Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"
Оценка 4.8

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
дефектология
1 кл
28.01.2018
Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"
Данная консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки" помогает родителям ввоспитанников различать и правильно употреблять в речи звуки С — Ш, 3 — Ж, Ц — Ч, СЬ — Щ. Материал для организации занятий с детьми дается в игровой форме.
УЧИТЕ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧАТЬ И ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ СВИСТЯЩИЕ И ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.docx
Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки В   процессе   формирования   звукопроизношения   у   детей   наблюдаются различные замены звуков. Эти замены бывают неустойчивыми и постепенно, с увеличением словарного запаса и улучшением фразовой речи, исчезают. К 4—о годам могут оставаться более стойкие замены тех звуков, которые дети не умеют произносить. Дети заменяют их звуками, сходными с ними по звучанию или по артикуляции   (способу   произношения).   При   нормальном   формировании звукопроизношения   ребенок   должен   к   6   годам   все   звуки   родного   языка произносить   правильно   и   не   смешивать   их   в  речи.  Однако   встречаются   дети, которые умеют правильно произносить свистящие (С, 3, Ц) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) звуки, но иногда ошибаются и смешивают их в речи, то есть вместо одного из этих звуков употребляют другой (С — Ш, 3 — Ж, Ц — Ч, СЬ — Щ). При обучении грамоте это может отразиться на письме: дети будут йисать так, как говорят. Необходимо, еще до поступления в школу, научить ребенка правильно различать и употреблять эти звуки (то есть дифференцировать их). Для этого взрослые должны хотя бы через день заниматься с ребенком в течение десяти — пятнадцати минут. При работе с детьми необходимо учитывать следующее: 1. Нельзя принуждать ребенка заниматься, надо заинтересовать, увлечь  его, а для этого занятия лучше проводить в форме игры. 2.   К   последующим   упражнениям   следует   переходить,   лишь   усвоив предыдущие. 3. Начинать каждое занятие лучше всего с повторения отработанных ранее упражнений, которые ребенок легко выполняет, и только после этого дать одно новое упражнение. 4. Некоторые упражнения выполняют под счет, который равномерно ведут взрослые. 5.   Заниматься   с   ребенком   должен   только   тот,   кто   сам   правильно произносит звуки С — Ш, 3 — Ж, Ц — Ч, СЬ — Щ и не смешивает их. Приводимые   ниже   описания   упражнений­игр   предназначены   для   родителей. Ребенок должен проводить их под руководством взрослых в последовательности, данной в описании каждого упражнения. Прежде   чем   приступить   к   дифференциации   двух   смешиваемых   звуков, убедитесь,   что   ребенок   правильно   произносит   их   изолированно   и   в   словах. Разобраться   в   этом   вы   сумеете   при   внимательном   проведении   первых   трех упражнений. вверх,   то качаться (губы край ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С — Ш 1. «КАЧЕЛИ» «Когда   дети   качаются   на   качелях,   они   то   взлетают опускаются   вниз.   Так   и   наш   язычок   будет   сейчас на качелях». Для выполнения упражнения рот должен быть открыт в улыбке, зубы видны), положить широкий передний языка за нижние зубы (рис. 1) и удерживать в этом положении   под   счет   от   одного   до   пяти,   потом поднять широкий передний край языка за верхние зубы (рис. 2) и удерживать в том же положении под счет от одного до пяти. Поочередно, под счет менять   положение языка. Упражнение способствует выработке быстрого перехода языка из нижнего положения   (характерного   для   произнесения   свистящих   звуков)   в   верхнее (характерного для произнесения шипящих звуков). 