Этой проблемой давно занимаются психологи, педагоги такие как С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский. В своей работе используем пособия, рекомендации Р. Бунеев, А. Вахрушев, С. Гаврина, Е. Колесникова. Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений обучение детей связной речи, т. е. умению чётко, последовательно изложить свои мысли. Занимаясь с нашими детьми, пришли к выводу: надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Используя картины, иллюстрации на занятиях и в свободное время, помогающие детям составлять описательные рассказы о деревьях, овощах, фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных.
В распоряжении детей имеются крупные и мелкие «весёлые картинки», роль которых в развитии речи и мышления ребёнка огромна, а именно:
- картинки, на которых художники изображают несколько предметов, хитроумно расположив их один относительно другого (Догадайтесь, какие предметы на картинке и сколько их);
- картинки, на которых вперемешку изображены животные, птицы и их жильё (Покажи где их дом);
- картинки, на которых изображены два очень похожих сюжета или предмета (Найди отличия);
- в индивидуальной работе мы предметные картинки, предназначенные на группировку предметов.
Например, 3 гриба и корзинка – «Что лишнее»; автобус, трамвай, самолёт – «Что лишнее?»;
- картинки – загадки «Что изменилось» на сравнении.
Работая с детьми, всё более убеждаюсь, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиваться хороших результатов.
Картинки с последовательно развивающимся действием. Прежде всего, просим кого-то из детей выстроить картинки в правильной последовательности. Этим предоставляется возможность детям обсудить эту последовательность. Такой момент общения наиболее благоприятен для обработки таких речевых формул как: «Считаю, думаю, уверен, полагаю» объяснить свои действия.
После чего дети начинают припоминать и подсказывать, как можно в том, или ином случае обратиться к взрослому или сверстнику.
Утвердив последовательность, предлагаем ребёнку составить повествовательный рассказ по первой картинке. Заслушиваем рассказ. После выступления спрашиваем у детей, что ещё можно было бы включить в рассказ, чтобы он стал интереснее, содержательнее. Затем предлагаем другому ребёнку составить рассказ по второй картинке и т. д. В заключение кто-то из детей составит рассказ по всем картинкам темы.
Таким образом, с помощью наглядного материала, а именно картин, иллюстраций у детей развивается монологическая речь, умение связно, последовательно излагать свои мысли, что является основной задачей развития речи.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №18 «ЧЕБУРАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА
ОРЕХОВОЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА П.ВЕРЕЯ
Консультация для родителей
«Использование картин, иллюстраций как средство
речевого развития»
Воспитатель:
Сухова Ю.Н.
МБДОУ д\с №18 «Чебурашка»
2017 годП.Верея
Этой проблемой давно занимаются психологи, педагоги такие как С.
Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский. В своей работе
используем пособия, рекомендации Р. Бунеев, А. Вахрушев, С. Гаврина, Е.
Колесникова. Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных
учреждений обучение детей связной речи, т. е. умению чётко,
последовательно изложить свои мысли. Занимаясь с нашими детьми, пришли к
выводу: надо использовать способы, облегчающие процесс становления
связной речи, прежде всего наглядность. Используя картины, иллюстрации на
занятиях и в свободное время, помогающие детям составлять описательные
рассказы о деревьях, овощах, фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких
животных.
В распоряжении детей имеются крупные и мелкие «весёлые картинки», роль
которых в развитии речи и мышления ребёнка огромна, а именно:
картинки, на которых художники изображают несколько предметов,
хитроумно расположив их один относительно другого (Догадайтесь, какие
предметы на картинке и сколько их);
картинки, на которых вперемешку изображены животные, птицы и их жильё
(Покажи где их дом);
картинки, на которых изображены два очень похожих сюжета или предмета
(Найди отличия);
в индивидуальной работе мы предметные картинки, предназначенные на
группировку предметов.
Например, 3 гриба и корзинка – «Что лишнее»; автобус, трамвай, самолёт –
«Что лишнее?»;
картинки – загадки «Что изменилось» на сравнении.
Работая с детьми, всё более убеждаюсь, что использование наглядных
средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиваться
хороших результатов.
Картинки с последовательно развивающимся действием. Прежде всего,
просим когото из детей выстроить картинки в правильной
последовательности. Этим предоставляется возможность детям обсудить эту
последовательность. Такой момент общения наиболее благоприятен для
обработки таких речевых формул как: «Считаю, думаю, уверен, полагаю»
объяснить свои действия.После чего дети начинают припоминать и подсказывать, как можно в том, или
ином случае обратиться к взрослому или сверстнику.
Утвердив последовательность, предлагаем ребёнку составить
повествовательный рассказ по первой картинке. Заслушиваем рассказ. После
выступления спрашиваем у детей, что ещё можно было бы включить в рассказ,
чтобы он стал интереснее, содержательнее. Затем предлагаем другому
ребёнку составить рассказ по второй картинке и т. д. В заключение ктото из
детей составит рассказ по всем картинкам темы.
Таким образом, с помощью наглядного материала, а именно картин,
иллюстраций у детей развивается монологическая речь, умение связно,
последовательно излагать свои мысли, что является основной задачей
развития речи.