Консультация для родителей на тему: «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».
Оценка 4.8

Консультация для родителей на тему: «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
Детсад
26.04.2018
Консультация для родителей  на тему:   «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».
• Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. • Игра вызывает качественные изменения в психике дошкольника, которые обуславливаются психологическими особенностями игры
игра.doc
Консультация для родителей  на тему:  «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».                                                  Провела: педагог­психолог • Игрушка   возникает   в   истории   человечества   как   средство   подготовки   ребенка   к   жизни   в современной ему системе общественных отношений. Игрушка ­ предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. • Игрушка   ­   неизменный   спутник  ребёнка   с   самого   рождения.   Еще   в   младенчестве   ребенок получает   погремушки,   которые   определяют   содержание   его   поведенческой   активности,   его манипулирования.   В   раннем   возрасте   ребенок   получает   так   называемые   автодидактические игрушки   (матрешки,   пирамидки   и   др.),   которые   несут   в   себе   условия   развития   ручных   и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета. • В   этом   же   возрасте   он   получает   множество   игрушек   ­   заместителей   реальных   предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и других. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. • Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном   этапе   развития   человечества.   Уменьшенные   лук   и   стрелы,   бумеранги,   ножи   и прочее   имели   у   древних   народов   особое   назначение.   Они   обучали   ребенка,   готовящегося   к будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время эти предметы превращены в своеобразные   игрушки,   которые,   с   одной   стороны,   как   бы   сохраняют   функцию   предмета­ прародителя (лук пускает стрелу; стрела летит и попадает в цель; нож режет и так далее), но, с другой стороны, они уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара; игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы избежать несчастных случаев; игрушечный нож не имеет острого лезвия). • Игрушки  ­  копии  реальных   орудий  имеют  совершенно  иные  функции,   чем  сами   орудия.  Они служат   для   развития   у   ребенка   не   частных   профессиональных   качеств,   а   некоторых   общих качеств, например, меткости, ловкости.  Те же функции исполняют игрушки, происшедшие  из ритуальных предметов (например, мяч и др.). • Игрушки   ­   копии   предметов,   существующих   в   быту   взрослых,   приобщают   ребенка   к   этим предметам   тем,   что   ребенок   познает   их   функциональное   назначение,   что   помогает   ему психологически войти в мир постоянных вещей. • Помимо   игрушек,   созданных   специально   для   детской   игры,   в   качестве   игрушек   часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов. • Большинство из перечисленных предметов может быть использовано по­разному в зависимости от сюжета игры и ситуативных задач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные. Они, выступая   в   качестве   заместителей   многих   предметов,   помогают   ребенку   уже   в   трехлетнем возрасте овладеть действиями замещения. Если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной за ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией и затрудняется использовать этот   предмет   по   другому   назначению,   то,   получая   полифункциональный   предмет,   он   легко использует его в качестве множества других предметов, которые он замещает. • Особое место среди игрушек занимают  куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это, прежде всего, подражательные   действия,   а   не   изображение   отношений   взрослых.   В   дальнейшем   взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок   учится   покровительствовать,   проявлять   заботу,   сопереживать   игрушке   во   всех   ее кукольных   перипетиях,   которые   ребенок   сам   создает   в   своем   воображении   на   основе собственного опыта. Ребенок, играя с куклой  или  игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. • Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет себя» исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка ­ заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла.  Поэтому  потребность  в  такой   игрушке  возникает  у  каждого   дошкольника  ­  не  только   у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок.  Кукла или мягкая игрушка ­ партнер в общении  во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые   отношения   со   своей   куклой   или   зверюшкой,   он   по­своему   привязывается   к   игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. • Большое   влияние   на   эмоциональное   отношение   к   игрушке   оказывает   фактура   материала,   из которого она сделана. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать по отношению к игрушечной зверюшке радость, доброжелательность, сочувствие. • Наблюдения   показывают,   что   ребята   очень   любят   играть   с   мягкой   игрушкой.   