В консультации для родителей - СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, говорится о том, что суицидальное поведение (склонность к самоубийству). Эта форма патологического влечения считается наименее изученной. Тем не менее, проблема не только остается, но еще более усиливается, особенно в период сложных социально-экономических и политических переломов в жизни общества. Можно выделить несколько групп причин подросткового суицида. Они не равнозначны. Часть из них можно считать предрасполагающими, другие - непосредственно действующими:В консультации для родителей - СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, говорится о том, что суицидальное поведение (склонность к самоубийству). Эта форма патологического влечения считается наименее изученной. Тем не менее, проблема не только остается, но еще более усиливается, особенно в период сложных социально-экономических и политических переломов в жизни общества. Можно выделить несколько групп причин подросткового суицида. Они не равнозначны. Часть из них можно считать предрасполагающими, другие - непосредственно действующими:
Консультация для родителей
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Уч.пос.для
пед.уч.заведений. – М.:Издво «Академия»,2000, с.87
Суицидальное поведение (склонность к самоубийству). Эта форма
патологического влечения считается наименее изученной. Тем не менее, проблема
не только остается, но еще более усиливается, особенно в период сложных
социальноэкономических и политических переломов в жизни общества. Можно
выделить несколько групп причин подросткового суицида. Они не равнозначны.
Часть из них можно считать предрасполагающими, другие непосредственно
действующими:
тяжелая семейная обстановка, распад семьи, уход одного из родителей;
конфликтные отношения с учителями, с коллективом сверстников;
«несчастная любовь», отсутствие ситуации успеха в наиболее значимых
видах деятельности;
употребление спиртных напитков, токсических препаратов, наркотиков;
ранние проявления шизоидных состояний.
Эти причины сами по себе не толкают подростка на самоубийство. Они
действуют лишь в какихто сочетаниях между собой и срабатывают при наличии
конкретных «пусковых механизмов».
Что может послужить поводом для суицидного акта? Конфликтстолкновение,
в котором подросток наиболее остро почувствовал свою незащищенность, испытал
тягостное состояние унижения своей личности, глубокого разочарования в людях, в
жизни. Провоцирующий фактор, встречающийся в последние годы, состояние
невменяемости во время дискотек,
концертов рокзвезд, бесконечного
прослушивания рокмузыки, звучащей за порогом безопасного шумового барьера,
временное отключение сознания после курения наркотика, участия в некоторых
мистическирелигиозных ритуалах и т. п.
Три вида суцидов
Суицидальное поведение имеет разные формы проявления намерения,
высказывания, угрозы. Следует иметь в виду, что лишь в 1015 случаях (по данным
А. Е. Личко) речь идет об истинном намерении покончить с собой, а в остальных
это «крик о помощи». По степени вероятности суицид можно разделить на три вида:
демонстративный суицид. Разыгрывание сцен с целью привлечь внимание,
разжалобить, выразить протест, избежать серьезного наказания;
аффективное суицидальное поведение. Попытки самоубийства, совершаемые
в состоянии сильного эмоционального напряжения, которое может быть
кратковременным, длительным. Намерения могут быть как истинными, так и
мнимыми. Состоянию предшествуют острые конфликты; истинно суицидальное поведение.
Ему предшествует продуманное
намерение покончить с собой. Провоцирующими факторами могут служить
конфликты с учителями, с коллективом, драматические ситуации разрыва
отношений с близкими людьми, безответное чувство.
Совершенно очевидно, что суицидальные намерения школьников наименее
доступная для педагогического контроля и вмешательства сфера психологической
жизни подростков. Решать эту проблему можно лишь с помощью целого комплекса
социальных, психологических, педагогических и медицинских мер. Для этого
существуют так называемые «телефоны доверия», работающие круглосуточно в
некоторых крупных городах. Возникают кооперативные центры психологической
скорой помощи для молодежи.
Смысл педагогической стратегии состоит прежде всего в том, чтобы с ранних
лет внушить детям идею бесценности человеческой жизни, заботы о ее охране, об
умении видеть в своей собственной жизни «Божий дар». Здесь уместно
сотрудничество и с церковью, ссылки на религиозные учения, резко осуждающие
добровольный уход человека из жизни. По канонам христианской религии
самоубийцы считались людьми, совершившими страшный грех, недостойными даже
того, чтобы быть похороненными на общем кладбище со всеми обрядами.
Приглашение священников в школы для проповедей на подобные темы следует
рассматривать не только с идеологической, но и с нравственнопсихологической,
медикопсихиатрической точек зрения. Обращение молодежи к обрядам
христианства (крещение, венчание, отпевание и т. п.) может быть использовано (с
соблюдением всех норм педагогического и человеческого такта!) для воспитания
взгляда на себя как на уникальное творение природы (пускай это будет Бог!),
которое только природа и может взять к себе, но не сам человек. Все это
вписывается в нормы не только религиозной, но и современной общечеловеческой,
идеологической морали нашего общества.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь