательные, относящиеся к
определённому животному, а ребёнок должен угадать. Злой, серый, голодный, зубастый.
(волк) Коротконогий, трудолюбивый, колючий, маленький. (ёж)
11. Больше, чем… Меньше, чем Вы называете предмет, а ребёнок должен назвать
животное или предмет больше или меньше загаданного. Например, стул – стол, мышка –
клетка.
12. Один – много… Начните задание сами, и замолчите, когда нужен будет ответ от
ребёнка. «Стул – стулья, кастрюля – кастрюли, собака – собаки, дочь – …, слон – …».
Сначала не сбивайте ребёнка. Когда у него начнёт хорошо получаться, увеличивайте темп.
13. Для детей, которые хорошо знают порядковый счёт, можно сыграть так: «Один
дом, два дома, три дома и т.д.». Потом попробуйте обратно: «Десять домов, девять
домов…..». Тематика для слов может быть разнообразна.
Главное, чтобы детские игры для развития речи приносили удовольствие
вам обоим, и тогда от них будет немалая польза!4