2. «НАСОС» Цель   упражнения:   проверить   произношение звука   С   и   одновременно   обратить   внимание ребенка  на   то,  что   при  произнесении   звука   С язык находится за нижними зубами. Предложите   ребенку   длительно   произносить звук С (как воздух свистит, когда выходит из насоса при качании шины), обратите внимание ребенка  на   то,  что   при  произнесении   звука   С передний   край   языка   находится   за   нижними зубами,   губы   в   улыбке,   и   струя   воздуха холодная. Потом   подберите   картинки   с   изображением предметов, в названии которых имеется звук С, и предложите ребенку назвать их, например:   самолет,  сумка,  слон,  стакан,  капуста,  носки,  фикус,  лес,  автобус, пылесос и др. Взрослый должен напомнить ребенку, что при произнесении звука С, язык находится за нижними зубами. Затем   попробуйте   предложить   ребенку   самому   придумать   и   произнести слова со звуком С, указав положение языка при его произнесении. 3. «ШИНА ПРОКОЛОЛАСЬ» Цель   упражнения:   проверить   произношение   звука   Ш   и   одновременно обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука Ш язык находится за верхними зубами. Предложите ребенку длительно произносить звук Ш (как воздух шипит, когда выходит   из   проколотой   шины).   Обратите   внимание   ребенка   на   то,   что   при произнесении звука Ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, и струя воздуха теплая. Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых имеется   звук   Ш,   и   предложите   ребенку   назвать   их,   например:   шапка,   шуба, шишка, машина, мишка, подушка, мешок, душ, ковш, ландыш и др. Взрослый должен напомнить ребенку, что при произнесении звука Ш, язык находится за верхними зубами. Затем   попробуйте   предложить   ребенку   самому   придумать   и   произнести слова со звуком Ш, указав положение языка при его произнесении. 4. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?» Цель упражнения: научить ребенка различать звуки С и Ш при их сопоставлении. Поочередно, не спеша произносите звуки С и Ш,   ребенок   соответственно   должен показывать   или   на   картинку,   на   которой изображен велосипедный насос (если слышит звук   С),   или   на   картинку,   на   которой изображена   шина   (если   слышит   звук   Ш). Потом   вы   показываете   то   на   картину   с насосом, то на картинку с шиной, а ребенок соответственно называет или звук С или звук Ш. 5. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!» Цель   упражнения:   научить   ребенка   выделять звуки С и Ш из слова и не смешивать их. Положите   справа   от   ребенка   картинку,   на которой нарисована шина, а слева — картинку, на   которой   нарисован   велосипедный   насос. Подберите   картинки   с  предметами,  в  названии которых   имеется   звук   С   или   Ш   (например: собака,   шапка,   сумка,   шина,   капуста,   носки, машина, душ, автобус, шуба и т. д.). Предложите ребенку, беря и называя картинки, разложить их в две стопки (под картинками с насосом и шиной). Если в названии картинки есть звук С, то ее надо положить под картинку с насосом, а если есть звук Ш, то ее надо положить под картинку с шиной. Эту игру нужно потом провести по­другому. Ребенку даются картинки с изображенными на них насосом и шиной. Взрослый произносит различные слова. Если ребенок услышит в слове звук С, он должен показать на картинку с насосом, а если услышит звук Ш, — то на картинку с шиной. Первое время при назывании слов   взрослый   должен   выделять   звуки   С   и   Ш,   произнося   их   несколько длительнее, чем остальные звуки слова (ссанки, шшшапка). 6. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ, БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ» Цель упражнения: научить ребенка различать и правильно произносить звуки С и Ш в слогах. Предложите   ребенку   повторять   за   взрослым   попарно слоги,   соблюдая   определенную   последовательность:   CA­ I1IA,   СЫ­ШИ.   При   повторении упражнения   взрослый   должен   располагать   слоги   в   ином   СО­ШО,   СУ­ШУ, порядке: ША­СА, СО­ШО, ШУ­СУ, СЫ­ШИ и т. д. Произносить   звуки   надо   громко,   четко.   При   повторении упражнения взрослый прикрывает листком бумаги свой рот (держа   бумагу   на   расстоянии   15—20   см   ото   рта),   чтобы ребенок не видел артикуляцию этих звуков, а воспринимал их только на слух. 7. «ЕСЛИ ЗВУК УГАДАЛ, ВЕРНО СЛОВО ТЫ НАЗВАЛ» Цель   упражнения:   показать   ребенку,   что   с изменением   звука   может   изменяться   и   смысл слова. Предложите ребенку правильно повторять за взрослым   два   слова,   в   которых   с   изменением дифференцируемых   звуков   С   и   Ш   меняется   их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары   слов   раскрыть   их   смысловое   значение. Например, объяснить, кто такая мышка и что такое миска, и указать, в каком слове звук С, а в каком Ш:   кашка   —  каска,   мышка   —  миска,   крыша  — крыса и др. 8. