Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра оказывает на малыша всестороннее действие. В игре у ребенка развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать с партнерами (сверстниками или взрослыми) определенные взаимоотношения; в играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки других. Игра влияет не только на развитие личности ребенка в целом, она формирует и познавательные
способности, и речь, и произвольность поведения.Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра оказывает на малыша всестороннее действие. В игре у ребенка развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать с партнерами (сверстниками или взрослыми) определенные взаимоотношения; в играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки других. Игра влияет не только на развитие личности ребенка в целом, она формирует и познавательные
способности, и речь, и произвольность поведения.
Подвижные игры в помещении для родителей с детьми 37 лет
«Вместе весело играть»
Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со
мной!». И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость,
занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Однако игра для
ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра
оказывает на малыша всестороннее действие. В игре у ребенка развиваются
коммуникативные способности, умение устанавливать с партнерами (сверстниками или
взрослыми) определенные взаимоотношения; в играх воспитывается сознательная
дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению
контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки других. Игра влияет не
только на развитие личности ребенка в целом, она формирует и познавательные
способности, и речь, и произвольность поведения.
Среди огромного разнообразия игр особое место занимают подвижные игры.
Важнейшим их достоинством является то, что они, по существу, исчерпывают все виды
свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, бросание,
упражнения с предметами и т.д. и поэтому являются самым и универсальным и
незаменимым средством физического воспитания детей. Подвижные игры – лучшее
лекарство для детей от «двигательного голода» гиподинамии.
Вашему вниманию предлагаются подвижные игры, в которые можно играть с детьми
от трех до семи лет в домашних условиях, в небольшом помещении.
(Подвижные игры в помещении для родителей с детьми 34 лет)
«Дружно по дорожке»
Инвентарь: цветной шнур, веревка или скакалка длиной 1,5 – 2 м.
На полу комнаты цветным шнуром, веревкой или скакалкой обозначается линия. Мама с
ребенком (папа и ребенок, старший брат и ребенок и т.д.) становятся друг за другом в
начале линии. Мама предлагает малышу «погулять по дорожке». При этом она произносит
следующий текст:
Дружно по дорожке,
Дружно по дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два –
Шагают наши ножки.
По кочкам, по камешкам,
По кочкам, по камешкам…
В ямку – бух!
Ребенок двигается вслед за мамой вдоль линии. На слова «по кочкам, по камешкам»
они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, руки на пояс; на слова «в
ямку – бух!» присаживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда мама скажет :
«Вылезли из ямки», ребенок вместе с ней встает на ноги.
«За мамой»
Инвентарь: кукла, одетая для прогулки (шапочка, пальто, ботинки), или машинка на
веревочке.
Ребенок становится на ковре рядом с мамой. В руках у мамы кукла или машинка.
Мама говорит малышу: «Я иду с куклой (машинкой) на прогулку. Пойдем со мной!».
После этих слов мама начинает движение в обход по комнате, ребенок идет рядом с ней.
Через 15 – 20 секунд мама останавливается, поворачивается лицом к малышу и
произносит: «Кукла (машинка) устала пора отдыхать». Затем мама кладет куклу(веревочку от машинки) на коврик, вместе с ребенком присаживается на корточки,
складывают руки под щечкой – «засыпают». Через 10 – 15 секунд мама вновь приглашает
ребенка «на прогулку» игра повторяется.
«Самолёты»
Инвентарь: цветной шнур или веревка длиной 23 метра.
На полу комнаты шнуром или веревкой выкладывается круг – это аэродром. Мама
объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолеты. Затем она произносит:
Самолетики летят
И на землю не хотят.
В небе весело несутся,
Но друг с другом не столкнутся.
Самолетики, которых изображают ребенок и мама, расставив руки в стороны,
начинают «летать» за пределами круга. Через 2030 секунд мама говорит:
Вдруг летит большая туча,
Стало все темно вокруг.
Самолетики – свой круг!
После этих слов мама и малыш бегут по кругу – «самолетики садятся на аэродром».
Примечание. После многократного повторения игру можно построить в виде
соревнования.
«Котик к печке подошел»
Мама и ребенок берутся за руки, образуя небольшой кружок. Мама читает стихотворение,
показывает движения, вслед за ней движения и слова повторяет ребенок.
Котик к печке подошел,
Котик к печке подошел,
Идут по кругу, взявшись за руки.
Горшок каши он нашел,
Горшок каши там нашел,
Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи!
Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладони.
Пироги в печи пекутся,
Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.
Они в руки не даются.
Выпрямляются, прячут руки за спину.
(Подвижные игры в помещении для родителей с детьми 45 лет)
«Пилоты»
Инвентарь:2 кегли (или 2 кубика) разных цветов.
Мама и ребенок (папа и ребенок, старший брат и ребенок и т.д.) становятся на
противоположных концах комнаты, рядом с кеглями. Они пилоты самолетов,
находящихся на разных аэродромах. По команде мамы: «Готовим самолеты к полету!» они
расходятся по комнате, останавливаются каждый у своего «самолета», «наливают в баки
керосин» (наклоняются), «заводят моторы» (вращают руками перед грудью) и «летят»
(разводят руки в стороны и разбегаются по комнате в разных направлениях). «Самолеты»
находятся «в воздухе» до тех пор, пока мама не скомандует: «Самолеты, на посадку!».
После этого мама и ребенок должны быстро добежать до «своих» кеглей – «вернуться на
свои аэродромы».
«Чего не стало»
Инвентарь: 10 игрушек небольшого размера (машинка, кубик, мячик, погремушка,матрешка, куколка, птичка и т.п.)
Соревнуются мама и ребенок. На столе перед ними стоят 6 – 10 игрушек. Мама и
ребенок по очереди рассматривают их. Затем водящий предлагает игроку повернуться
спиной и закрыть глаза, а сам в это время убирает или добавляет 23 игрушки. По команде
водящего: «Раз, два, три – смотри!» игрок открывает глаза и поворачивается лицом к
столу. Он должен правильно ответить на вопросы водящего: «Какие игрушки исчезли?
Больше стало игрушек или меньше? На сколько? и т.п. Побеждает игрок, который во время
игры был более внимательным.
«Веселые мячи»
Инвентарь: 2 резиновых мяча диаметром 1820 см.
Мама и ребенок становятся на расстоянии 1,5 – 2 м друг от друга. В руках каждого из
игроков по мячу. Мама читает стихотворение:
Мячик мой веселый
Прыгает и скачет.
Я ладонью бью его,
Мячик мой не плачет!
Вверх подброшу мячик,
А потом поймаю.
Сможешь это повторить? –
Я сейчас не знаю.
И выполняет движение согласно тексту – ударяет мячом об пол, подбрасывает мяч
вверх и ловит его. Затем мама предлагает ребенку повторить тоже самое.
Примечания:
1) Можно предложить ребенку следующие задания: подбросить мяч вверх и поймать
его двумя руками; подбросить мяч вверх и поймать его правой, затем левой рукой;
ударить мяч об пол, хлопнуть в ладоши и затем поймать мяч.
2) По мере освоения ребенком движений рекомендуется подсчитывать количество
пойманных мячей.
«Прыгает – не прыгает»
Инвентарь: картинки (10х10 см) с изображением зверей, птиц и предметов.
Мама и ребенок становятся друг против друга на небольшом расстоянии. Мама
называет зверей, птиц и предметы, которые «прыгают или не прыгают». Если она называет
то, что прыгает (например, лягушка), ребенок должен подпрыгнуть вверх на двух ногах;
если назовет то, что не прыгает, ребенок должен присесть. Опустить руки вниз, касаясь
пола кончиками пальцев. Объяснив ребенку правила игры, мама начинает произносить
названия зверей, птиц и предметов, одновременно с этим показывая картинки:
Кенгуру.
Ребенок подпрыгивает.
Мяч.
Ребенок подпрыгивает.
Заяц.
Ребенок подпрыгивает.
Медведь.
Ребенок приседает
Стол.
Ребенок приседает
Воробей.
Ребенок подпрыгивает.
Телевизор.
Ребенок приседает.Лягушка.
