В консультации для родителей - Утрата, потеря родных и близких как помочь горю ребёнка, говорится о том, что если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось, и жизнь течет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует от неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям, прежде всего, требуется поддержка, демонстрация любви и заботы.В консультации для родителей - Утрата, потеря родных и близких как помочь горю ребёнка, говорится о том, что если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось, и жизнь течет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует от неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям, прежде всего, требуется поддержка, демонстрация любви и заботы.
П сихология для родителей.
УТРАТА, ПОТЕРЯ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ
КАК ПОМОЧЬ ГОРЮ РЕБЁНКА?
Смерть близкого человека одно из самых тяжелых событий в жизни. Поэтому
дети, испытывающие горе, связанное с потерей родных, близких людей, нуждаются
в особом подходе, поддержке
Как помочь пережить?
Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и
чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как
вести себя по отношению к ребенку, потерявшему когото из близких, но и о том,
каким образом и насколько остро он переживает потерю.
Родители, воспитатели, учителя должны знать, как в рамках обычной
повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить
развитие неврозов. Обращение к специалистам рекомендуется лишь тогда, когда
предлагаемые ниже средства не срабатывают или оказываются недостаточными.
В чём особенности детского горя?
Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его
вместе со всеми. Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось, и жизнь
течет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без
любимого человека.
Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует от
неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить возникновение
глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим
проблемам много лет спустя. В это трудное время детям, прежде всего, требуется
поддержка, демонстрация любви и заботы.
Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого
(слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными
ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все
пришли с мамами и только я пришел с папой».
Не чувствовать себя одиноким
Шок первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается молчаливым
уходом или взрывом слез. Очень часто маленькие дети могут испытывать весьма
болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит,
но хорошо чувствуют атмосферу в доме.
Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор)
оказывается не самой лучшей политикой в такой ситуации. Оно действует
временно и не помогает справиться с горем, а лишь на время отвлекает внимание.
Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но
не обхаживайте его так, словно у него болят зубы.
1Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о матери, отце, брате или
сестре. Если ребенок достаточно большой, дайте ему возможность участвовать в
приготовлении к похоронам, и он не будет чувствовать себя одиноким среди
опечаленных и занятых делами взрослых.
Отрицание смерти следующая стадия переживания горя. Дети знают, что
близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько
сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.
Поиски для ребенка это очень логичная стадия горя. Он потерял когото,
теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети
переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший
родственник входит в дверь.
Отчаяние
оно наступает, когда ребенок осознает невозможность
возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь
других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.
Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его
«покинул», или на Бога, «забравшего» отца или мать. Маленькие дети могут начать
ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг
перестает общаться с матерью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит учителю.
Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут
тревожить различные практические вопросы: кто будет провожать его в школу?
кто поможет с уроками? кто даст карманных денег? Для более старших детей
смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т. п.
Как помочь страдающему ребенку?
Прежде всего, необходимо, чтобы переживание
разделялось всеми членами семьи. Многие сходятся в том,
что желательно принятие траура всеми членами семьи,
включая детей (может быть, кроме дошкольников). Это
совместное переживание, понятное каждому члену семьи.
Самое сложное для взрослого это сообщить ребенку
о смерти близкого. Лучше всего, если это сделает ктото
из родных. Если это невозможно, то сообщить должен тот
взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому он
доверяет.
В этот момент очень важно прикасаться к ребенку:
взять его руки в свои, обнять, взять его на руки. Ребенок должен почувствовать,
что его попрежнему любят, и что он не будет отвергнут. Важно также, чтобы у
ребенка не возникло чувство вины в связи со смертью близкого.
Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению ко
взрослому, принесшему печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать
ребенка взять себя в руки, ибо горе, не пережитое вовремя, может вернуться
месяцы или годы спустя.
2Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не следует спорить
с ними, приставать к ним, их поведение естественно и является своего рода
психотерапией.