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ» Цель   упражнения:   научить   ребенка   не смешивать звуки С и Ш, когда они встречаются в одном и том же слове. Подберите   картинки,   в   названии   которых одновременно   встречаются   звуки   С   и   LU, попросите ребенка правильно их назвать: «Саша, шоссе,   сушки,   старушка,   солнышко,   машинист, стеклышко, пушистый снег и др.». При отсутствии картинок с такими рисунками можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослыми. 9. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ» Цель   упражнения:   научить   ребенка правильно употреблять звуки С и Ш во фразах. По   картинкам,   использованным   в предыдущем   упражнении,   ребенок   должен составить предложения и правильно произнести их. Надо добиваться, чтобы предложения были не   односложными,   а   распространенными, содержательными и не похожими друг на друга. Умение составить предложение по картинке, на которой   изображен   один   предмет,   необходимо   ребенку   для   школы.   Если   нет картинок,   то   взрослый   называет   слово,   а   ребенок   составляет   с   этим   словом предложение.  Можно   предложить   соревноваться,   кто   интереснее   или   длиннее составит предложение с данным словом. Сначала предложение должен составить взрослый, а затем предложить это сделать ребенку. Например, со словом «шоссе» можно составить такие фразы: «Саша шла по тропинке, идущей вдоль шоссе» или «по шоссе быстро ехали грузовые и легковые машины». Можно составлять предложения и по двум картинкам, причем в названии предмета на одной из них должен быть звук С, в названии предмета на другой — звук   Ш.   Сначала   взрослые   сами   придумывают   по   картинкам   предложения, стараясь   вводить   в   них   больше   слов   со   звуками   С   и   Ш,   а   ребенок   должен правильно повторять их. Предложения могут быть такими: У Саши красивая синяя шерстяная шапка. Маша дала Саше синий шар. Софа и Шура ели вкусную лапшу. Миша и Соня под сосной нашли шишки. Пушистый снег блестит на солнышке. 10. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ (Ребенок должен правильно произносить звуки С и Ш во всех словах). «САШИНА КАША» Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша — Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, Не овсянка  На сладком молоке. С утра во рту у Саши  Слова простые наши —  Слова простые наши  На русском языке. Но то, что можно внятно  Сказать для всех понятно,  Красиво, чисто, ясно — Как люди говорят, — Наш Саша так корежит,  Что сам понять не может:  Произнесет словечко — И сам тому не рад! Он скажет: «До свидания!»  А слышится: «До здания!»  Он спросит: «Где калоши?»  А слышно: «Это лошадь?» Когда он вслух читает,  Поймешь едва­едва: И буквы он глотает, И целые слова. Он так спешит с налета Прочесть, спросить, сказать, Как будто тонет кто­то,  А он бежит спасать... ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ 3 — Ж 1. «КОМАРЫ» Цель   упражнения:   проверить   произношение   звука   3   и   одновременно обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука 3 язык находится за нижними зубами. Предложите ребенку длительно произносить звук 3 (как комары назойливо звенят летом). Обратите внимание   ребенка   на   то,   что   при   произнесении звука 3 кончик языка находится за нижними зубами. Потом   подберите   картинки   с   изображением предметов, в названии которых имеется звук 3, и предложите ребенку назвать их, например: зайка, завод, замок, змея, звезда, гнездо, вокзал, узлы, газон, коза и др. При этом нельзя брать слова, где звук 3 стоит в конце слова (арбуз) или перед глухим согласным (замазка), так как в этих случаях звук 3 оглушается и произносится тихо, без голоса, как С. Напомните ребенку, что при произнесении звука 3 язык находится за нижними зубами. Затем попробуйте предложить ребенку самому придумать   и   произнести   слова   со   звуком  3,  указав   положение   языка   при   его произнесении. 