Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.Консультация для родителей "Не хочу!Не буду!Не надо!Я сам!(кризис 6-7 лет)
«Кризис 67 лет. Особенности проявления. Управление кризисом и положительное
ТЕМА:
развитие в нём»
Выполнила: Рябова
Мария Сергеевна
г.о.Коломна
2018
СОДЕРЖАНИЕ:
Что такое кризис 6 лет?
Психологические особенности
Рекомендации родителям как общаться с
ребенком во время кризиса
Ваш союзник — школа
Возраст 6 лет это старший
дошкольный возраст. Он является
очень важным возрастом в
развитии познавательной сферы
ребенка, интеллектуальной и
личностной
Возраст 6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной
Возрастные периоды отличаются относительностью,
условностью, усредненностью, но каждый конкретный
человек занимает свое место. При переходе от
одной ступени к другой могут возникать психологические
кризисы развития - особые периоды онтогенеза,
характеризующиеся психологическими изменениями.
Форма длительность, и острота протекания
кризисов - индивидуальны.
Сущность развития –
принципиальное отличие развития
от других изменений - наличие
не только количественных, но
и качественных
изменений, появление
новообразований - новых механизмов.
В О З Р А С Т Н А Я П Е Р И О
17-21 поздняя юность
15-17 ранняя юность
11-15 подростковый возраст
7-11 младший школьный возраст
3-7 дошкольный возраст
1-3 ранний возраст
0-1 младенчество
Д И З А Ц И Я
свыше 90 долгожители.
75-90 старческий возраст
60-75 пожилой возраст
35-60 2-й период зрелого возраста
21-35 1-й период зрелого возраста
Возрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов - индивидуальны.Сущность развития – принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но и качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов.
Основные психологические новообразования.
Личностное развитие в дошкольном возрасте.
Систематическая
картина
мира, природы и общества.
Ребёнок стремится
объяснить
и упорядочить окружающий
мир в воображении
Соподчинение
мотивов
( выделение
главных и
второстепенных
мотивов).
Иерархия мотивов
означает появление
волевого поведения.
Первичные
этические
инстанции ( усвоение
этических норм,
моральных чувств,
следование
идеальным
образцам во
взаимоотношениях
с другими людьми)
Самооценка,
в содержание которой
входят оценка собственных
умений выполнять
практическую деятельность
и моральных качеств,
выражающихся в подчинении
или неподчинении
правилам, принятым
в данной социальной
группе.
Произвольность
поведения
( подчинение
поступков
ориентирующему
образцу). Умение
осмысленно
ориентироваться
на позицию другого
человека.
Соподчинение мотивов ( выделение главных и второстепенных мотивов). Иерархия мотивов означает появлениеволевого поведения.Самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств,выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе.Первичные этические инстанции ( усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми)Произвольность поведения ( подчинение поступков ориентирующему образцу). Умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека.Систематическая картина мира, природы и общества.Ребёнок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир в воображении
греческого
krineo,
буквально
означает
Кризис,
«разделение дорог»
от
В китайском языке слово «кризис» состоит из двух
иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой –
«возможность».
Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок
чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само
понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия
какогото решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Особенности кризисов
1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от сложных возрастов, в высшей степени
неотчетливы. Кризис возникает незаметно – трудно определить момент его наступления и
окончания.
2. Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого
возрастного периода.
3. Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживает
трудновоспитуемость. Происходит острый конфликт с окружающими, внутренний
конфликт. Но это происходит не обязательно.
4. Кризис является негативным фактором развития. На первый план выдвигаются
процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на
предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок в критические
периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде опыта.
Особенности кризисов
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ –
это особые,
относительно недолгие периоды в жизни человека,
характеризующиеся
психическими
изменениями.
резкими
Это нормальные процессы, необходимые для
нормального
личностного
развития.
