Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Оценка 5

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Оценка 5
Лекции
docx
музыка
Детсад
25.03.2018
Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
В консультации для воспитателей " Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ" довожу до сведения педагогов Что необходимо для для создания самостоятельной музыкальной деятельности детей. Какие условия должны быть созданы, при каких условиях создается самостоятельная творческая деятельность ребенка, Какие требования предъявляются к проектированию музыкальной среды, классификация оборудования для музыкальных уголков.
Организация музыкальной предметно.docx
«Организация музыкальной предметно ­ развивающей среды в  ДОУ»           Предметно­развивающая среда ­ это система  материальных объектов  деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств  обеспечения разнообразной деятельности детей, так как  разнообразие  игрушек не является основным условием их развития.   При организации предметно­пространственной среды в детском саду  необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая "среду обитания"  для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее  развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию  потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.              Развитие музыкальных способностей ­ одна из главных задач  музыкального воспитания в детском саду. Основная цель музыкального  воспитания ребенка ­ получить эстетически воспитанную и развитую,  умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального  произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями,  чувствами. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных  способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или  развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и  обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов­психологов, можно  отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо­физиологические  особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей.  А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления  музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Б.М.Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей  «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство  природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности,  необходимых для успешного её осуществления. В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные  способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как  эмоциональное переживание, чувствованное восприятие; музыкально­слуховое представление (включает в себя память и воображение). Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма ­ это восприятие и воспроизведение временных отношений в  музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только  занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть,  экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься  творческим музицированием. Организация самостоятельной музыкальной деятельности  детей дошкольного возраста без участия взрослого или при его незначительно  помощи, самая сложная задача для педагога. В её основе лежит инициатива  ребенка, огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями  и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой, мотив  самовыражения, самореализации через музыкальное искусство. Условия появления самостоятельной музыкальной  деятельности: накопленные эмоции, чувства, образы в процессе общения с  музыкой; совокупность умений восприятия музыки и умений  исполнительства. Условия организации педагогом самостоятельной музыкальной  деятельности: учет детских музыкальных предпочтений; косвенное участие  взрослого; продуманная предметно­игровая среда (наличие музыкальных  игрушек, инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов), её  доступность детям. Модель: от действий по показу или образцу педагога – к импровизации,  творчеству. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при  условии создания специальной предметно­развивающей среды, а для развития  личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный  музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал  музыкальной   среды  и управлять развитием творчества детей в  музыкальной  деятельности. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности  в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш­  но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных  музыкально­творческих проявлениях.  Предметная среда должна быть  максимально обеспеченной разнообразными музыкально­дидактическими  материалами. Требования  к проектированию  музыкальной   среды:  ●  Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской  деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением:  в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и  дошкольного  возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной  деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится  ведущей.  ●  Среда  должна быть нацелена на зону ближайшего психического  развития (Л.С. Выготский).  ●   Музыкальная   среда  должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные  ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.  ●  Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять  полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и,  наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и  обогащаются.         Музыкальная   среда  раскрывает свои возможности в процессе общения  детей со взрослым в этой  среде. От компетентности взрослого, его  доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет  ли эта  среда   развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей  деятельности. Критерии качества музыкальной среды: Блоки компонентов  среды соответствуют логике развития детской  музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество).  Каждый предусматривает ориентацию на представление в  среде  всех видов  детской  музыкальной  деятельности:  восприятие музыки ­ пособия, помогающие воспринимать произведения  для слушания, произведения, используемые в исполнительской  певческой, танцевальной и музыкально­игровой  деятельности, а также произведения, специально созданные для развития  музыкально­ сенсорного  восприятия детей;  воспроизведение музыки ­ пособия, побуждающие к певческой  деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному  исполнению;  пособия, побуждающие к музыкально­ритмической деятельности: к  восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой  выразительности танца и т.п.;  пособия, побуждающие к игре на детских  музыкальных  инструментах:  восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих  инструментах, а также к творческой импровизации;  музыкально­творческая деятельность – пособия, побуждающие к  песенному,  музыкально­игровому, танцевальному творчеству и  импровизации на детских  музыкальных  инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских  музыкальных  инструментов,  развивающих   музыкальных  игр и игрушек, наглядных  дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств  (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор). Содержание  музыкальной среды  отражает принцип системности в  овладении  музыкальной  деятельностью: она должна соответствовать  возрасту детей и содержанию их  музыкальной  деятельности, поэтому  следует усложнять содержание  среды  по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для  музыкально­ творческого  развития детей и получения из  среды  необходимой им  информации для  музыкально­творческой  деятельности. В содержании  среды  должна быть представлена проблемность: ребенок,  действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в  музыкальной    среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу  музыкальной  деятельности. Содержание  музыкальной   среды  следует соотносить с ведущим видом  деятельности детей определенной возрастной  группы. Динамичность содержания  среды  обеспечивает интерес к  музыкальной  деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. Качество структуры Структура  музыкальной   среды  представлена в виде модулей,  включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой  интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были  визуально представлены все виды детской  музыкальной  деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями,  музыкальными  инструментами. Мини­центры удобны для развертывания  музыкальной  деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.  