2. «ЖУК ЖУЖЖИТ» Цель  упражнения: проверить  произношение  звука Ж и одновременно обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука Ж язык находится за верхними зубами. Предложите ребёнку длительно произносить звук Ж (как жук жужжит). Обратите внимание ребенка на   то,   что   при   произнесении   звука   Ж   передний край языка поднят за верхние зубы. Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых имеется звук Ж, и предложите ребенку назвать их, например: жаба, желуди, жук, жакет, медвежонок, одежда, лыжи, снежинки, художник, ежевика и др. При этом нельзя брать слова, где звук Ж стоит в конце слова (нож, еж) или перед глухим согласным (ложка), так как в этих случаях звук Ж оглушается и произносится тихо, без голоса, как Ш. Напомните ребенку, что при произнесении звука Ж язык находится за верхними зубами. Затем попробуйте предложить ребенку самому придумать и произнести слова со звуком Ж, указав положение языка при его произнесении. 3. «УГАДАЙ, КТО ЭТО?» Цель   упражнения:   научить   ребенка   различать звуки 3 и Ж при их сопоставлении. Поочередно, не спеша произносите звуки 3 и Ж, ребенок   соответственно   должен   показывать   или   на картинку,  на  которой   нарисован   комар  (если   слышит звук 3), или на картинку, на которой изображен жук (если   слышит   звук   Ж).   Потом   вы   показываете   то   на картинку с комаром, то на картинку с жуком, а ребенок соответственно называет или звук 3 или звук Ж. 4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!» Цель упражнения: научить ребенка выделять звуки 3 и Ж из слова и не смешивать их. Положите справа от ребенка картинку, на которой нарисован жук, а слева — картинку, на которой нарисован комар. Подберите картинки с предметами, в названии   которых   имеется   звук   3  или   звук   Ж   (например:   зонт,  жаба,   звезда, медвежонок, лыжи, гнездо, коза, ежи, ужи и др.). Предложите ребенку, беря и называя картинки, разложить их в две стопки (под картинками с комаром и жуком). Если в названии картинки есть звук 3, то ее надо положить под картинку с комаром, а если есть звук Ж, то ее надо положить под картинку с жуком. Эту игру нужно потом провести по­другому. Ребенку даются картинки с изображением комара и жука. Взрослый произносит различные слова. Если ребенок услышит в слове звук 3, он должен показать на картинку с комаром, а если услышит звук Ж — то на картинку с жуком. Первое время при назывании слов взрослый должен выделять звуки 3 и Ж, произнося их несколько длительнее, чем остальные звуки слова (зззамок, жжжаба). 5. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ, БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ» Цель упражнения: научить ребенка различать и правильно произносить  звуки 3 и Ж в слогах. Предложите ребенку повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая  определенную последовательность: ЗА­ЖА, ЗО­ЖО, ЗУ­ЖУ, ЗЫ­ЖИ.  Постепенно надо менять последовательность слогов: ЖА­ЗА, ЗО­ЖО, ЖУ­ЗУ,  ЗЫ­ЖИ и т. д., а рот прикрыть листком бумаги, чтобы ребенок не видел  артикуляцию этих звуков, а воспринимал их только на слух. 6. «ЕСЛИ ЗВУК УГАДАЛ — ВЕРНО СЛОВО ТЫ НАЗВАЛ» Цель   упражнения:   показать   ребенку,   что   с изменением звука может изменяться и смысл слова. Предложите   ребенку   правильно   повторять   за взрослым   два   слова,   в   которых   с   изменением дифференцируемых звуков 3 и Ж меняется их смысл. Ребенок   должен   после   повторения   каждой   пары   слов раскрыть   их   смысловое   значение   и   указать,   в   каком слове звук 3, а в каком звук Ж: возы — вожжи, козы — кожи, лозы — ложи и т. д. 7. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ» Цель   упражнения:   научить   ребенка   не смешивать звуки 3 и Ж, когда они встречаются в одном и том же слове. Подберите картинки, в названии которых одновременно   встречаются   звуки   3   и   Ж,   и попросите ребенка правильно их назвать: зажим, зажигалка, железо, железнодорожник, жезл и др. При   отсутствии   картинок   с   таким   рисунком можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослым. 