постепенного
хода
В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВЫДЕЛЯЮТ
СЛЕДУЮЩИЕ ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ:
Кризис 1 года
Кризис 3 лет «Я сам»
Кризис 1112 лет
Переход в подростковый возраст
Кризис 67 лет
Ребенок идет в школу
Кризис 1415 лет
Подростковый возраст
Кризис 17 лет
Юношеский возраст
Кризис 1 годаКризис 3 лет «Я сам»Кризис 67 лет Ребенок идет в школуКризис 1415 летПодростковый возрастКризис 1112 летПереход в подростковый возрастКризис 17 летЮношеский возраст
КРИЗИС 67 ЛЕТ
РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ
СИМПТОМЫ
Кривляние
Манерность
Непослушание
КРИЗИС 67 ЛЕТРЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ МанерностьСИМПТОМЫ
Потеря детской
непосредственности:
между желанием и
действием вклинивается
переживание того,
какое значение это
будет иметь
для самого ребёнка
Симптомы кризиса
Манерничанье: ребёнок
чтото из себя строит,
чтото уже скрывает
(уже душа закрыта)
Симптом «горькой
конфеты»:
ребёнку плохо.
Но он старается
этого не показывать.
Возникают трудности
воспитания: ребёнок
начинает замыкаться и
становится
неуправляемым
Другие поведенческие характеристики:
возникновение паузы между обращением к ребёнку и его
ответной реакцией;
появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости
выполнить родительскую просьбу или отсрочивание её
выполнения;
и обязанностей;
форме;
Позитивные проявления:
Заинтересованность в общении со взрослым и
внесение в него новых тем;
Самостоятельность в занятияххобби и в
выполнении отдельных обязанностей, взятых
на себя по собственному решению;
Рассудительность.
непослушание как отказ от выполнения привычных дел
хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой
демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры;
обострённое внимание к своему внешнему облику и
одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький.
Другие поведенческие характеристики:возникновение паузы между обращением к ребёнку и его ответной реакцией;появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание её выполнения;непослушание как отказ от выполнения привычных дел и обязанностей;хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме;демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры;обострённое внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький. Позитивные проявления:Заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем;Самостоятельность в занятияххобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению; Рассудительность.
Появляется новый уровень
самосознания – осознание себя не
только как мальчика, сына, партнера
по игре, как друга, ученика и
одноклассника. Осознание своего
социального Я, то есть себя в обществе.
Появляется новый уровень самосознания – осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, как друга, ученика и одноклассника. Осознание своего социального Я, то есть себя в обществе.
Формирующаяся личность ребенка
приобретает внутреннюю позицию,
которая сохраняется на всю жизнь и
определяет поведение человека, его
деятельность, а также его отношение к
окружению и самому себе.
Формирующаяся личность ребенка приобретает внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе.
Главное психическое
новообразование, к которому
приводит кризис 67 лет –
способность и потребность в
социальном
функционировании. Ребенок
стремится получить
определенную социальную
позицию школьника
Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис 67 лет – способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремится получить определенную социальную позицию школьника
У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти
особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что
детская непосредственность утрачивается. В данный период
также возникает осмысленность в собственных переживаниях.
Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют
собственные переживания. Ребенок понимает, что они
принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него
смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием –
обобщением переживания, т. е. меняется отношение ребенка к
окружающему миру.
У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием – обобщением переживания, т. е. меняется отношение ребенка к окружающему миру.
В 6 лет ребенок как губка
впитывает всю познавательную
информацию.
В 6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Малышей смущают потребности в том, чтобы занять новое,
более "взрослое" положение в жизни и выполнять работу,
важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как
ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть
и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия
спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.
Появляется новый уровень самосознания осознание себя не
только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга,
ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание
своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как
он общается с окружающими и как они общаются с ним.
Формирующаяся личность 7летнего малыша приобретает так
называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю
жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а
также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя
позиция формируется в зависимости от того, каков сам
ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это
окружение.
Малышей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.Появляется новый уровень самосознания осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.Формирующаяся личность 7летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.
Многие дети не хотят идти в школу. Почему?
Дети не хотят учиться, потому что боятся
трудностей. А откуда они узнали, что в школе
трудно? Из разговоров родителей: "Какую школу
выбрать? Сколько там учат иностранных языков? Есть
ли там программирование, логика? Нет?! Тогда мы в
такую школу не пойдём."
Дети не хотят учиться, так как уже знают, "что это
такое". "Можно привести моего 6 летнего сына к вам
на консультацию?" "А какая у вас проблема?" "Он
не хочет делать домашнее задание!" "?"
Многие дети уже в детском саду начинают достаточно
серьёзно учиться. Таким образом, мотив "хочу
научиться читать и писать" у них уже частично
удовлетворяется. Но всему своё время. Потому, что
учёба
(а не игра) как ведущая деятельность
характерна для семилетки только теоретически. На
протяжении всего периода младшей школы учёба
только пытается стать для ребёнка другом.
В 7 летнем возрасте уже нельзя в сложных ситуациях
переключать внимание малыша и навязывать ему своё
мнение. Помните, что семилетнему ребёнку
необходимо идентифицировать себя с авторитетным
взрослым. Для мальчика это папа, дедушка, старший
брат; для девочки мама, бабушка, старшая сестра.
В 7 летнем возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Помните, что семилетнему ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это папа, дедушка, старший брат; для девочки мама, бабушка, старшая сестра.
Для многих детей это ещё и первая учительница:
"Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!" В
таких ситуациях родителям обижаться не следует.
Если поощрять и поддерживать стремление малыша к
новому, более "взрослому" положение в жизни,
возрастной кризис у ребёнка может не проявиться
вообще в жизни, возрастной кризис у ребёнка может
не проявиться вообще.
Для многих детей это ещё и первая учительница: "Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!" В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более "взрослому" положение в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Поощряйте
самостоятельность и
активность ребенка,
предоставьте ему
возможность действовать
самостоятельно.
Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Постарайтесь взять на
себя роль друга и
советчика, а не строгого
воспитателя. Помогайте
ребенку в сложных для
него ситуациях.
Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Привлекайте ребенка к
обсуждению различных
«взрослых» проблем.
Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Поинтересуйтесь его мнением по
обсуждаемому вопросу, внимательно
зерно.
выслушайте его, прежде чем
критиковать. Возможно, в том, что
говорит ребенок, есть рациональное
Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Дайте ему возможность высказаться
и тактично поправьте, если он в чем
то ошибается.
Будьте готовы принять точку зрения
малыша и согласиться с ним. Это не
нанесет ущерба вашему авторитету,
зато укрепит в ребенке чувство
самоуважения.
Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чемто ошибается. Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Будьте рядом с ребенком,
покажите, что вы понимаете
и цените его, уважаете его
достижения и можете
помочь в случае неудачи.
Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Покажите ребенку способ
достижения желаемого и не
забудьте похвалить его в
случае успеха.
Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Отвечайте на вопросы
ребенка. Не отмахивайтесь от
вопросов малыша, даже если
вы неоднократно отвечали на
них. Возраст 6 – 7 лет это
возраст почемучек.
Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет это возраст почемучек.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Будьте последовательны в
своих требованиях. Если вы
чтото не разрешаете ребенку,
то стойте на своем до конца.
Иначе, слезы и истерики
станут для него удобным и
привычным способом
настоять на своем мнении.
Следите за тем, чтобы все
окружающие предъявляли к
ребенку одинаковые
требования. В противном
случае то, что не разрешают
папа с мамой, будет очень
легко выпросить у бабушки
или дедушки и тогда все
усилия пойдут насмарку.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Подавайте ребенку пример
«взрослого» поведения. Не
демонстрируйте при нем
обиду и раздражение,
недовольство другим
человеком.
«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 67 ЛЕТ»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Соблюдайте культуру
диалога. Помните, что ваш
малыш в общении во всем
подражает вам, и в его
поведении вы можете
увидеть зеркальное
отражение своих привычек и
способов общения.