Сажают   такую игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра фильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательно берут с собой мишек, собачек, котят, хотя у них есть и другие игрушки. • Важное значение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное   соотношение   пропорций   игрушки   вызывает   покровительственное   отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза ­ такой облик игрушки вызывает у ребенка прилив нежных чувств. • Куклы ­ копии  человека имеют разное предназначение в игре. У традиционной «прекрасной» куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. «Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки. • У   характерной   куклы   (это   кукла­мальчик   или   кукла­девочка)   выражены   определенные человеческие   качества   ­   наивность,   глупость,   озорство   и   т.д.   Эти   куклы   несут   в   себе характерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета. Этих кукол любят все дети. • Куклы ­ герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т.д. ­ также характерны по своей внешности   (Петрушка,   Винни­Пух,   Незнайка   и   др.),   но   они   несут   в   себе   заданность   образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения. Например, Красная Шапочка, Карлсон, обезьянка Анфиса всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Волк, Бармалей   ­   плохие,   злые,   несправедливые   и   лживые.   Интересно,   что   в   самих   сказках положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем   им   приписывает,   а   отрицательные   герои   не   имеют   большого   набора   негативных   черт. Благодаря   тому,   что   куклы   ­   герои   сказок   несут   в   себе   эталонность   нравственного   облика, ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями   межличностных   отношений.   Характерные   куклы,   куклы   ­   герои   мультфильмов любимы   не   только   девочками,   но   и   мальчиками.   Любимая   игрушка   учит   ребенка   доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми. Заключение • Дошкольный   возраст  является   уникальным   и   решающим   периодом   развития   ребёнка,   когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение,   творчество,   общая   инициативность.   Однако   все   эти   важнейшие   качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника ­ в игре. • Игра   вызывает   качественные   изменения   в   психике   дошкольника,   которые   обуславливаются психологическими особенностями игры • Игра   способствует   интеллектуальному   развитию   ребенка.   В   игре   ребенок   действует   с заместителями предметов ­ это заставляет его мыслить абстрактно. • Способствует также игра и развитию речи дошкольника.  Если  ребенок будет не в состоянии внятно и понятно для окружающих высказать мысль, то не сможет договориться с окружающими о правилах и условиях игры. • Игра, как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в игре возникает  осознание своего места среди людей  («Я еще ребенок!») и потребность стать взрослым. • В сюжетно­ролевой игре дети моделируют на себя жизнь взрослых людей и отношения между ними.   В   условиях   таких   игр   дети   лучше   сосредоточиваются   и   больше   запоминают,   чем   по прямому заданию взрослого. Сознательная цель ­ сосредоточиться, запомнить что­то, сдержать импульсивное движение ­ раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Ребенок   хочет   действовать   правильно   ­   как   взрослый.   И   под   влиянием   этого   желания   он действительно   начинает   действовать   ­   так,   как   будто   он   взрослый.   Действия   «понарошку» (условные   и   обобщенные)   позволяют   малышу   улавливать   смысл   реального   действия   и эмоционально   его   переживать.   Эмоциональное   переживание   предшествует   интеллектуальному пониманию действительной сути взрослых занятий. • • Сначала ребенок должен захотеть что­то делать, открыть для себя в этом собственный, личный смысл,   и   лишь   затем,   на   этой   основе,   он   способен   овладевать   техническими   приемами   и конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь  затем (и  на  их  основе) техническая  сторона  действий.  Это важный   закон  психического развития. В дошкольном возрасте этот смысл, то есть желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется у ребенка в ролевой игре. • Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок   сам,   добровольно   подчиняется   определённым   правилам,   причём   именно   выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.   Поэтому   игра   ­   это   практически   единственная   область,   где   дошкольник   может проявить свою инициативу и творческую активность. • И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают,   и   (наверное,   это   главное)   хотеть   действовать   правильно.   Отношение   современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки­матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают   соотносить   своё   поведение   и   свои   желания   с   образом   идеального   взрослого   или образом правильного поведения. • Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Тем самым ребёнок становится частью общества, учится быть самостоятельным и учитывать желания других детей. Анкета для изучения особенностей выбора родителями игрушки для ребенка. 