Ребенок подпрыгивает.
Дерево.
Ребенок приседает.
Обезьянка.
Ребенок подпрыгивает.
и т.д.
(Подвижные игры в помещении для родителей с детьми 56 лет)
«Сделай фигуру»
Инвентарь: записи веселых детских песен («Чунгачанга», «Жили у бабуси два веселых
гуся» и т.п.), музыкальный центр.
Мама и ребенок (папа и ребенок, старший брат и ребенок и т.д.) встают на краю
комнаты. Мама включает запись песенки на 1520 секунд. Под музыку мама и ребенок
разбегаются по комнате, выполняют танцевальные движения. Когда песенка перестает
звучать, игроки останавливаются и принимают какую либо позу. Каждый старается
угадать, что за фигуру показал его наперник, отмечают наиболее удачную позу. Игру
можно повторить 34 раза.
«Кто самый ловкий»
Инвентарь: 4 детских стульчика (или 4 подставки высотой 2025 см), 2024
пластмассовых кубика (ребро кубика 68 см).
На одной стороне комнаты ставятся 2 стульчика на расстоянии друг от друга 11,5 м, мама
и ребенок встают около каждого из них. На другой стороне комнаты, на против первой
пары стульев, на расстоянии 35 м ставятся другие 2 стульчика. На каждый стульчик
кладется по 56 кубиков. По команде мамы: «Раз, два, не зевай, кубик на пол не роняй!»
игроки берут со стула по одному кубику и быстро идут с ним к другому стулу.
Здесь они забирают второй кубик, ставят его на первый и несут оба кубика обратно. Этот
путь игроки повторяют ещё раз с пирамидкой (башенкой) из трех, а затем из четырех и т.д.
Игру можно повторить 23 раза.
Примечание:
1)Поддерживать рукой можно только нижний (первый) кубик, поправлять кубики в
пути нельзя.
2)Как только пирамидка из кубиков рушится, игрок прекращает соревнование и
выходит из игры.
3)Результаты каждого игрока можно записывать. Тогда после нескольких повторений
игры подводятся итоги – кто из игроков набрал больше очков.
«Завернись в ленту»
Инвентарь: лента длиной 46 метров.
Мама и ребенок прикрепляют концы ленты к своему поясу и расходятся на всю ее
длину к краям комнаты. Мама командует:
Будем мы с тобой кружиться
Будем вместе веселиться!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
Игроки начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя.
Побеждает игрок , намотавший на себя больше ленты, чем соперник.
«Удочка»
Инвентарь: веревка длиной 1,52 м, мешочек с песком весом 120150 г.
Мама встает в центре комнаты, в руках у неё верёвка, к которой привязан мешочек с
песком – это «удочка». На расстоянии 1,52 м от мамы становится ребенок «рыбка». Мамачитает стихотворение:
Я веревочку кручу,
Рыбку я поймать хочу.
Раз, два, не зевай,
Выше ты подпрыгивай!
Мама начинает вращать «удочку» как можно ближе к поверхности пола, ребенок
подпрыгивает вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел его ноги.
Примечания:
1)Перед игрой мама показывает и объясняет ребенку, как нужно подпрыгивать: сильно
оттолкнуться от пола и подобрать ноги.
2)Периодически в игре нужно делать паузы, чтобы дать ребенку отдохнуть.
3)На непродолжительное время водящим может стать ребенок.
(Подвижные игры в помещении для родителей с детьми 67 лет)
«Четыре стихии»
Инвентарь: пластиковый или резиновый мяч диаметром 18_23 см.
Мама и ребенок (папа и ребенок, старший брат и ребенок и т.д.) становятся на
расстоянии 1,52 м друг от друга. В руках у мамы мяч. Она объясняет ребенку, что четыре
стихии – это земля, вода, воздух и огонь, на земле живут звери, в воде – рыбы, в воздухе –
птицы, в огне не живет никто.
Мама бросает ребенку мяч и произносит, например, слово «земля». Ребенок сразу же
кидает мяч обратно маме и называет какоголибо зверя, например зайца. Если мама скажет
«огонь!» и бросит ребенку мяч, то ловить его нельзя, от мяча нужно увернуться.
