Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Оценка 5
Работа с родителями
rtf
родителям
Детсад—1 кл
29.10.2018
Данная консультация предназначена для родителей, имеющих детей с логоневрозом или подозревающих у своих детей заикание. В статье представлены признаки и причины заикания у детей. Рассказывается о приемах и методах коррекционной работы с данной категорией детей. Даны рекомендации о особенностях воспитания детей с данным дефектом.
Заикание у ребенка.rtf
Заикание у ребенка: признаки,
причины, коррекция.
Подготовила:
учительлогопед МБОУ «СОШ №59»
Мунтян Елена Михайловна
Заикание у детей это нарушение темпа,
ритма, плавности речи, что связано с
судорогами мышц речевого аппарата (губ,
языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц,
диафрагмы или брюшных мышц).
Клинически заикание проявляется
непроизвольным прерыванием речи, расчленением слов на слоги, звуки,
вынужденным повторением слов или их частей много раз. Специалисты
определяют заикание как симптом или форму системного речедвигательного
невроза, а также отмечают полиморфизм патологии.
Чаще всего заикание первично развивается у маленьких детей (25 лет), то
есть в момент формирования речевых навыков, при переходе ребенка от
короткой, отрывистой речи к более развернутой, фразовой. До 2% дошкольников и 1,5% взрослых страдают признаками заикания, причем у
детей есть все шансы избавиться от этой патологии с возрастом.
Первые признаки заикания у ребенка
1. Ребенок отказывается говорить. Молчание может длиться от 2х до 24х
часов. Ребенок после безмолвия начинает говорить, но уже запинаясь.
Кстати, если обратиться к специалисту в
период молчания, то нарушение речи можно
избежать.
2. Затрудняется начать предложение. Делает
долгие паузы, как бы собираясь с мыслями.
3. Делает заминки в середине фразы или слова.
4. Повторяет несколько раз слоги, слова.
5. Употребляет лишние звуки между словами (а;
и).
Причины заикания у детей
Заикание может быть приобретенным или вызванным органическими
поражениями ЦНС (после черепномозговых травм, нейроинфекций,
последствия ДТП и т.д.). Чаще всего у детей встречается приобретенное
заикание, которое может возникнуть на фоне:
ослабления организма после длительного заболевания;
испуга;
сильного умственного перенапряжения;
психической травмы, стресса;
порожения нервной системы в результате перенесения инфекционных
заболеваний (например, менингита, энцефалита);
при регулярном грубом отношении взрослых или детей, окружающих
ребенка;
после сильного потрясения (развод родителей, гибель близкого человека и
т.д.);
у детей, которые начали говорить слишком рано или поздно;
переучивание левши;
недостатки внимания со стороны родителей. У ребенка просто не хватает
словарного запаса, поэтому он делает паузы между словами.
Иногда острое желание родителей вырастить из обычного ребенка
вундеркинда (чтение книг не по возрасту, заучивание ребенком слишком
большого объема информации), также может привести к этому расстройству. Факторами риска являются:
врожденные нервнопсихические болезни на фоне поражения ЦНС и мозга, в
том числе, возникшие изза воздействия неблагоприятных условий
воздействия на плод при беременности, родах;
вегетативные нарушения;
нервозность как особенность характера ребенка;
частые ночные страхи;
увлечение видеоиграми и прочими средствами, способными негативно
влиять на нервную систему детей;
наличие семейного анамнеза заикания;
плохие условия жизни;
нарушение режима дня, отдыха.
Общая причина возникновения данного нарушения речи – это
ослабленность нервной системы ребенка. Возникает заикание чаще всего в
период бурного развития речи (24 лет). Позже стаж заикания повышается,
потребности и взгляды ребенка на жизнь меняются, поэтому лечение может
оказаться весьма затрудненным.
Необходимость избавления от проблемы в раннем возрасте обусловлена
тем, что нарушения речи влекут тяжелые психологические последствия,
которые мешают построению нормальной жизни, способствуют развитию
комплексов, подавляют ребенка как личность. Чаще всего заикающиеся дети
замкнуты, неразговорчивы, у них мало друзей, они плохо адаптируются к новым жизненным ситуациям. Поэтому во
избежание депрессий, нервных срывов,
закомплексованности и сложностей с
учебой, работой, созданием семьи следует исправлять заикание и приступать
к этому сразу после обнаружения.
Знание причин этого недуга поможет родителям, воспитателям и учителям
вовремя заметить признаки, чтобы своевременно обратиться к специалистам:
психоневрологу, дефектологу, невропатологу, логопеду, психологу.
Как лечить и исправлять заикание у ребенка?
Есть множество методик, позволяющих восстановить нормальную речь
ребенка. Лучше всего применять их в комплексе, то есть с ребенком должен
заниматься и врач, и психолог, и логопед, и родители дома. До начала
серьезной и длительной работы следует тщательно обследовать ребенка,
опросить родителей по поводу особенностей проживания, поведения,
отношений в семье и т.д.
1. Медикаментозное лечение
Ребенку для укрепления нервной системы
назначают успокаивающие или улучшающие
активность головного мозга препараты. Это создает
благоприятный фон для занятий с психологом и
логопедом. Для снижения нервозности ребенка
специалист может порекомендовать успокоительные травы, например, мята,
пустырник.
2. Психологические занятия
Психолог дает установку ребенку, убеждая, что он в
состоянии говорить без заикания. Дома после удачно
сказанного слова или предложения обязательно
похвалите ребенка. Эффект усилится, если при этом
присутсвовать будут дети или взрослые. 3. Логопедические занятия
Работать логопеду с ребенком нужно будет 89 месяцев. Цель таких
занятий – научить говорить ребенка правильно, не
спеша. Специалист в течение курса или нескольких
курсов по 1030 занятий прививает ребенку навыки
плавной речи, учит его подбирать темп речи, ритм и тембр голоса. Во время
занятий устраняется психологическая напряженность, при помощи
дидактического материала и общения создаются условия для высокой
заинтересованности ребенка. Логопед начинает с малого (ребенок произносит
легкие слова,
которые он говорит правильно) и заканчивает
труднопроизносимыми словами и предложениями. На таких занятиях
ребенка научат говорить плавно и спокойно.