1. Укажите возраст Вашего ребенка: а) от двух лет до трех; б) от трех лет  до четырёх лет; в) от четырёх    до пяти; г) от пяти до семи. Приложение    а)   кукле   Барби;   б)   традиционной   красивой   кукле. 2. Укажите пол Вашего ребёнка а) женский; б) мужской 3. Укажите, на что Вы обращаете своё внимание при покупке игрушек в первую очередь, во вторую, в третью   и   т.д.   Около   соответствующих     вариантов   ответов   поставьте   цифры,   обозначающие очередность Вашего выбора (1, 2, 3, и т.д.): а) на её качество; б) на цену; в) внешний вид (цвет, форма, величина); г) развивающее влияние; д) соответствие возрасту, полу; е) страну производитель. 4.Перечислите игрушки, которые нравятся Вашему ребёнку больше остальных.______________ __________________________________________________________________________________ 5. Укажите, какие развивающие игрушки Вы покупаете своему ребенку._____________________ ___________________________________________________________________________________    6. Укажите игрушки, которые Вы никогда бы не купили своему ребёнку. Почему?___________ __________________________________________________________________________________ 7. Перед Вами кукла Барби и традиционная красивая кукла. Какой из них Вы отдадите предпочтение при   покупке:   Почему? __________________________________________________________________________________ 8.   Где   Вы   предпочитаете   покупать   игрушки?   а)   в   магазине;   б)   на   рынке;   Почему? ___________________________________________________________________________________ 9.   Как   Вы   считаете,   какое   влияние   может   оказывать   игрушка   на   развитие   ребёнка? ___________________________________________________________________________________ 10. Покупаете ли Вы своему ребёнку военные игрушки? Если «Да», то назовите, какие из них?:  а) танки; б) самолеты;  в) машины; г) пистолеты; д) солдатики;  е) сабли; ж) набор полицейского (наручники, дубинку); з) набор спецназовца (бронежилет, автомат и т.п.).  В противном случае напишите слово « Нет» 11. Какое, по вашему мнению, влияние оказывают на личность ребёнка игры с военными игрушками? ________________________________________________________________________ 12.Можно ли воспитать у мальчика мужественность и смелость без игрушечного оружия:  а) да (если «да», то укажите, каким образом)______________________________________; б) нет. 13. Какие игрушки Вы предпочитаете покупать своему ребёнку: а) отечественного производства; б) импортного. 14. Какие требования к безопасности игрушки Вы предъявляете? ___________________________________________________________________________________ 15. Спрашиваете ли Вы у продавца сертификат качества на выбранную Вами игрушку: а) да; б) нет. 16. Есть ли у Вашего ребёнка игрушки – герои современных мультиков? Если «да», то укажите какие:______________________________________________________________________________ а) телепузик; б) покемон; в) черепашка Ниндзя; г) Бэтмен; д) Человек – паук; е) робот; ж) сейлормун; з) другие (допишите). Если таких игрушек нет, то напишите одно слово «нет». 17. Если ли в игротеке Вашего ребёнка музыкальные игрушки; а) да; б) нет. Если «да», назовите какие ___________________________________________________________________________________ 18.Какие игрушки, способствующие физическому развитию, есть у Вашего ребёнка? __________________________________________________________________________________ 19.   Наблюдали   ли   Вы   случаи   проявления   агрессивности   со   стороны   ребёнка   по   отношению   к игрушке? Если «да», то назовите обстоятельства, при которых это произошло: а) у ребёнка было плохое настроение; б) после того, как его наказали; в) после ссоры с друзьями; г) во время сюжетно ­ ролевой игры; д) он воспроизводил действия, соответствующие образу игрушки.   Благодарим за ответ.

Консультация для родителей на тему: «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей  на тему:   «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей на тему: «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей  на тему:   «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей на тему: «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей  на тему:   «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей на тему: «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей  на тему:   «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей на тему: «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей  на тему:   «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей на тему: «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей  на тему:   «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей на тему: «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».

Консультация для родителей  на тему:   «Психологические особенности игры как средства психического развития ребёнка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018