Примечания:
1)Мама кидает ребенку мяч несколько раз подряд (35), постепенно ускоряя темп.
2) Если ребенок даст неправильный ответ или затруднится с ответом, то они с мамой
меняются ролями ( и наоборот).
3) По мере овладения правилами игры первый водящий выбирается по считалке.
«Перепрыгни и пролезь»
Инвентарь: 2 скакалки, два малых обруча диаметром 50 см, кусочек мела или «липучка»
длиной 1,52 м.
На краю комнаты мелом или «липучкой» обозначается линия старта, за которой на
расстоянии 90100 см становятся мама и ребенок. Напротив каждого на расстоянии 1 м от
линии, перпендикулярно к ней, кладется по скакалке, вытянутой во всю длину. Далее
через 80100 см кладется по обручу. По команде мамы «Раз, два, три, беги!» игроки
быстро подбегают к своим скакалкам, прыжками на двух ногах с продвижением вперед
преодолевают расстояние равное их длине, добегают до обручей, поднимают их вверх,
пролезают в обручи, кладут их на место, бегом вдоль скакалок возвращаются обратно к
линии старта. Побеждает тот, кто быстрее пересечет линию.
Примечание .Вместо скакалки между линией старта и обручем можно разложить другие
препятствия: кружки для перепрыгивания, дуги для подлезания, кубики для обегания и т.п.
«У Меланьи, у старушки»
Мама и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 80100 см. Мама читает
стихотворение и показывает движения, которые ребенок повторяет вслед за ней.
У Меланьи, у старушки
«Завязывают платочек» под подбородком.
Жили в маленькой избушке
Складывают руки «домиком» над головой.
Пять сыновей и пять дочерей
Показывают правую ладошку с широко расставленными пальцами, левая рука на
пояс, то же – с переменой рук.И все без бровей
Закрывают брови ладонями обеих рук.
Вот с такими носами,
Движением от носа выпрямляют вперед правую руку, потом – левую.
Вот с такими усами,
Сложенные вместе пальцы обеих рук помещают под носом, затем руки
разводят в стороны.
Вот с такими ушами
Выполняют машущие движения кистями рук вперед – назад около ушей.
И все с бородой.
Движением от подбородка выпрямляют вперед – вниз правую руку, то же – левой
рукой.
Они не пили, не ели,
Поднося ко рту правую руку, кисть сжата в кулачок, то же – левой рукой.
Друг на друга смотрели
Выполняют полунаклон вперед, руки вперед – в стороны.
И разом делали, как я.
Мама показывает любую фигуру или движение, которое ребенок повторяет как
можно
точнее.
Примечания:
1)По мере освоения правил игры водящим назначается ребенок.
2) При следующих повторениях игры водящего выбирают по считалке.
«Запрещенное движение»
Мама и ребенок становятся в центре комнаты друг напротив друга на расстоянии 1 –1,5 м.
Мама произносит слова:
Чтобы всем нам закаляться,
Чтобы нам не захворать,
Нужно делать всем зарядку
И движенья выполнять!
Кто там спит в постели сладко?
Выбегайте на зарядку!
Вы старайтесь, не зевайте,
Упражненья выполняйте!
После этого мама начинает выполнять разные движения, ребенок должен их повторять.
Но одно из движений – «запрещенное», его за мамой повторять нельзя (например
запрещено выполнять движение «руки к плечам»). Мама делает разные движения, ребенок
их повторяет, неожиданно мама выполняет «запрещенное движение». Если ребенок
повторил его, он совершил ошибку, игра останавливается. Через 1015 секунд игра
продолжается.
Примечания:
1)По мере освоения ребенком правил игры можно увеличить темп показа движений.
2) При совершении игроком ошибки игру можно не прекращать, а предложить игроку,
например, сделать шаг вперед, после чего продолжить игру.
3) «Запрещенные движения» следует менять после 45 повторений.
Используемая литература:
Дошкольная педагогика : май/2011г. Ю.А.Кириллова «Вместе весело играть – подвижные
игры в помещении для родителей с детьми 37 лет»