Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Оценка 5
Лекции
docx
музыка
Детсад
25.03.2018
В консультации для воспитателей " Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ" довожу до сведения педагогов Что необходимо для для создания самостоятельной музыкальной деятельности детей. Какие условия должны быть созданы, при каких условиях создается самостоятельная творческая деятельность ребенка, Какие требования предъявляются к проектированию музыкальной среды, классификация оборудования для музыкальных уголков.
Организация музыкальной предметно.docx
«Организация музыкальной предметно развивающей
среды в ДОУ»
Предметноразвивающая среда это система материальных объектов
деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств
обеспечения разнообразной деятельности детей, так как разнообразие
игрушек не является основным условием их развития.
При организации предметнопространственной среды в детском саду
необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая "среду обитания"
для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее
развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию
потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Развитие музыкальных способностей одна из главных задач
музыкального воспитания в детском саду. Основная цель музыкального
воспитания ребенка получить эстетически воспитанную и развитую,
умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального
произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями,
чувствами.
Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных
способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или
развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и
обучения. Опираясь на работы выдающихся педагоговпсихологов, можно
отметить, что врожденными могут быть лишь анатомофизиологические
особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей.
А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления
музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».
Б.М.Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей
«творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство
природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности,
необходимых для успешного её осуществления.
В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные
способности:
ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как
эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;
музыкальнослуховое представление (включает в себя память и воображение).
Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;
чувство ритма это восприятие и воспроизведение временных отношений в
музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только
занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть,
экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься
творческим музицированием.
Организация самостоятельной музыкальной деятельности
детей дошкольного возраста без участия взрослого или при его незначительно
помощи, самая сложная задача для педагога. В её основе лежит инициатива
ребенка, огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями
и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой, мотив
самовыражения, самореализации через музыкальное искусство.
Условия появления самостоятельной музыкальной
деятельности: накопленные эмоции, чувства, образы в процессе общения с
музыкой; совокупность умений восприятия музыки и умений
исполнительства.
Условия организации педагогом самостоятельной музыкальной
деятельности: учет детских музыкальных предпочтений; косвенное участие
взрослого; продуманная предметноигровая среда (наличие музыкальных
игрушек, инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов), её
доступность детям.
Модель: от действий по показу или образцу педагога – к импровизации,
творчеству.
Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при
условии создания специальной предметноразвивающей среды, а для развития
личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный
музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и
управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности
в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш
но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных
музыкальнотворческих проявлениях. Предметная среда должна быть
максимально обеспеченной разнообразными музыкальнодидактическими
материалами.
Требования к проектированию музыкальной среды:
● Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской
деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением:
в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего
и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной
деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится
ведущей.
● Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического
развития (Л.С. Выготский).
● Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной
сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные
ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
● Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять
полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и,
наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и
обогащаются.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения
детей со взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его
доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет
ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей
деятельности.
Критерии качества музыкальной среды:
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской
музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество).
Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов
детской музыкальной деятельности:
восприятие музыки пособия, помогающие воспринимать произведения
для слушания, произведения, используемые в исполнительской
певческой, танцевальной и музыкальноигровой деятельности, а также
произведения, специально созданные для развития музыкально
сенсорного восприятия детей;
воспроизведение музыки пособия, побуждающие к певческой
деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному
исполнению;
пособия, побуждающие к музыкальноритмической деятельности: к
восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой
выразительности танца и т.п.;
пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах:
восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих
инструментах, а также к творческой импровизации;
музыкальнотворческая деятельность – пособия, побуждающие к
песенному, музыкальноигровому, танцевальному творчеству и
импровизации на детских музыкальных инструментах.
Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных
инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных
дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств
(телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в
овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать
возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому
следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально
творческого развития детей и получения из среды необходимой им
информации для музыкальнотворческой деятельности.
В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок,
действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной
среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной
деятельности.
Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом
деятельности детей определенной возрастной группы.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной
деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Качество структуры
Структура музыкальной среды представлена в виде модулей,
включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой
интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были
визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были
созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями,
музыкальными инструментами. Миницентры удобны для развертывания
музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование,
предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей
миницентров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку
детей.
Функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Оформление музыкальных уголков для детей раннего и младшего
дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего иметь
дидактическую направленность.
Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки,
росту ребенка.
Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными,
простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с
ними.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей
обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка.
Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Рекомендации по оборудованию музыкальной предметноразвивающей среды
(статья Е.Ю.Матвиенко "Музыкальная предметноразвивающая среда ДОУ"
сборник "Опыт лучших детям. Об инновациях в дошкольном воспитании"):
Таким образом, при создании музыкальных уголков в ДОУ
рекомендуется продумать:
1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей,
хранение.
2.Разнообразие оборудования.
3.Учет возрастных особенностей детей.
4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5.Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных уголков:
Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян,
аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности,
воображение, музыкальную память. Это вызывает у детей интерес к музыке,
развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.
Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети
могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к
самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 12 раза в месяц
обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.
При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст
детей.
В музыкальных уголках должны находиться :
Материал для творческих сюжетноролевых игр – это
мягкие игрушки;
мягкие музыкальные игрушки;
куклы неваляшки,
образные музыкальные "поющие" или
"танцующие" игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.)
Образные пособия — это
1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
2) Музыкально — дидактические игры: настольнопечатные музыкальные
игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на
закрепление программного материала.
Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию
и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать
желание играть, петь и слушать музыку.
3) Иллюстрации пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклееными на
них картинками
(нр, изображение различных музыкальных инструментов: барабан,
колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.)
всевозможные картинки:
книжкималютки «Мы поем»,
музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на
кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
иллюстрации по теме «Времена года»,
иллюстрации из «Музыкального букваря»,
иллюстрации музыкальных инструментов,
ноты,
картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих
на музыкальных инструментах,
альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками
детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных
музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,
альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные
инструменты», «Танцы народов мира»,
графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены
лица с разными эмоциональными настроениями) для определения
характера мелодии при слушании произведений.
Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, или
бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое?)
это
неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из
плотного картона или тонкой фанеры, которые предназначены для
создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя,
представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных
инструментах (нр, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и
т.д.).
альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая
картинка должна отражать содержание определенной песни
Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые
подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания:
1) игрушкиинструменты со звуком неопределённый высоты (нр, бубны,
погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие,
бубенчики, и др.)
Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики,
различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать
музыкальной лесенкой.
Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами
ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной
определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один
ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только
“представителей”различных групп – струнной, духовой или ударной, но и
предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания
однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и
треугольники , и т.д.
(музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные
волчки и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные
звуки или фиксированную мелодию.
2) игрушкиинструменты, издающие только один звук (нр, свистульки,
дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксафоны и др.)
3) игрушкиинструменты с фиксированной мелодией (нр, органчики,
шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.)
4) игрушкиинструменты с диатоническими и хроматическими
звукорядом для творческого музицирования (нр, металлофон, ксилофон,
гармошка, детское пианино, органола и т.д.)
Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из
природного материала (по концепции Карла Орфа):
1) всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета
и т.д.);
2) шелестящие инструменты:
а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа
«киндерсюрпризов»;
б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать
семейство барабанов;
в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками,
скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и
нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д.
Технические средства
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку
дисков с музыкальным репертуаром (набор дисков с записью детских песен,
народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов
природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных
плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники,
чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека
помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого
ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей
желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.
Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального
творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули
музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу»,
«Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения
косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки,
султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,
клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики,
осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.
Театры
Виды театров:
театр картинок (Фланелеграф)
Пальчиковый театр
Кукольный театр
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на
музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из
показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме
навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с
ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на
музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок
действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими
интересами, желаниями, потребностями.
Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.