4. Дыхательные упражнения
Ребенок должен научиться правильно дышать.
Через нос делает короткий вдох, за которым следует
долгий бесшумный выдох через рот
продолжительностью 45 секунд. Освоив это простое
упражнение, ребенок научится произносить слова на выдохе. Сначало одно слово, потом 45 подряд. Дыхательные упражнения
помогут ребенку произносить фразу нераздельно на одном выдохе. Детям
нравятся также дыхательные упражнения, основанные на «прокрикивании»
или «пропевании» фраз. Давно подмечено, что человек не заикается, когда
кричит или поёт. Для детей существует специальная система музыкальных игр
(хороводы, пальчиковые игры, инсценировки сказок и др.). Дети с
удовольствием танцуют, ходят, разговаривая под музыку. Такие упражнения
помогают ребенку снять напряжение и зажатость, улучшают речевую и
мелкую моторику. Дети воспитывают в себе чувство ритма, учатся
ориентироваться в пространстве.
Для снятия стрессов и нервного напряжения назначается массаж,
рефлексотерапия, лечебная гимнастика, занятия спортом, гипноз.
5. Точечный массаж
Выполняет вспомогательную функцию, помогая снять
возбудимость речевых центров. Массаж возобновляет
нервную регуляцию речи. Понадобиться как минимум 3
курса по 15 сеансов.
6. Гипноз
Этот метод действенен при невротических формах
заикания, допустим, после испуга, сильного потрясения. Эта
терапия основана на внушении. Однако этот метод нужно
использовать у деток до 7 лет с осторожностью. Психика
ребенка должна быть сформировавшейся. Если вы
склоняетесь к этой методике, доверяйте своего малыша,
только опытному специалисту. Сеанс гипноза должен
проводиться только в вашем присутствии.
7. Компьютерные программы
На сегодняшний день специалисты рекомендуют
использование мировых программ «Dr. Fluency» и
«Speak qentle». Отечественный аналог –
«Демосфен» хорош тем, что здесь кроме
традиционных логопедических приемов,
использованы психотерапевтические принципы,
эхоэффект и др. Улучшение речи наблюдается
через 2 месяца регулярных занятий. Они
рекомендуются в качестве дополнительного метода лечения заикания.
Однако, детям до десяти лет данную программу освоить трудно.
Понадобятся совместные занятия с родителями. Рекомендации по устранению заикания в домашних
условиях
Советы родителям
Большое значение имеет домашняя обстановка и
выполнение всех рекомендаций специалистов, чтобы
данная проблема с речью не появилась снова.
1. Строго соблюдать режим сна и бодрствования
ребенка. Маленькие
дети должны достаточно спать.
2.
Исключать просмотр телевизора ребенком перед сном, следить за
общим временем, которое малыш проводит перед экраном. Мультфильмы,
компьютерные игры, сильно перевозбуждают ребенка.
3. Следить за правильностью осанки ребенка, а также его позы во время
разговора. Не разрешать ему смотреть исподлобья, для чего можно иногда
ненавязчиво придерживать подбородок, формирую верную позу. Следует
учить ребенка смотреть в глаза собеседнику, не стесняться. 4. При необходимости давать ребенку седативные средства, перед сном
использовать эфирные аромамасла для сеансов массажа, ванн или
ароматерапии.
5. Устранить все ссоры, конфликты, шум и
ругань в присутствии ребенка. Относитесь к
ребенку ласково и постарайтесь обойтись без
резких слов и жестов.
6. Обязательно хвалите и поощряйте ребенка
за любые успехи и за каждое правильно
сказанное слово и предложение. Покажите ему
свою заботу и любовь.
7. Взрослые должны говорить только правильно, неторопливо, плавно и
спокойно. Дети быстро "схватывают" навыки подражания речи взрослых.
Когда ребенок говорит, не подгоняйте его, как бы он не запинался. Не
заканчивайте за него слова и предложения.
8. Практиковать применяемые логопедом техники речи и дома, а также
регулярно заниматься с малышом дыхательными упражнениями.
9. Закаливать ребенка, больше гулять с ним, своевременно лечить любые
заболевания. Здоровый сон, здоровый образ жизни, свежий воздух восстановят
силы ребенка.
10.Общайтесь с ребенком, помогайте преодолеть заикание. Чаще играйте в
тихие игры.
11.Не пугайте ребенка отрицательными персонажами из сказок, злыми
дядями. Не читайте на ночь страшных сказок.
12.Не заставляйте заучивать сложные труднопроизносимые слова, стихи и
т.д.
13.Телесные наказания и запирания в
темной комнате не приведут до
добра. В качестве наказания можно оставить
ребенка без сладкого, мультиков. С первых дней жизни уделяйте своему ребенку время, ограждайте от
сильных переживаний. Читайте сказки по возрасту и занимайтесь с ним
играми, развивающими мелкую моторику, логику, кругозор ребенка.
Здоровые, счастливые дети растут у спокойных,
любящих друг друга родителей!
Литература:
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. М.:
ЭКСМО Пресс, 2001.
Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998
http://health.wildmistress.ru/wm/health.nsf/publicall/8340027_zaikanie_u_detey_
prichiny_lechenie
http://fjournal.ru/zaikanieurebenka/
Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Консультация для родителей на тему: "Заикание у детей: признаки, причины, коррекция"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.