Ребенка надо окружить физической заботой, готовить ему еду, стелить постель
и т.п. Не нужно взваливать на него в этот период обязанности взрослых: «Ты теперь
мужчина, не огорчай маму своими слезами». Сдерживание слез противоестественно
для малыша и даже опасно. Но не надо и заставлять ребенка плакать, если он не
хочет.
Признать его боль и страх
В период горя в семье не следует изолировать ребенка от семейных забот.
Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но не всегда легко его к
этому побудить. Потребности ребенка кажутся нам очевидными, однако, мало кто
из взрослых понимает, что ребенку требуется признание его боли и страхов, ему
нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.
В этой связи имеется интересный и полезный опыт. Можно, например, собрать
группу подростков, потерявших родителей, чтобы они могли проговорить все это
между собой. По методике проведения подобных встреч педагогпсихолог не
участвует в беседе до тех пор, пока они его об этом не попросят.
Ребятам важно почувствовать себя на равных. Поначалу они с недоверием
относятся к подобной группе, но, начав говорить, обнаруживают много общего в
чувствах и проблемах. Разговоры, порой болезненные, тем не менее, помогают
подросткам справиться со страхами, прояснить собственные мысли.
Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые
возвращаются на работу, дети в школу. Именно в этот момент потеря становится
наиболее острой. В первые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое
проявление чувств. По прошествии времени на смену могут прийти такие явления,
как энурез, заикание, грызение ногтей, сонливость или бессонница. Невозможно
дать рецепт по каждому конкретному случаю. Главное исходить из потребности
ребенка в любви и внимании к нему.
Если ребенок отказывается от еды, можно предложить ему помочь взрослому
приготовить обед для всей семьи.
Как снять агрессивное поведение?
Маленьким детям можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу,
которые можно мять, ломать и крушить. Детям постарше можно поручить
физическую работу, требующую значительных усилий, или отправить их на
длительную прогулку пешком или на велосипеде.
Однако надо иметь в виду, что в многодетной семье может возникнуть
своеобразное соревнование: кто сильнее выражает свой гнев. Все вышесказанное не
исключает того, что нельзя позволить ребенку зайти в этом слишком далеко.
Нельзя допустить того, чтобы одному ребенку было позволено абсолютно все в
ущерб другим детям.
3В течение многих месяцев, даже всего первого года после смерти близкого
человека, острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие события, как
праздники, дни рождения. Потеря не забывается, но сила выражения эмоций, как
правило, ослабевает.
Когда обращаться к врачу?
Обычно родители стараются избежать обращения к психиатру. Бывает и
наоборот: при малейшем подозрении на необычность поведения ребенка родители
кидаются к врачу, в то время как помощь требуется им, а не ребенку.
В качестве тревожных симптомов можно выделить следующие:
длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке,
полное отсутствие какихлибо проявлений чувств;
анорексия, бессонница, галлюцинации (все это чаще встречается у
подростков);
депрессия подростков;
гнев, загнанный внутрь.
Общий совет: настораживают отсроченное переживание горя, слишком
затянувшееся или необычное беспокойство. Всегда тревожит отсутствие
переживаний.
Плакать не стыдно
Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились
слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень
грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество
трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама
любила клоунов, не правда ли?» такая фраза может стать началом разговора о
цирке, и на уроке рисования можно предложить изобразить чтонибудь веселое.
Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не
пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя
виноватым в смерти отца, он действительно так думает. Дети честны, они говорят
то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о
них надо говорить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше».
Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, знаю, что твой отец
любил тебя, и ты никогда не забудешь его».
Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь
между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте
с родителем изменения в поведении ребенка, в его привычках.
Необходимо с особым вниманием относиться к трудным дням для ребенка.
Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу.
Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить поздравление
для бабушки.
Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является
запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него
период с минимальными потерями.
4Практическая психология образования / Под. Ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера»,
1997. – Ч.3. – С. 256278. По материалам статьи «Психологическая помощь ребенку,
пережившему горе».
Материал подготовлен педагогом – психологом: Бондарь Е. М.
5