Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"
Оценка 4.6

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
Междисциплинарный 4
7 кл—11 кл +1
06.04.2019
Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"
Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения. Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре. Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.
Консультация 2_Семья и социализация ребенка.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл. Гостиница для обучающихся Роль семьи в процессе социализации личности Консультация для родителей Дата проведения ________________ Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения. Социализация –   это   процесс,   посредством   которого   ребенок   усваивает   поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов;   в   руководстве   социальным   поведением;   в   передаче   ценностей,   веры   и   норм, свойственных данной культуре. Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить. Ведущим   социальным   институтом   для   социализации   личности   ребёнка   является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений,   первая   социализация   личности.   И   если   в   основу   классификации   семьи положить   социализацию   личности,   то   можно   выделить   три   основных   ее   типа:   семья традиционная, семья государственная, семья персонифицированная. В традиционной семье вся организация воспитания молодого поколения построена на традициях патриархальности. Такая семья готовит своих детей для жизни в каком­либо коллективе   или   родовой   общине   под   началом   главы   семейства.   Жизнь   в   коллективе традиционной   семьи   приучает   воспитанников   к   коллективной   общественной   жизни,   к полному подчинению и зависимости от старших членов семьи. В такой семье формируется потребительское отношение к жизни, главное условие проживания в ней ­ опора не на себя, а на семейные связи, на семейный клан, род и т.п. Индивидуальность членов семейного рода подавляется, а их жизнь оказывается регламентированной. Осуждать   или   одобрять  отношения   в   традиционной   семье   никто   не  вправе.   Надо только, чтобы у людей всех национальностей и вероисповеданий была возможность выбора: жить, исходя из традиций семьи, или что­то менять. Как правило, молодые поколения в традиционных семьях приучаются жить так, как жили их отцы, прадеды испокон веков. Заслуги   личности   делаются   заслугой   всей   семейной   группы,   а   за   проступки   личности отвечает коллектив, то есть все члены семьи несут коллективную ответственность. В государственном типе семьи молодое поколение полагается не на семейный род или общину, а на государство. Вся жизнь устроена так, чтобы готовить молодежь к карьере. Главное   ­   заниматься   той   деятельностью,   которая   необходима   государству.   В государственном типе семьи детей учат не тому, что им нужно будет в реальной жизни, а тому, на что имеется социальный заказ. Задача обучения в этом случае состоит в том, чтобы   "сдать   экзамен",   "получить   диплом",   "теплое   место",   но   не   овладеть профессиональными   знаниями,   умениями   и   навыками.   В   итоге   из   лона   семьи   формалисты, выходят циники,   с   невежды, неустойчивыми   взглядами,   не   приученные   к   повиновению   авторитетам   и самостоятельному,   ответственному   поведению. Общество,   где   живут   эти   люди,   ­   люди   поверхностные,   бюрократы, бюрократическое,   с   широко   развитым   аппаратом   государственной   власти.   Управляют таким обществом чиновники. Общественный   строй,   основанный   на   государственном   типе   семьи,   крайне неустойчив. Члены такой семьи подвержены политическим страстям, они радикальны и революционны. Такой тип семьи имеют большинство стран Западной и Восточной Европы, например, Германия, Россия, Франция. В   персонифицированных   семьях родители   стараются   выработать   у   детей самостоятельность,   как   можно   раньше   отдалить   их   от   себя,   сделать   независимыми. Родители во взаимодействии с детьми используют позицию "рядом", то есть признают их права,   держатся   с   ними   на   равных   и   требуют   от   них   выполнения   обязанностей.   Для родителей детство их детей не есть подготовка к жизни, а есть сама жизнь. В этом случае воспитанники   не   повторяют   путь   родителей,   а   выбирают   свой.   Для   такой   жизни необходимо здоровье и жизненный опыт, поэтому в персонифицированных семьях детей с ранних лет приучают  к физическим  упражнениям и физическому труду. Такой подход обеспечивает не только здоровье и самостоятельность ребенка, но и овладение им широким социальным опытом. С другой стороны, такой независимый подход к ребенку обеспечивает ему достаточную свободу и одновременно требует изменения всего содержания обучения. Образование должно быть рациональным, обеспечивать молодое поколение суммой знаний, умений и навыков, которые понадобятся ему в жизни. Итак,   из   персонифицированных   семей   выходят   свободолюбивые,   энергичные, творческие личности. А народ, в среде которого указанный тип преобладает, становится самоуправляемым,   законопослушным.   Здесь   торжествует   демократия,   права   и   свободы личности не нарушаются, а государство исполняет волю народа: не народ для государства, а государство для народа! Персонифицированная семья является основой для процветания и   благополучия   всего   общества   и   социального   строя.   Такие   семьи   есть   в   каждом цивилизованном   государстве Западной   Европы, Северной   Америки,   Азии,   Австралии. Конечно, нельзя категорично утверждать, что существуют все три типа семьи. Здесь можно говорить о преобладающих тенденциях развития какого­то одного типа семей в отдельно взятых странах. В современной психологии существуют различные подходы к классификации стилей и типов семейного воспитания. Стиль семейного воспитания и принятые в семье ценности играют очень значительгую роль в процессе становления самооценки школьника. Поэтому родителям   необходимо   грамотно   воспитывать   ребенка,   чтобы   вырастить   полноценного члена  общества,   не   нанести   ребенку   тяжелой   психологической   травмы,   которая   может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания: Безнадзорность,   бесконтрольность   –   встречается,   когда   родители   излишне   заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний. Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии.   Добровольное   жертвоприношение   невротизирует   родителей,   они   начинают надеяться   на   благодарность   своего   ребенка   в   будущем,   не   видя   благодарности   в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, так же невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. В   результате   дети   становятся   нерешительными,   безынициативным,   боязливым, неуверенным  в своих   силах,   не  умеет  постоять  за себя,  за  свои  интересы.  Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая разновидность гиперопеки – воспитание   по   типу   «кумира»   семьи.   