Среда  предполагает гибкое комплексирование и зонирование,  предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей  мини­центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку  детей. Функциональный и эмоциональный комфорт детей. Оформление  музыкальных уголков для детей раннего и младшего  дошкольного  возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего ­ иметь  дидактическую направленность. Предметная  среда  должна быть сомасштабна глазу действиям руки,  росту ребенка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными,  простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с  ними.  Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей  обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка.  Поэтому следует уделять большое внимание эстетике  уголка. Рекомендации по оборудованию музыкальной предметно­развивающей среды  (статья Е.Ю.Матвиенко "Музыкальная предметно­развивающая среда ДОУ"        ­ сборник "Опыт лучших ­ детям. Об инновациях в дошкольном воспитании"): Таким образом, при создании музыкальных уголков в ДОУ  рекомендуется продумать: 1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей,  хранение. 2.Разнообразие оборудования. 3.Учет возрастных особенностей детей. 4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. 5.Возможность переноса оборудования в другие места. Классификация оборудования для музыкальных уголков:       Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян,  аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности,  воображение, музыкальную память. Это вызывает у детей интерес к музыке,  развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.      Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети  могли свободно подходить  и брать инструменты  и  пособия.         Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к  самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1­2 раза в месяц  обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.      При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст  детей. В музыкальных уголках должны находиться : Материал для творческих сюжетно­ролевых игр – это     мягкие игрушки; мягкие музыкальные игрушки; куклы ­  неваляшки, образные музыкальные "поющие" или  "танцующие" игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.) Образные пособия — это 1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают) 2)   Музыкально   —   дидактические   игры:   настольно­печатные   музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала. Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку. 3) Иллюстрации  пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклееными на  них картинками (н­р, изображение различных музыкальных инструментов: барабан,  колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.)  всевозможные  картинки:  книжки­малютки «Мы поем»,  музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на  кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,    иллюстрации по теме «Времена года»,  иллюстрации из «Музыкального букваря»,  иллюстрации музыкальных инструментов,  ноты,  картинки с  изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,  альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками  детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных  музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,  альбомы для рассматривания  «Симфонический оркестр», «Народные   инструменты», «Танцы народов мира»,   графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены  лица с разными эмоциональными настроениями) для определения  характера мелодии при слушании произведений. Неозвученные детские музыкальные игрушки  и инструменты, или  бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое?) ­  это  неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из  плотного картона или тонкой фанеры,  которые предназначены для  создания  игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя,  представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных  инструментах (н­р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и  т.д.).    альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая  картинка должна отражать содержание определенной песни Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые  подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания: 1) игрушки­инструменты со звуком неопределённый высоты (н­р, бубны,  погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие,  бубенчики, и др.) ­ Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики,  различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать  музыкальной лесенкой. ­ Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами  ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной  определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один  ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. ­ Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только “представителей”различных групп – струнной, духовой или ударной, но и  предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания  однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и  треугольники , и т.д. (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные  волчки  и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные  звуки или фиксированную мелодию. 2) игрушки­инструменты, издающие только один звук (н­р, свистульки,  дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксафоны и др.) 3) игрушки­инструменты с фиксированной мелодией (н­р, органчики,  шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.) 4) игрушки­инструменты с диатоническими и хроматическими  звукорядом для творческого музицирования (н­р, металлофон, ксилофон,  гармошка, детское пианино, органола и т.д.) Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из  природного материала (по концепции Карла Орфа): 1) всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета  и т.д.); 2) шелестящие инструменты: а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа  «киндер­сюрпризов»; б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать  семейство барабанов; в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и  нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д. Технические средства Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить  фонотеку  дисков с музыкальным репертуаром (набор дисков с записью детских песен,  народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов  природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники,  чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека  помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого  ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей  желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть. Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального  творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули  музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения  косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки,  султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,  клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики,  осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона. Театры Виды  театров:  театр картинок (Фланелеграф)  Пальчиковый театр  Кукольный театр   Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на  музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.      Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из  показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме  навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с  ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на  музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок  действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими  интересами, желаниями, потребностями.

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018