8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?» Цель упражнения: научить ребенка правильно употреблять звуки 3 и Ж во фразах. По   картинкам,   использованным   в   предыдущем   упражнении,   составьте   с ребенком предложения. Например, со словом «зажим» можно составить такие фразы: «В магазине продаются зажимы для белья», «Мама развешивала белье, а я подавал ей зажимы», «Женя в магазине купила зажимы для белья». Можно   составлять   предложения   и   по   двум   картинкам,   причем   в   названии предмета на одной из них должен быть звук 3, в названии другого — звук Ж. Сначала   взрослые   сами   придумывают   по   картинкам   предложения,   стараясь вводить   в   них   больше   слов   со   звуками   3   и   Ж,   а   ребенок   должен   правильно повторять их. Предложения могут быть такими: Зина взяла у Жени зеленый жакет. Зоя поставила в вазу жасмин. Зина поймала жука на зеленой лужайке. Жене и Зое нужны к зиме лыжи. Желтые дыни лежат в корзине. 9. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ (Ребенок должен правильно произносить звуки 3 и Ж во всех словах). «Что это такое?» В этот лес завороженный, По пушинкам серебра, Я с винтовкой заряженной На охоту шел вчера. По дорожке чистой, гладкой Я прошел, не наследил... Кто ж катался здесь украдкой? Кто здесь падал и ходил? Подойду, взгляну поближе: Хрупкий снег изломан весь. Здесь вот когти, дальше — лыжи... Кто­то странный бегал здесь. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц — Ч 1. «УСПОКОЙ КУКЛУ» Цель   упражнения:   проверить   произношение звука Ц и одновременно обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука Ц язык находится за нижними зубами. Предложите ребенку многократно произносить звук Ц (как бы успокаивая расшумевшуюся куклу, пригрозив ей пальцем). Обратите внимание ребенка на то, что при произнесении звука Ц кончик языка находится   за   нижними   зубами.   Потом   подберите картинки   с   изображением   предметов,   в   названии которых имеется звук Ц, и предложите ребенку их назвать,   например:   цыпленок,   цапля,   цветок, пуговица,   яйцо,   кольцо,   палец.   Предложите   ребёнку   самому   придумать   и произнести слова со звуком Ц, указав положение языка при его произнесении. 2. «ПАРОВОЗ ПЫХТИТ» Цель   упражнения:   проверить   произношение звука   Ч   и   одновременно   обратить   внимание ребенка на то, что при произнесении звука Ч язык находится за верхними зубами.   ребенку Предложите   многократно произносить   звук   Ч   (как   пыхтит   паровоз,   когда тащит много вагонов), обратите внимание ребенка на то, что При произнесении звука Ч кончик языка находится   за   верхними   зубами.  Потом   подберите картинки   с   изображением   предметов,   в   названии которых имеется звук Ч, и предложите ребенку их назвать, например: чулки, чемодан, чайник, чайка, бочка, качели, печенье, очки, печь, ключ, мяч и др. Затем   предложите   ребенку   самому   придумать   и произнести слова со звуком Ч, указав положение языка при его произнесении. 3. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?» Цель   упражнения:   научить   ребенка   различать   звуки   Ц   и   Ч   при   их сопоставлении. Поочередно, не спеша произносите звуки Ц и Ч, ребенок соответственно должен показывать или на картинку, на которой нарисована кукла (если слышит звук Ц), или на картинку, на которой нарисован паровоз (если слышит звук Ч). Потом вы показываете то на картинку с куклой, то на картинку с паровозом, а ребенок соответственно называет или звук Ц или звук Ч. 4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!» Цель   упражнения:   научить   ребенка выделять звуки Ц и Ч из слова и не смешивать их. Положите   справа   от   ребенка   картинку, на   которой   нарисован   паровоз,   а   слева   — картинку,   на   которой   нарисована   кукла. Подберите картинки с предметами, в названии которых   имеются   звуки   Ц   или   Ч   (например: цапля, чайник, чемодан, кольцо, очки, цветок, качели, цыплята, мальчик и др.). Предложите ребенку, беря и называя картинки, разложить их в две стопки (под картинками с паровозом и куклой). Если в названии картинки есть звук Ч, то ее надо положить под картинку с паровозом, а если есть звук Ц,—то под картинку с куклой. Эту игру нужно потом провести по­другому. Ребенку даются картинки с изображением куклы и паровоза. Взрослый произносит различные слова. Если ребенок услышит в слове звук Ц, он должен показать на картинку с куклой, а если услышит в слове звук Ч, — на картинку с паровозом. 5. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ, БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ» Цель   упражнения:   научить   ребенка   различать   и   правильно   произносить звуки Ц и Ч в слогах. Ребенок   должен   повторять   за   взрослым   попарно   слоги,   соблюдая   их последовательность: ЦА­ЧА, ЦО­ЧО, ЦУ­ЧУ, ЦЫ­ЧИ. При повторении слогов надо располагать их в ином порядке ЧА­ЦА, ЦО­ЧО, ЧУ­ЦУ и т. д. 6. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ» Цель   упражнения:   научить   ребенка   не смешивать звуки Ц и Ч, когда они встречаются в одном и том же слове. Ребенок   должен   правильно   называть картинки,   в   названии   которых   одновременно встречаются   звуки   Ц   и   Ч:   летчица,   ученица, цепочка, чернильница, цветочница, цветочек и др. При   отсутствии   картинок   с   такими   рисунками   можно   предложить   ребенку повторять эти слова за взрослыми. 7. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?» Цель упражнения: научить ребенка правильно употреблять звуки Ц и Ч во фразах. По картинке, в названии которой имеются оба дифференцируемых звука Ц и Ч, ребенок должен составить предложения. Например, со словом «ученица» можно   составить   такие   фразы:   «Циля   хорошая   ученица»,   «ученица   налила   в чернильницу черные чернила». Можно   составлять   предложения   и   по   двум   картинкам,   причем   в   названии предмета на одной из них должен быть звук Ц, в названии другого — звук Ч. Сначала   взрослые   сами   придумывают   по   картинкам   предложения,   стараясь вводить   в   них   больше   слов   со   звуками   Ц   и   Ч,   а   ребенок   должен   правильно повторять их. Предложения могут быть такими: У отца часы на цепочке. У учительницы на столе стоит чернильница. Ученица нашего класса  Циля — отличница. Циля поставила на стол чайник, сахарницу, чашку и блюдце. Танечкина мама — летчица. У девочки на платьице четыре пуговицы. 8. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ (Ребенок должен правильно произносить звуки Ц и Ч во всех словах). Странные вещи со мною случаются: Я огорчаюсь — Всё огорчается! И огорченные люди встречаются, И огорченно деревья качаются... Я улыбаюсь — Горе кончается! Всюду веселые лица встречаются, Всюду деревья от смеха качаются! Но почему же Так получается?! (Примечание: сочетание ТСЯ произносится какЦА). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С’ (СЬ) — Щ 1. «ЛЕЙСЯ, ВОДИЧКА!» Цель   упражнения:   проверить   произношение мягкого   звука   С'   (сь)   и   одновременно   обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука С’ (сь) язык находится за нижними зубами. Предложите ребенку длительно произносить звук СЬ   (как   тоненькая   струйка   воды   тихонько   льется   из крана),   обратите   внимание   ребенка   на   то,   что   при произнесении   звука   СЬ   язык   находится   за   нижними зубами.   Потом   подберите   картинки   с   изображением предметов, в названии которых имеется звук С’ (звук С произносится мягко, если за ним следует ь, и, е, ё, я, ю, например:   сито,   синица,   сети,   семь,   селедка,   сено,   осень,   Сёма,   васильки, поросята, письмо, гусь, лось и др.). Предложите ребенку назвать эти картинки. Обратите внимание на положение языка при произнесении звука С’. 2. «ЗМЕЯ ШИПИТ» Цель   упражнения:   проверить   произношение звука Щ и одновременно обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука Щ язык находится за верхними зубами. Предложите   ребенку   длительно   произносить звук Щ (как змея шипит). Обратите внимание ребенка на то, что при произнесении звука Щ язык находится за верхними зубами. Потом   подберите   картинки   с   изображением предметов,   в   названии   которых   имеется   звук   Щ,   и предложите   ребенку   их   назвать,   например:   щетка, щепки,   щука,   щенок,   щель,   ящик,   овощи,   каменщик,   площадь,   плащ   и   др. Обратите внимание ребенка на положение языка при произнесении звука Щ. 3. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?» Цель   упражнения:   научить   ребенка   различать   звуки   СЬ   и   Щ   при   их сопоставлении. Поочередно, не спеша, произносите звуки СЬ и Щ, ребенок соответственно должен   показывать   или   на   картинку,   на   которой   нарисована   струйка   воды, льющаяся   из   крана   (если   слышится   звук   СЬ),   или   на   картинку,   на   которой нарисована змея (если слышится звук Щ). Потом вы показываете то на картинку со струйкой воды, то на картинку со змеей, а ребенок соответственно называет или звук СЬ или звук Щ. 4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!» Цель упражнения: научить ребенка выделять звуки СЬ и Щ из слова и не смешивать их. Положите справа от ребенка картинку, на которой нарисована змея, а слева —   картинку,   на   которой   нарисована   льющаяся   из   крана   вода.   Подберите картинки с предметами, в названии которых имеются звуки СЬ и Щ (например: сети, щука, сено, щенок, овощи, васильки, плащ, письмо и др.). Предложите ре­ бенку, беря и называя картинки, разложить их в две стопки (под картинками со змеей и струйкой воды). Если в названии картинки есть звук  СЬ, то ее надо положить под картинку с льющейся струйкой воды, а если есть звук Щ, — то под картинку со змеей. Эту игру нужно потом провести по­другому. Ребенку даются картинки с изображением змеи и льющейся струйки воды. Взрослый произносит различные   слова.   Если   ребенок   услышит   звук   Щ,   он   должен   показать   на картинку^со змеей, а если услышит звук СЬ — на картинку с льющейся струйкой воды. Первое время при назывании слов взрослый должен выделять звуки СЬ и Щ,   произнося   их   несколько   длительнее,   чем   остальные   звуки   слова   (сссети, щщщука). 5. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ, БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ» Цель   упражнения:   научить   ребенка   различать   и   правильно   произносить звуки СЬ и Щ в слогах. Предложите   ребенку   попарно   повторять   за   взрослым   слоги,   соблюдая определенную   последовательность:   СЯ­ЩА,   СИ­ЩИ,   СЁ­ЩО,   СЮ­ЩУ.   При повторении надо менять последовательность слогов: ЩА­СЯ, Сё­ЩО, СЮ­ЩУ, ЩУ­СЮ и т. д. 6. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ» Цель упражнения: научить ребенка не смешивать звуки СЬ и Щ, когда они встречаются в одном и том же слове. Предложите   ребенку   правильно   назвать   картинки   с   изображением предметов,   в   названии   которых   одновременно   встречаются   звуки   СЬ   и   Щ: носильщик, стекольщик, пастбище и др. При отсутствии таких картинок можно предложить   ребенку   повторять   слова   за   взрослым:   спящий,   висящий, улыбающийся, купающийся и др. 7. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ» Цель упражнения: научить ребенка правильно употреблять звуки СЬ и Щ во фразах. Со словами, в которых имеются оба дифференцируемых звука СЬ и Щ, ребенок   должен   составить   предложения.   Например,   со   словом   «стекольщик» можно составить такие фразы: «к соседям пришел стекольщик, чтобы вставить разбитое стекло» или «стекольщик принес стекла в ящике». Взрослые сами могут придумывать предложения, стараясь вводить в них больше слов со звуками СЬ и Щ, а ребенок должен правильно повторять их. Предложения могут быть такими: Ящик для писем висит на стене. Сеня опускает письмо в ящик. Сима чистит щеткой щенка. В сетях запуталась большущая щука. Носильщик несет вещи. Сёма поймал леща. 8. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ (Ребенок должен правильно произносить звуки СЬ и Щ во всех словах). «Щетка» Щетка Трудится в охотку, Красоту Наводит щетка. Хоть сама  И не чиста, Есть в той щетке Красота! «Добрые слова» Добрые слова не лень  Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу  «С добрым утром!» — я кричу. «Добрый день!» — кричу я вслед  Всем идущим на обед. «Добрый вечер!» — так встречаю  Всех домой спешащих к чаю. Если при систематических занятиях, проводимых в течение 2—3 месяцев, ребенок продолжает смешивать звуки или заменяет один и тот же звук разными звуками, то необходимо обратиться к логопеду.

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"

Консультация для родителей "Учите детей различать и правильно употреблять в речи свистящие и шипящие звуки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018