Ребенок   привыкает   быть   в   центре   внимания,   его желания,   просьбы   беспрекословно   выполняются,   им   восхищаются,   а   в   результате, повзрослев,   он   не   в   состоянии   правильно   оценить   свои   возможности,   преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех,  только   не  себя.  Воспитание  по  типу  Золушки,   т.  е.  в  обстановке  эмоциональной отверженности, безразличия,  холодности. Ребенок  чувствует,  что отец  или  мать его не любят,   тяготится   им,   хотя   посторонним   может   казаться,   что   родители   достаточно внимательны   к   нему.   «Нет   ничего   хуже   притворства   доброты,   ­   писал Л.   Толстой,   ­ притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого­то другого из членов семьи любит больше. Такая ситуация способствует   появлению   неврозов,   чрезмерной   чувствительности   к   невзгодам   и озлобленности детей. Воспитание   в   условиях   повышенной   моральной   ответственности   –   с   малых   лет ребенку   внушается   мысль,   что   он   обязательно   должен   оправдать   многочисленные честолюбивые   надежды   родителей   или   же   на   него   возлагаются   недетские   непосильные заботы.   В   итоге   у   таких   людей   появляются   навязчивые   страхи,   постоянная   тревога   за благополучие свое и своих близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Авторитарный стиль, подразумевающий   жестокое   руководство,   подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной   дисциплине.   Окрики   и   физические   наказания   являются   типичной   формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая   может   выражаться   достаточно   экспрессивно.   В   таких   семьях   вырастают   или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих   родителей.   В   школе   эти   черты   личности   проявляются   уже   в   отношениях   со сверстниками. Либерально –   попустительский   стиль, подразумевает   общение   с   ребенком   на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство   приводит   к   тому,   что   он   не   может   развиваться   в   социально   зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, ­ понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, ­ он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его   социальный   эгоцентризм   не   дает   возможности   нормально   овладевать   социальным пространством человеческих отношений. Одним   из   вариантов либерально –   попустительского   стиля   в   семье   является гиперопека. Все   дети,   воспитываемые   в   условиях   гиперопеки,   имеют   трудности   в   общении   с другими детьми. Типичной является ситуация, когда ребенок боится отойти от матери, медленно адаптируется к новому и с трудом привыкает к школе. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с окружающими. Эксперименты   М.И.   Лисиной   показали,   что   источник   искажений   и   отклонений   в представлении   ребенка   о   самом   себе,   кроется   в   его   взаимоотношениях   с   близкими взрослыми,   А.И.   Захаров   в   результате   своих   исследований   приходит   к   выводу,   что неблагоприятные   типы   воспитания   могут   способствовать   развитию   напряженной   и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у   него   невротических   состояний.   Наиболее   чувствительными   к   внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка – его самоотношение и самооценка. По мнению Костицыной, использование таких неблагоприятных типов воспитания как   непоследовательность   приводит   к сверхтребовательность, формированию у ребенка неадекватного, диффузного образа «Я».   противоречивость, Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее   эффективный   стиль   воспитания.   Здесь   ребенку   выражают   любовь   и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и не заставляют считаться с другими. Он знает что такое «надо»,  и умеет  дисциплинировать  себя. В такой  семье растет  полноценный  человек  с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой   семьи   быстро   обретает   самостоятельность,   он   умеет   строить   отношения   с одноклассниками,   сохраняя   чувство   собственного   достоинства,   и   знает   что   такое дисциплина. Дети   с   завышенной   самооценкой   воспитываются   по   принципу   кумира   семьи,   в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но это свобода, по сути, ­ бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные   проблемы,   в   частности   с   успеваемостью,   а   обычно   мало   интересуются   их занятиями и переживаниями. Перечисленные   стили   общения   в   семье   при   всех   их   различиях   имеют   общее   ­ родители не равнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая   способностью   к   рефлексии   на   особенности   ребенка,   сознательно   ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания. Семейная   обстановка   и   опыт,   полученный   в   семье,   способствуют   степени эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора. Может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье. Подводя   итоги,   надо   сказать,   что   от   того,   в   какой   степени   семья   социально благополучна,   от   того,   в   какой   степени   семья   занималась   ребенком,   зависит   будущая личность человека, а значит его будущая жизнь. Библиографический список. 1. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2003 2. Кон И. С. Ребенок и общество. – М.,2003 3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000 4. Материалы региональной студенческой конференции: Проблемы российского общества и мирового социума глазами молодежи. ­ Ставрополь, 2005. 5. Монсон П. Современная западная социология. – М., 1992 6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2003 7. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. ­ СПб, 2003 8. Социология семьи / под ред. Антонова А.И. – М., 2005 9. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. – Л.,1968 10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998 11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. ­ СПб, 1998 12. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1986 13. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996 14. Кульчинская Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983 15. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. ­ Прага,1984 16. Личко А.Е. Подростковая психиатрия ­ М., 1985 17. Ллойд Д. Психоистория. ­ Ростов­на­Дону, 2000 18. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям/ Психологическая наука и образование. ­ №1, 2001 19. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006 20. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. ­ М., 1981 21. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. ­ Томск, 1971 22. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991 23. Хоментаускакс Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в процессе социализации личности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019